дело №2-702\19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Волоколамск 22 мая 2019 года
Волоколамский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Капцовой Т.Ю.,
при секретаре Маровой Е.Н.,
с участием представителей истца Пастух Т.Г. и Акимова О.В.,
представителя ответчика Гарибян Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пастух Я.В. к Администрации Волоколамского муниципального района <адрес> о признании незаконным Постановления главы <адрес> об исключении из списка федеральных льготников для выделения субсидии на приобретение жилья, о восстановлении нарушенных прав,
Установил:
Истец Пастух Я.В. обратился в суд с иском к Администрации Волоколамского муниципального района <адрес> о признании незаконным Постановления главы <адрес> об исключении из списка федеральных льготников для выделения субсидии на приобретение жилья, о восстановлении нарушенных прав.
В обоснование своих требований истец указал, что является инвалидом № группы. На основании Постановления главы Волоколамского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О постановке на очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» был поставлен на очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и включен в списки первоочередников, как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания. При постановке на учет им были предоставлены необходимые документы. В последующем в ходе ежегодных проверок каких-либо замечаний по учетному делу не имелось. Постановлением главы администрации Волоколамского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об исключении из списка федеральных льготников для выделения субсидии на приобретение жилья» Пастух Я.В. был исключен из Сводного списка 2 федеральных льготников, имеющих право на получение субсидии на приобретение жилья. Основанием для издания Постановления явилось решение общественной жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отсутствием заявления с ходатайством Пастуха Я.В. о принятии его в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, имеющего право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов», не представление документов, необходимых для перерегистрации. Однако, нормативные правовые акты, действовавшие в период постановки Пастух Я.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включения в соответствующий список, не содержали требование о предоставлении таких документов, в связи с чем, не могли являться основанием для исключения заявителя из списка. Администрация Волоколамского муниципального района, осуществляющая учет и ведение жилищных дел, надлежащим образом не уведомила Пастуха Я.В. о необходимости представления дополнительных документов, сведений об этом в учетном деле заявителя не имеется. Городской прокуратурой проводилась проверка по указанному факту, выявлены нарушения и внесено представление. О нарушениях своих прав истец узнал из письма городской прокуратуры.
Просит суд признать незаконным Постановление главы Волоколамского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении из списка федеральных льготников для выделения субсидии на приобретение жилья» в части исключения Пастуха Я.В. из Сводного списка 2 федеральных льготников, имеющих право на получении субсидии на приобретение жилья. Обязать Администрацию Волоколамского муниципального района <адрес> восстановить Пастуха Я.В. в Сводном списке 2 федеральных льготников, имеющих право на получении субсидии на приобретение жилья.
В судебном заседании представители истца Пастух Т.Г. и Акимов О.В. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, настаивали на удовлетворении. Дополнительно, Акимов О.В. пояснил, что заявление об отказе от субсидии было написано не самим истцом, а Пастух Т.Г. по просьбе Администрации. Также, в заявлении указано, что истец отказывается от субсидии только на 2014 год, но в целом, от предоставления ему данной льготы он не отказывался. Кроме того, в материалах учетного дела, отсутствуют доказательства того, что письмо от ДД.ММ.ГГГГ направлялось истцу и получено им. Решение комиссией было принято до истечения месячного срока.
Представитель ответчика Администрации муниципального района <адрес> по доверенности Гарибян Т.А. против удовлетворения заявленных требований возражал, мотивируя тем, что истец сам написал заявление об отказе от субсидии на улучшение жилищных условий на 2014 год, просил предоставить его семье благоустроенное жилье в новом доме.
Третье лицо Администрация городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района <адрес> письменно ходатайствовали о рассмотрении данного дела без участия их представителя, удовлетворение иска оставляют на усмотрение суда.
Рассмотрев исковое заявление, заслушав объяснения представителей сторон по делу, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что имеются основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец Пастух Я.В. является инвалидом № группы, женат, имеет на иждивении несовершеннолетнего ребенка, 2016 года рождения, проживает в квартире общей площадью 42,9 кв.м. по адресу: <адрес>, в которой зарегистрировано восемь человек.
На основании Постановления главы Волоколамского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О постановке на очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» Пастух Я.В. поставлен на очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и включен в списки первоочередников, как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания.
При постановке на учет им были предоставлены необходимые документы. В последующем в ходе ежегодных проверок каких-либо замечаний по учетному делу Пастуха Я.В. не возникало.
Постановлением главы администрации Волоколамского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об исключении из списка федеральных льготников для выделения субсидии на приобретение жилья» Пастух Я.В. исключен из Сводного списка 2 федеральных льготников, имеющих право на получение субсидии на приобретение жилья.
Основанием для издания Постановления явилось решение общественной жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отсутствием заявления с ходатайством Пастуха Я.В. о принятии его в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, имеющего право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов», не представление документов, необходимых для перерегистрации.
Однако, нормативные правовые акты, действовавшие в период постановки Пастух Я.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включения в соответствующий список, не содержали требование о предоставлении таких документов, в связи с чем, не могли являться основанием для исключения заявителя из списка.
Согласно учетному делу, письмом от ДД.ММ.ГГГГ № заявителю в месячный срок было предложено представить: выписку из домовой книги; копию финансового лицевого счета; копию справки, подтверждающий факт установления инвалидности; копию удостоверения; документ, удостоверяющий личность на всех членов семьи.
При этом, Администрация Волоколамского муниципального района, осуществляющая учет и ведение жилищных дел, надлежащим образом не уведомила Пастуха Я.В. о необходимости представления дополнительных документов, сведений об этом в учетном деле заявителя не имеется.
В учетном деле отсутствуют какие-либо данные, подтверждающие направление Пастуху Я.В. названного письма.
Кроме того, заседание общественной жилищной комиссии при администрации Волоколамского муниципального района, на котором было принято решение об исключении истца из списка льготников, состоялось ДД.ММ.ГГГГ, а истцу предлагалось представить документы до ДД.ММ.ГГГГ включительно, то есть, решение комиссией было принято до окончания определенного в письме срока.
Также, стороной ответчика не представлено суду доказательств того, что истцу направлялось и было получено, оспариваемое им Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку о нарушении своих прав Пастух Я.В. узнал только в 2018 году на личном приеме у главы администрации района, что следует из его заявления в Волоколамскую городскую прокуратуру. Доказательств обратного сторона ответчика суду не представила.
В протоколе жилищной комиссии указано, что решение об исключении истца из Сводного списка принято в связи с проведением перерегистрации граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, включенных в Сводный список № федеральных льготников, имеющих право на получение субсидии на приобретение жилья, на основании полученных соответствующих рекомендаций Министерства строительного комплекса <адрес>.
Согласно рекомендациям Министерства строительного комплекса <адрес> (письма от ДД.ММ.ГГГГ №Исх-15220/2.1. и от ДД.ММ.ГГГГ №Исх- 16639/2.1) по итогам проведенной проверки документов, находящихся в учетных делах, выявлены нарушения законодательства при включении граждан в Сводный список № федеральных льготников.
При этом, в указанных рекомендациях каких-либо нарушений законодательства при включении Пастуха Я.В. в Сводный список № федеральных льготников не содержится.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент постановки истца на учет) до принятия «Жилищного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 188-ФЗ в первую очередь жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе лицам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст.28.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется: по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» для обеспечения жилыми помещениями следующих категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на учет до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, объем средств, предусматриваемый бюджетам муниципальных образований <адрес>, определяется исходя из числа указанных лиц, общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по <адрес>, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, при исключении истца из списка федеральных льготников для выделения субсидии на приобретения жилья были нарушены требования федерального законодательства, что повлекло нарушение жилищных и социальных прав Пастух Я.В.
Истец стоит на учете в Администрации городского поселения Волоколамск на получение жилья, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер общей очереди 192, однако, до настоящего времени жилье ему не предоставлено.
Довод представителя ответчика относительно того, что истец сам написал заявление об отказе от субсидии на улучшение жилищных условий на 2014 год, в связи с чем, и был снят с учета, суд находит неубедительным, поскольку, из заявления Пастух Я.В. следует, что истец отказался от субсидии на улучшение жилищных условий только на 2014 года (указал причину такого отказа), при том, что на последующий период (2015 год) такого отказа от него не было и материалами дела не подтверждается.
На основании вышеизложенного, суд считает, что Постановление главы об исключении истца из списка федеральных льготников для выделения субсидий нельзя признать законным, в связи с чем, Пастух Я.В. подлежит восстановлению в Сводном списке № федеральных льготников, имеющих право на получение субсидии на приобретение жилья.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным Постановление главы Волоколамского
муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об
исключении из списка федеральных льготников для выделения субсидии на приобретение жилья» в части исключения Пастуха Я.В. из Сводного списка 2 федеральных льготников, имеющих право на получении субсидии на приобретение жилья.
Обязать Администрацию Волоколамского муниципального района <адрес> восстановить Пастуха Я.В. в Сводном списке 2 федеральных льготников, имеющих право на получении субсидии на приобретение жилья.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Волоколамский городской суд <адрес>.
Судья подпись Капцова Т.Ю.