№ 11-73/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Оренбург 15.04.2016 года
Центральный районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Трусовой Е.В.,
при секретаре Таскеновой Г.Ж.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Оренбургской области решение мирового судьи судебного участка № 4 Центрального района г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Каракаевой Г.З. к Министерству здравоохранения Оренбургской области о взыскании суммы,
УСТАНОВИЛ:
Каракаева Г.З. обратилась к мировому судье с названным выше иском указав, что она является работником здравоохранения, по настоящее время работает в ГБУЗ «<адрес> больница», проживает в сельской местности. До ДД.ММ.ГГГГ она пользовалась льготами по 100% оплате жилья, связанных с отоплением и освещением в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденными ВС РФ ДД.ММ.ГГГГ №.
За период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ (включительно) на оплату жилья за отопление и освещение было потрачено за освещение <данные изъяты>, за отопление уплачено <данные изъяты>. В общей сложности на оплату жилья с отоплением и освещением было потрачено <данные изъяты>. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (включительно) выплачена ежемесячная компенсация на общую сумму <данные изъяты>.
Указывая на то, что согласно п. 1.5 Устава ГБУЗ «Саракташская РБ» учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и лицевые счета, позволяющих самостоятельно осуществлять выплаты льгот, предусмотренных для работников.
Просила взыскать с Министерства здравоохранения Оренбургской области в ее пользу компенсацию в счет возмещения расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере <данные изъяты>.
Решением мирового судьи судебного участка № 4 Центрального района г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Каракаевой Г.З. удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением мирового судьи, Министерство здравоохранения Оренбургской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение мирового судьи отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении её требований.
В судебном заседании Каракаева Г.З просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представитель заявителя –Министерства здравоохранения Оренбургской области, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Постановляя оспариваемое решение, мировой судья исходил из того, что Каракаева Г.З., работает в «<адрес>ной больнице» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности медицинской сестры. Компенсационные выплаты за коммунальные услуги по месту работы в размере <данные изъяты> ежемесячно Каракаева Г.З не получала, поскольку выбрала другой вид компенсационных выплат как «ветеран труда», за указанный период в иске период сумма компенсации как ветерану труда составила <данные изъяты>, что подтверждается справкой филиала ГКУ «ЦСПН» в Саракташском районе от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург», ОАО «Энергосбыт Плюс», представленному расчету сумм, подлежащих взысканию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ расходы Каракаевой Г.З. по оплате электроэнергии составили <данные изъяты>, расходы по оплате отопления составили <данные изъяты>. Выплачена компенсация за коммунальные услуги по месту работы и как ветерану труда и инвалиду в сумме <данные изъяты>.
Суд апелляционной инстанции, соглашается с выводом суда, о том, что в указанный в иске период Каракаева Г.З. являлась медицинским работником ГБУЗ «Саракташская района больница», зарегистрирована и проживает в сельской местности вместе с членами семьи, в связи, с чем имеет, право на льготу по оплате жилья в связи с отоплением и освещением, которая до ДД.ММ.ГГГГ, ей как медицинскому работнику предоставлялась на основании ч.2. ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от ДД.ММ.ГГГГ №.
Разница между стоимостью потребленных Каракаевой Г.З. «коммунальных услуг» в виде отопления и освещения и выплаченной ей компенсацией нарушает права последней, не компенсирует в полном объеме затраты, связанные с оплатой «коммунальных услуг» виде отопления и освещения, что противоречит позиции Конституционного суда РФ, в соответствии с которой отмена либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только условии надлежащего механизма соответствующего «возмещения», формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
Оснований не согласиться с решением мирового судьи, суд апелляционной инстанции не усматривает.
До 1 января 2005 года врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, в силу части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пункт 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», утративший силу с 1 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона от 21 ноября 2001 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», признал часть вторую статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утратившей силу и дополнил эту статью частями четвертой, пятой и шестой, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
В силу пункта 1 статьи 153 этого же Закона, в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 указанной статьи Закона при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 05.02.2009 № 149-О-П, закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты.
В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников федеральному законодателю надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты.
Из изложенного следует, что сохранение за работающими и проживающими в сельской местности медицинскими работниками организаций здравоохранения льгот в виде бесплатного пользования жилым помещением с отоплением и освещением после ДД.ММ.ГГГГ возможно для тех из них, кто имел это право и пользовался этими льготами до указанной даты.
Ежемесячная денежная выплата в размере <данные изъяты>, установленная Законом Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ №/-III-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории <адрес>», не является денежной заменой льготе, установленной частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от ДД.ММ.ГГГГ №, а является дополнительной мерой социальной поддержки медицинских работников сельской местности, установленной на региональном уровне.
Из анализа названных выше норм и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что жилищно-коммунальные льготы сохраняются за теми медицинскими работниками, которые имели право на такую льготу до ДД.ММ.ГГГГ и после этой даты продолжили работать и проживать в сельской местности.
Из материалов дела следует, что Каракаевой Г.З. зарегистрирована и проживает в <адрес>, работает в «<адрес>ной больнице» с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время в должности медицинской сестры. Таким образом, установлено, что период в работы Каракаева Г.З. в должности медицинской сестры с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время она пользовалась предоставленной ей как мед. работнику льготой до ДД.ММ.ГГГГ и после этой даты, продолжая работать и проживать в сельской местности.
Доводы апелляционной жалобы Министерства здравоохранения о том, что юридически значимым для данного дела является выяснение обстоятельства пользования медицинским работником льготами по предоставлению жилого помещения с освещением и отоплением в период до ДД.ММ.ГГГГ, что истцом не доказано, суд находит необоснованными, поскольку в материалах дела имеется справка, выданная за подписью главного врача ГБУЗ «Саракташская РБ», согласно которой Каракаева Г.З., проживающая по адресу: <адрес> компенсацией по коммунальным услугам не пользуется с ДД.ММ.ГГГГ., Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что до ДД.ММ.ГГГГ. Каракаева Г.З. предоставленными ей льготами пользовалась, проживая и работая в сельской местности.
Кроме того, в апелляционной жалобы изложен довод Министерства здравоохранения о том, что Каракаева Г.З. являясь получателем мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг по льготной категории « Ветеран труда».
Согласно п2.ч.2Закон Оренбургской области от 02.11.2004 N 1523/254-III-ОЗ (ред. от 16.12.2015) "О мерах социальной поддержки ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда и лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны" (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 20.10.2004 N 1523) 1
Ветераны труда, граждане, приравненные к ветеранам труда прекратившие трудовые отношения с предприятиями, учреждениями, организациями после установления (назначения) им пенсии, сохраняют права членов трудовых коллективов тех предприятий, учреждений, организаций, в которых они работали до установления (назначения) пенсии. За ними сохраняется право на улучшение жилищных условий, пользование объектами социально-бытовой сферы и услугами культурно-просветительных учреждений, на участие в приватизации.
Лицам, имеющим звание "Ветеран труда", гражданам, приравненным к ним, по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", предоставляются следующие меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из нормы не более 18 кв. метров общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (в коммунальных квартирах - жилой площади) на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метра - на семью из двух человек, 33 кв. метра - на одиноко проживающих граждан, платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда.
Частью 4 указанного Закона предусмотрено что при наличии у гражданина прав на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Поскольку присвоение звания «Ветеран труда» не исключает предоставление льгот, предусмотренных Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от ДД.ММ.ГГГГ N 5487-1, суд не находит оснований для отмены решения мирового судьи судебного участк№.
Выводы мирового судьи основаны на действующем законодательстве и представленных суду доказательствах и оснований для признания их неправильными, не имеется. Доводов, опровергающих выводы суда, а также являющихся основанием к отмене решения мирового судьи в апелляционном порядке, жалоба не содержит, поэтому оснований для отмены решения не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 327-328 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции,
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 4 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
.