Решение по делу № 2-47/2018 от 13.02.2018

Дело №2-47/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

**.** 2018 года п. Палкино Псковской области

Палкинский районный суд Псковской области в составе председательствующего судьи Крипайтис Н.А., при секретаре Андреевой С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скудновой Ларисы Юрьевны к Отделу пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в Палкинском районе Псковской области о начислении и выплате ежемесячной денежной выплаты - пенсии,

установил:

Скуднова Лариса Юрьевна обратилась в суд с иском к Отделу пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в Палкинском районе Псковской области о начислении и выплате ежемесячной денежной выплаты - пенсии.

В обосновании исковых требований указала, что является инвалидом первой группы с детства, что подтверждается удостоверением №№***. Согласно справке №№*** при повторном освидетельствовании, при достижении совершеннолетия, опять была установлена первая группа инвалидности, бессрочно. Таким образом, с момента получения данной справки, она получила право на получение ежемесячного денежного пособия – пенсии. Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». В силу ст. 11 Соглашения о гарантиях прав граждан – участников СНГ в области пенсионного обеспечения, участниками которого также являются Российская Федерация и Туркменистан, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государства-участника СНГ и государств, входивших в состав СССР, принимаются на территории государств – участников Содружества без легализации. В связи с чем, есть все основания полагать, что справка об инвалидности, выданная Скудновой Л.Ю., является надлежащей, действует на территории Российской Федерации, несет в себе право Скудновой Л.Ю. на получение ежемесячного пособия – пенсии, и должна быть принята Отделением Пенсионного фонда РФ в Палкинском районе Псковской области для выплаты ежемесячной денежной компенсации. Просит суд обязать Отдел пенсионного фонда РФ в Палкинском районе Псковской области начислять и выплачивать истцу ежемесячное денежное пособие – пенсию.

В судебное заседание истец Скуднова Л.Ю. не явилась, воспользовалась правом вести дело через представителя.

Представитель истца по доверенности Кириллов А.А. в судебном заседании уточнил исковые требования, указав, что, действительно, **.** 2017 года Скуднова Л.Ю. обратилась в Отдел пенсионного фонда РФ в Палкинском районе за назначением социальной пенсии по инвалидности, при этом представила выписку МСЭ-2015, выданную ФКУ «ГБУ МСЭ Псковской области». С **.**.2017 Скудновой Л.Ю. была установлена социальная пенсия по инвалидности 3 группы. После прохождения медико-социальной экспертизы с **.**.2018 Скудновой Л.Ю. возобновлена выплата пенсии по инвалидности 3 группы. Однако полагает, что при назначении пенсии ответчиком необходимо было учесть справку об инвалидности, выданную Скудновой Л.Ю. на территории Туркменистана, **.**.1997, подтверждающую наличие у истца первой группы инвалидности с детства бессрочно. Указанная справка Отделом пенсионного фонда не была принята во внимание при назначении социальной пенсии. Однако в соответствии с Соглашением о гарантиях прав граждан – участников СНГ в области пенсионного обеспечения, участниками которого также являются Российская Федерация и Туркменистан, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государства-участника СНГ и государств, входивших в состав СССР, принимаются на территории государств – участников Содружества без легализации. В связи с чем, есть все основания полагать, что справка об инвалидности, выданная Скудновой Л.Ю., является надлежащей, действует на территории Российской Федерации, несет в себе право Скудновой Л.Ю. на получение ежемесячного пособия – социальной пенсии по инвалидности именно первой группы. Просит суд обязать ответчика назначить Скудновой Л.Ю. социальную пенсию по инвалидности первой группы с 25 ноября 2016 года, поскольку именно в этот день истица первоначально обращалась к ответчику устно с вопросом о назначении пенсии.

Представитель ответчика - Отдела пенсионного фонда Российской Федерации в Палкинском районе Андреев А.Ю. исковые требования не признал, пояснив, что **.**.2017 Скуднова Л.Ю. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии. С **.**.2017 ей была назначена социальная пенсия по инвалидности 3 группы, поскольку Скуднова Л.Ю. является инвалидом 3 группы. Полагает, что социальная пенсия по инвалидности первой группы не может быть назначена истцу по следующим основаниям. Социальную защиту инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Согласно ст. 3 указанного Федерального закона законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из положений Конституции РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Если международным договором (соглашением) Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ, то применяются правила международного договора (соглашения). Российская Федерация не имеет международных договоров (соглашений) о взаимном признании правил признания граждан инвалидами. Законодательство иностранных государств, в том числе бывших Республик СССР, может иметь отличный от законодательства Российской Федерации порядок признания граждан инвалидами. Признание лица инвалидом осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом». Согласно п.20 указанных Правил медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства. Граждане, переехавшие на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из иностранного государства, в том числе из стран СНГ, будут иметь право на меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ, при условии признания их инвалидами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за исключением граждан, инвалидность которым была установлена на территории Республик, входивших в состав СССР, до его распада. Инвалидность Скудновой Л.Ю. была установлена после распада СССР.

Выслушав представителей истца, ответчика, изучив письменные материалы дела, материалы гражданского дела, поступившего из Псковского городского суда №2-1521/2017, выплатное дело Скудновой Л.Ю., суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Если международным договором (соглашением) Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора (соглашения).

В соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию по инвалидности имеют постоянно проживающие в Российской Федерации инвалиды I, II и III группы.

Согласно ст. 12 вышеуказанного закона признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В силу ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности.

Согласно пункту 2 Правил признания лица инвалидом, утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В соответствии с п. 36 Правил гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации.

Пунктом 20 данных Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).

Форма справки, подтверждающая факт установления инвалидности, утверждена приказом от 24 ноября 2010 года №1031н «О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления.

Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы.

Как установлено судом, при достижении совершеннолетия Скуднова Л.Ю. прошла освидетельствование в учреждении медико-социальной экспертизы на территории Республики Туркменистан. **.**.1997 истцу была установлена 1 группа инвалидности бессрочно.

По результатам освидетельствования бюро медико-социальной экспертизы на территории Российской Федерации Скудновой Л.Ю. в декабре 2016 года ей была выдана справка от 17.01.2017, согласно которой истцу установлена третья группа инвалидности.

Не согласившись с указанными результатами освидетельствования, Скуднова Л.Ю. обратилась в Псковский городской суд с иском к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Псковской области» Министерства труда и социальной защиты РФ об отмене решения и обязании установить первую группу инвалидности.

В ходе рассмотрения гражданского дела Псковским городским судом была назначена судебная медико-социальная экспертиза, на разрешение которой поставлены вопросы: имелись ли основания для установления I группы инвалидности Скудновой Л.Ю. на момент ее освидетельствования в филиале – бюро МСЭ№12в период **.**.2016 **.**.2017? Имеются ли основания для отмены решения филиала-бюро МСЭ№12об установлении истцу третьей группы инвалидности в период ее освидетельствования **.**.2016 **.**.2017? Если имеются, то какую группу инвалидности следовало установить Скудновой Л.Ю.? Экспертиза проведена очно.

Из заключения о проведенной очной судебной медико-социальной экспертизе **.**.2017 следует, что по результатам очной судебной медико-социальной экспертизы Скудновой Л.Ю., проведенной составом врачей-специалистов ФКУ «ГБ МСЭ по Новгородской области» Минтруда России, на основании комплексного анализа представленных медицинских, медико-экспертных документов, проведенной очной экспертизы Скудновой Л.Ю., установлены нарушение здоровья со стойкими умеренными нарушениями нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций, стойкие умеренные нарушения языковых речевых функций, стойкие умеренные нарушения психических функций, приводящие к ограничению основных категорий жизнедеятельности человека: способность к передвижению 1 степени, способность к контролю за своим поведением 1 степени, способность к общению 1 степени, способность к трудовой деятельности 1 степени, что вызывает необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, и дает основания для определения третьей группы инвалидности в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 №95 (п.п. 2,3,5,6), Приказом Минтруда России от 17.12.2015 №1024 (р.IV п.8, р.V п.12) и п.6.4.2.1, п.7.6.2.2 приложения к приказу.

На поставленные определением суда вопросы, специалисты по МСЭ ФКУ «ГБ МСЭ по Новгородской области» Минтруда России дают следующие ответы: Оснований для установления 1 группы инвалидности Скудновой Л.Ю. на момент ее освидетельствования в филиале-бюро№12в период с23.12.2016 по17.01.2017 не имелось. Оснований для отмены решения филиала-бюро№12об установлении истцу третьей группы инвалидности в период ее освидетельствования с23.12.2016 по17.01.2017 не имелось. Скудновой Л.Ю. следовало установить третью группу инвалидности.

**.**.2017 Псковским городским судом вынесено решение, согласно которого исковые требования Скудновой Л.Ю. к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Псковской области» Министерства труда и социальной защиты РФ об отмене решения и обязании установить первую группу инвалидности, оставлены без удовлетворения. Решение не обжаловано и вступило в законную силу.

**.**.2017 Скуднова Л.Ю. обратилась за назначением социальной пенсии по инвалидности третьей группы, представив в ОП РФ в Палкинском районе выписку МСЭ-2015 №№***, выданную ФКУ «ГБ МСЭ по Псковской области» №№*** **.**.2016; с **.**.2017 Скудновой Л.Ю. была установлена пенсия по инвалидности. Пенсия, ФСД, ежемесячная денежная выплата были назначены Скудновой Л.Ю. на срок до **.**.2018.

Как следует из копии пенсионного дела, с учетом вышеназванного документа истцу было произведено назначение пенсионного обеспечения.

После прохождения медико-социальной экспертизы и поступления в ОП РФ в Палкинском районе выписки МСЭ-2016 №№*** от **.**.2018 все выплаты по выплатному делу Скудновой Л.Ю. были возобновлены с **.**.2018 бессрочно.

Доводы представителя истца Кириллова А.А. о том, что ответчиком при начислении пенсии не применено Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, суд расценивает, как неверное толкование норм права.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств, действительно, урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения».

Согласно ст. 1 вышеуказанного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины.

В соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 г «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 года.

Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств-участников СНГ, а также касающиеся учета трудового стажа, приобретенного этими гражданами на территории государств, входивших в состав СССР и в последующем не ставших участниками двухсторонних соглашений в области пенсионного обеспечения, были проанализированы в решении Экономического Суда СНГ.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и междугородных договоров Российской Федерации» даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ч. 1 и 3 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах», ч. 2ст. 7 ГК РФ).

Международные договоры между Российской Федерацией и Туркменистаном о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты инвалидов, отсутствуют.

Согласно статье 13 Конвенции Содружества Независимых Государств о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, данная норма обеспечивает лишь признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих от органов, должностных или специально уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости дополнительного удостоверения (консульской легализации или проставления апостиля) и не дает права гражданам требовать на территории Российской Федерации предоставления им льгот, установленных законодательством Российской Федерации. Такое право возможно только в соответствии с соответствующим международным договором (соглашением).

Учитывая, что Российская Федерации не имеет международных договоров (соглашений) о взаимном признании правил признания граждан инвалидами и, принимая во внимание, что порядок признания граждан инвалидами в иностранных государствах и в Российской Федерации может быть различным, медико-социальная экспертиза гражданина, являющегося гражданином Российской Федерации, вне зависимости от места его фактического проживания должна проводиться в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

При переселении пенсионера в пределах государств - участников указанного Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных п. 3 ст. 6 названного Соглашения (ст. 7 Соглашения от 13 марта 1992 г).

Приведенная норма ст. 7 Соглашения связывает сохранение права на пенсию в государстве нового места жительства с наличием пенсии того же вида в законодательстве государства, куда гражданин переехал на постоянное жительство.

Право на пенсию определенного вида имеют граждане при наличии всех предусмотренных законом для данного вида пенсии условий, совокупность которых является правовым основанием назначения пенсии.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами первой, второй или третьей группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Частью 4 статьи 1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Российская Федерация не имеет международных соглашений, которыми установлены иные, отличные от вышеуказанных, правила признания лица инвалидами и установления группы инвалидности.

По смыслу приведенных правовых норм, граждане, переехавшие на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из иностранного государства, в том числе из стран СНГ, имеют право на пенсионное обеспечение и меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", при условии признания их инвалидами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением граждан, инвалидность которым была установлена на территории республик, входивших в состав СССР до его распада).

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что действия ответчика по назначению Скудновой Л.Ю. страховой пенсии по инвалидности 3 группы с учетом представленных документов законны и обоснованны в рамках действующего законодательства Российской Федерации.

Таким образом, заявленные исковые требования Скудновой Л.Ю. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясьст. ст. 194 – 198 ГПКРФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Скудновой Ларисе Юрьевне к Отделу пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в Палкинском районе Псковской области о начислении и выплате ежемесячной денежной выплаты - пенсии, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Палкинский районный суд в течение 30 дней со дня изготовления решения в окончательном виде.

В окончательном виде решение изготовлено 05.03.2018.

Судья: Н.А.Крипайтис

2-47/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Скуднова Л.Ю.
Ответчики
ОПФ в Палкинском районе
Другие
Кириллов А.А.
Суд
Палкинский районный суд Псковской области
Дело на странице суда
palkinsky.psk.sudrf.ru
13.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.02.2018Передача материалов судье
13.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2018Судебное заседание
05.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.03.2018Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее