Решение по делу № 2а-2099/2020 от 11.08.2020

№ 2а-2099/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 декабря 2020 года       город Новочебоксарск

Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики под председательством судьи Огородникова Д.Ю., при секретаре судебного заседания Семеновой Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора г.Новочебоксарска Чувашской Республики в защиту неопределенного круга лиц к администрации г.Новочебоксарска Чувашской Республики о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения,

при участии помощника прокурора г.Новочебоксарска Чувашской Республики Воеводиной У.А.,

представителя административного ответчика администрации г.Новочебоксарска Чувашской Республики Александрова П.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

законного представителя заинтересованного лица Автономного учреждения «Ельниковская роща» г.Новочебоксарска - директора Курочкина Е.Ю.,

установил:

Заместитель прокурора г.Новочебоксарск ДД.ММ.ГГГГ с учетом уточнения от ДД.ММ.ГГГГ в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации г.Новочебоксарск Чувашской Республики о признании незаконным бездействия по ненадлежащему соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере обращения с животными в зоопарке Автономного учреждения «Ельниковская роща» (далее - Учреждение, АУ), расположенного по адресу: <адрес>. Постановлением администрации г.Новочебоксарск от 14.09.2012 № 387 образована особо охраняемая природная территория местного значения «Ельниковская роща». В соответствии с п.п.25,30,38 ч.1 ст.16 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа; осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения; осуществление муниципального лесного контроля.

В нарушение п.1 ст.22 ФЗ РФ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п.3.6.-3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» отходы производства (навоз) складируются за зоопарком на территории АУ «Ельниковская роща» навалом на земле без специального укрытия.

В нарушение Постановления Правительства от 30.12.2019 №1937 «Об утверждении требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию» (далее - Требования), ГОСТ Р 58420-2019 «Услуги населению. Услуги зоопарков. Содержание хищных животных. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 58420-2019), ГОСТ Р 57013-2016 «Услуги населению. Услуги зоопарков. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 57013-2016) в ходе проверки были выявлены нарушения п.п.11-14,23,26,46,57,130,197 Требований и Приложений №№3,7 к ним о минимальных площадях вольеров для содержания животных, п.п.6.2.1, 6.3.1, 6.6.2, 6.6.4 ГОСТ Р 58420-2019, п.п.6.5.9, 6.6.4, 7.9.3 ГОСТ Р 57013-2016.

По указанным фактам ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации г.Новочебоксарска было внесено представление об устранении выявленных нарушений. В ходе повторных проверок ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ с выходом на место было установлено, что требования прокурора г.Новочебоксарска до настоящего времени в полном объёме не выполнены.

Просит признать незаконным бездействие администрации г.Новочебоксарска по ненадлежащему контролю в области использования и охраны особо охраняемой природной территории местного значения «Ельниковская роща»; обязать администрацию г. Новочебоксарск в течение 2 месяцев после вступления решения суда в законную силу установить в плане уборки помещений периодичность уборки и дезинфекции согласно п.11 Требований; утвердить план мероприятий по дератизации и дезинсекции согласно п.14 Требований; обеспечить наличие санитарно-карантинной зоны (c лекарственными препаратами и оборудованием для отлова животных, дезинфекционными ковриками на входе, специальной одеждой, отдельным уборочным инвентарем), отвечающей требованиям п.23 Требований; установить ограждения у вольеров животных, угрожающих здоровью и жизни людей (корова, козы, осел, кабаны, овцы, верблюд, бизон, зубрица, як, олень, енот полоскун, лисицы, енотовидная собака), на расстоянии не менее 1 метра в целях соответствия расстояния от возможных посетителей до вольеров животных согласно п.26 Требований; обеспечить хищных животных (волк, медведь, лиса, енотовидная собака, енот полоскун) двумя укрытиями, обустроить в вольере с медведем бассейн с водой в соответствии с п.57 Требований; оборудовать вольеры хищных животных (волк, медведь, лиса, енотовидная собака, енот полоскун) зонами укрытия согласно п.6.3.1 ГОСТ Р 58420-2019; обеспечить вольеры с кабанами, козами, овцами, ослом, коровой, верблюдом, бизоном, зубрицей, яком, оленем, зубренком укрытиями в соответствии с пп. «м» п.46, пп. «в» п.130 Требований; обеспечить площадки (лежбища) уличных вольеров коз, овец, осла, коровы, верблюда, бизона, зубрицы, яка, оленя, зубренка убежищами и ветрозащитными стенками на зимний период в соответствии с п.197 Требований; увеличить размеры вольеров животных до требований, установленных пп. «б» п.46 Требований, не менее для волка - 60 кв.м., каждого кабана - 350 кв.м., каждого козла/барана - 25 кв.м., бизона - 250 кв.м., яка - 250 кв.м., оленя - 100 кв.м., каждого зубра - 250 кв.м., двух лисиц - 8,8 кв.м., енотовидной собаки - 8 кв.м., медведя - 100 кв.м.; оборудовать вольеры всех животных перегонными вольерами согласно пп. «ж» п.46 Требований; установить в зоне обслуживания вольеров для хищников брандспойт или углекислотный огнетушитель согласно п.6.6.2 ГОСТ Р 58420-2019; обеспечить на территории зоопарка наличие огнестрельного оружия и специально обученного персонала в соответствии с п.6.6.4 ГОСТ Р 58420-2019; обеспечить твердое покрытие пешеходных дорожек согласно п.6.5.8 ГОСТ Р 57013-2016; обеспечить наличие входной группы в соответствии с п.6.5.9. ГОСТ Р 57013-2016; разместить информацию о времени демонстрационного кормления животных согласно п.7.9.3 ГОСТ Р 57013-2016, указатели, карты, планы, иные средства навигации согласно п.6.6.4 ГОСТ Р 57013-2016; обеспечить складирование отходов производства (навоза) с учетом требований п.п. 3.6.-3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».

В судебном заседании административный истец помощник прокурора г.Новочебоксарска Чувашской Республики Воеводина У.А. заявленные требования поддержала по изложенным основаниям и просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации г.Новочебоксарска Чувашской Республики Александров П.В. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного иска, мотивируя тем, что требования предъявлены к ненадлежащему ответчику. АУ «Ельниковская роща» как отдельное юридическое лицо самостоятельно отвечает по своим обязательствам. Администрации г.Новочебоксарска Чувашской Республики как собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности за его бездействие.

Директор заинтересованного лица АУ «Ельниковская роща» Курочкин Е.Ю. наличие выявленных недостатков подтвердил частично, пояснив, что у организации отсутствует финансовая возможность привести зоопарк в соответствие со всеми нормативными требованиями, а частично недостатки устранены. У организации имеется договор на дезинсекцию и дератизацию, план этих мероприятий предусмотрен договором. Дезинфекционные коврики и спецодежда Учреждением закуплены, но санитарно-карантинная зона не обложена керамической плиткой. Ограждения у вольеров с животными установлены. На оборудование укрытий для хищных животных отсутствует финансирование, бассейна с водой у медведя нет, АО «Русгидро» взяла шефство над медведем и планирует возведение бассейна. Зоны укрытия есть у енота, волка и медведя. Ветрозащитных стенок на зимний период в вольерах нет. Площади вольеров действительно не соответствуют нормативам, в связи с чем зубриху из АУ скоро перевезут в другой зоопарк. Перегонные вольеры отсутствуют. В вольерах хищников имеется огнетушитель, но без паспорта. Огнестрельного оружия и сотрудника с разрешением на его использование у АУ не имеется. Пешеходные дорожки устроены из гранитной крошки. На обустройство твердого покрытия у АУ отсутствуют финансы. Входная группа в зоопарк отсутствует, имеется проект на его возведение, но финансирование администрацией г.Новочебоксарска не выделяется. Демонстрационное кормление животных не производится. Средства навигации на территории Учреждения имеются. Площадка с твердым покрытием для хранения навоза отсутствует, изготовлен её проект, но денежных средств администрацией муниципального образования не выделено. Отходы жизнедеятельности животных в настоящее время складируются в мешки, основная их масса была вывезена за территорию Учреждения.

Заинтересованные лица Управление имущественных и земельных отношений, Управление городского хозяйства администрации г.Новочебоксарска, Территориальный отдел Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в городе Новочебоксарск в судебное заседание явку представителя не обеспечили, уведомлены.

Выслушав стороны, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст.42,58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно ч.ч.8,9 ст.2 ФЗ от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. Органы местного самоуправления решают предусмотренные Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.

В силу ч.1 ст.16 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся … организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа (п.25); осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения (п.30).

В силу абз.2 п.3 ст.4 Закона ЧР от 15.04.1996 №5 «Об особо охраняемых природных территориях в Чувашской Республике» памятные природные места могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям регионального значения или особо охраняемым природным территориям местного значения.

Постановлением главы администрации г.Новочебоксарск от 14.09.2012 №387 образована особо охраняемая природная территория местного значения - Памятное природное место «Ельниковская роща». Управление и контроль в области организации и функционирования ООПТ «Ельниковская роща», а также ее охрану осуществляет администрация города Новочебоксарска Чувашской Республики через специально созданное автономное учреждение «Ельниковская роща» города Новочебоксарска Чувашской Республики.

Суд отклоняет доводы ответчика Администрации г.Новочебоксарска о том, что она является ненадлежащим ответчиком по настоящему иску.

Согласно ФЗ от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) (ч.1 ст.2). Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (ч.1 ст.3). Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено частью 6 настоящей статьи (ч.2 ст.3). Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг. Автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется. Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, осуществляется за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников. Условия и порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются: Правительством Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации; местной администрацией в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности. Кроме указанных в настоящей статье государственного (муниципального) задания и обязательств автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами. Автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе) (ст.4). Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества (ч.4 ст.2). Источниками финансирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления; доходы от уставной деятельности, бюджетные поступления в виде субсидий и субвенций; средства от оказания платных услуг; средства спонсоров и добровольные пожертвования; иные не запрещенные источники (п.4.5).

В силу п.6 ст.123.22 ГК РФ автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества; по обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым данного пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.

Согласно Уставу автономного учреждения «Ельниковская роща» г.Новочебоксарск собственником имущества и учредителем является муниципальное образование город Новочебоксарск (п.1.4). Функции и полномочия учредителя учреждения от имени города Новочебоксарск осуществляет администрация г.Новочебоксарск Чувашской Республики (п.1.5). Полномочия собственника имущества Учреждения от имени муниципального образования города Новочебоксарск осуществляет Управление имущественных и земельных отношений администрации г.Новочебоксарск в пределах переданных ему полномочий (п.1.6). Координацию и контроль деятельности Учреждения осуществляет сектор экологической безопасности и благоустройства Управления городского хозяйства администрации г.Новочебоксарск (п.1.7). Основные задачи Учреждения: восстановление и сохранение биологического разнообразия в экосистеме Ельниковской рощи, стабилизация и улучшение качества окружающей природной среды парка, поддержание в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов, организация научных исследований на территории парка, организация системы экологического образования и воспитания населения, организация массового отдыха, создание условий для общения людей различных возрастов, их активный отдых, организация культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы (п.2.4). Имущество Учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ (п.4.1). Учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права пользования и распоряжения им в пределах, установленных законодательством РФ и ЧР (п.4.3). Учреждение в отношении имущества, находящегося у него на праве оперативного управления, обеспечивает его бухгалтерский баланс, инвентаризацию, сохранность, несет бремя расходов на его содержание (п.4.4).

Право собственности предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества, правило о несении собственником такого бремени закреплено в ст.210 ГК РФ и является базовым для дальнейшего законодательного и договорного регулирования обязанностей собственника.

Исключение из общего правила конкретизируется в специальном законодательстве или предусмотрено договором.

При этом законом переход обязанности по содержанию имущества в результате его закрепления на праве оперативного управления не установлен. В п.1 ст.296 ГК РФ такое правило не содержится.

Так как собственником имущества Учреждения и лицом, на котором лежит безусловная обязанность по ее содержанию, является муниципальное образование г.Новочебоксарск, и обязанность Учреждения, в оперативном управлении которого находится имущество, принадлежащее собственнику, по содержанию данного имущества обусловлена соответствующим финансированием указанного полномочия со стороны собственника, то предъявление административного иска именно к администрации г.Новочебоксарск соответствует его непосредственной обязанности в отношении данного имущества и цели защиты окружающей среды и прав граждан на санитарно-эпидемиологическое благополучие.

В соответствии с п.п.25,30,38 ч.1 ст.16 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа; осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения; осуществление муниципального лесного контроля.

Согласно ст.9 ФЗ от 27.12.2018 №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к общим требованиям к содержанию животных их владельцами относятся: обеспечение надлежащего ухода за животными; обеспечение своевременного оказания животным ветеринарной помощи и своевременного осуществления обязательных профилактических ветеринарных мероприятий в соответствии с требованиями настоящего федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области ветеринарии; принятие мер по предотвращению появления нежелательного потомства у животных; предоставление животных по месту их содержания по требованию должностных лиц органов государственного надзора в области обращения с животными при проведении ими проверок; осуществление обращения с биологическими отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правила и требования к содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях регламентируются Постановлением Правительства от 30.12.2019 №1937 «Об утверждении требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию», ГОСТ Р 58420-2019 «Услуги населению. Услуги зоопарков. Содержание хищных животных. Общие требования», ГОСТ Р 57013-2016 «Услуги населению. Услуги зоопарков. Общие требования», СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».

Согласно справке по итогам повторной проверки прокуратуры г.Новочебоксарска от ДД.ММ.ГГГГ был выявлено, что в плане уборки помещений периодичность уборки и дезинфекции не установлена; твердые поверхности (полы, лежбища, насесты) не подвергаются ежедневной очистке от отходов и продуктов жизнедеятельности животных; проведение уборки помещений и вольеров не фиксируется в журнале, журнал уборки не утвержден; план мероприятий по дератизации и дезинсекции не утвержден; санитарно-карантинная зона не обеспечена лекарственными препаратами и оборудованием для отлова животных, полы и стены санитарно-карантинной зоны деревянные без специального покрытия, на входе отсутствуют дезинфекционные коврики, специальная одежда, отдельный уборочный инвентарь; во всех вольерах отсутствуют перегонные вольеры, у хищных животных (волк, медведь, лиса, енотовидная собака, енот полоскун) отсутствуют 2 укрытия, у медведя нет бассейна с водой; на площадках (лежбищах) уличных вольеров коз, овец, осла, коровы, верблюда, бизона, зубрицы, яка, оленя, зубренка отсутствуют убежища и ветрозащитные стенки; вольеры с кабанами, козами, овцами, ослом, коровой, верблюдом, бизоном, зубрицей, яком, оленем, зубренком не обеспечены укрытиями; не соблюдается расстояние от посетителей до вольеров животных, угрожающих здоровью и жизни людей, не менее 1 метра (кроме волка, медведя, зубренка); в зоне обслуживания вольеров для хищников отсутствуют брандспойт или углекислотный огнетушитель; отсутствует огнестрельное оружие и специально обученный персонал; отходы производства (навоз) складируются без учета требований п.п.3.6.-3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03, то есть навалом на земле без специального покрытия; отсутствуют твердое покрытие пешеходных дорожек, входная группа, информация о времени демонстрационного кормления животных, указатели, карты, планы, иные средства навигации. Были измерены площади вольеров для животных:

Вольер, №

Животное

Фактическая площадь, кв.м.

Минимальная нормативная площадь, кв.м.

1

Волк

34,4

60

2

Кабан

9,03

350

3,4

Кабан

22,36

350

5

Кабан

13,33

350

6

3 козы

12,9

37,5

7

Козел

12,9

25

9

2 овцы

12,9

31,25

10

2 козы

12,9

31,25

11

2 козы

13,33

31,25

-

Бизон

106,7

250

-

Як

107,38

250

-

Олень

74,34

100

-

Зубренок

134,52

250

-

2 лисицы

6,76

8,8

-

Енотовидная собака

6,76

8

-

Медведь

15

100

Не доверять результатам осмотра у суда оснований не имеется.

Указанные обстоятельства подтверждаются приложенными фотографиями и схемой, составленной директором Учреждения Курочкиным Е.Ю., и являются нарушениями пунктов Требований, согласно которым:

11. Обеспечивается регулярная уборка вольеров и иных мест содержания животных, включающая их очистку от отходов, в том числе от продуктов жизнедеятельности животных, с учетом соблюдения мер безопасности сотрудников, осуществляющих такую уборку. План уборки помещений, предусматривающий периодичность уборки и дезинфекции, утверждается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем. Ежемесячно устанавливается один санитарный день для генеральной уборки и дезинфекции помещений;

14. План мероприятий по дератизации и дезинсекции утверждается руководителем организации;

23. В случае если общая площадь территории зоопарка (зоосада, цирка, зоотеатра, дельфинария, океанариума) не позволяет создать ветеринарный пункт, для размещения травмированных животных, животных, подозреваемых в заболевании или больных заразными болезнями животных, а также вновь поступивших животных, подлежащих карантинированию, по решению руководителя организации или индивидуального предпринимателя выделяется санитарно-карантинная зона, оборудованная дезинфекционными барьерами. Указанная санитарно-карантинная зона размещается в отдельном помещении либо оборудуется в части помещения из сборно-разборных конструкций (с возможностью проведения дезинфекции);

26. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, использующие животных в культурно-зрелищных целях, обязаны обеспечить безопасность посетителей (зрителей) зоопарков (зоосадов, цирков, зоотеатров, дельфинариев, океанариумов), выставок и иных мероприятий с участием животных, не допуская контактов с животными, угрожающих здоровью и жизни людей, в том числе посредством размещения посетителей (зрителей) на безопасном расстоянии от животных, установления предохранительных барьеров (решетка, сетка и иные защитные ограждения) между посетителями (зрителями) и местом демонстрации животных (манежем, сценой и др.), информирования (устного или письменного) посетителей (зрителей) об опасности несанкционированных контактов с животными, а также запрета на привлечение (посетителей) зрителей к участию в выступлениях животных. При этом безопасным считается расстояние не менее 1 метра от первого ряда зрительских мест до внешней стороны манежа, сцены, бассейна-арены и иных мест выступления (демонстрации) животных, а также не менее 1 метра от вольера с животными или защитного рва перед вольером с животными. При демонстрации животных в закрытых стеклянных вольерах указанные требования могут не соблюдаться;

57. Для хищных животных предусматриваются не менее 2 укрытий, бассейн с водой в летний период (для тигров, ягуаров и медведей);

пп. «ж», «м» п.46. При размещении животных в помещениях зоопарка (зоосада) обеспечивается наличие в вольерах, в которых содержатся опасные животные класса млекопитающие, перегонного внутреннего помещения или обустройство в вольерах части, где животное перекрывается на период уборки, наличие укрытия (территория в вольере или экспозиции, обеспечивающая животному защиту от демонстрации, погодных условий и способствующая отдыху животного в соответствии с потребностями его вида);

пп. «в» п.130. Обязательными условиями содержания крупных копытных животных является запрет на нахождение на экспозиции без возможности укрытия более 5 часов в сутки;

197. На площадках (лежбищах) уличных вольеров в зимнее время оборудуются навесы, убежища и ветрозащитные стенки;

а также нарушениями ГОСТ Р 58420-2019 «Услуги населению. Услуги зоопарков. Содержание хищных животных. Общие требования», согласно пунктам которого:

6.3.1. В вольерах для хищных животных должны быть предусмотрены зоны укрытия (временного уединения), недоступные для посетителей зоопарка;

6.6.2. В зоне обслуживания хищных животных должен быть предусмотрен брандспойт или углекислотный огнетушитель (тип CO2) для контроля над животными;

6.6.4. Необходимо держать на территории огнестрельное оружие для применения специально обученным персоналом в случае чрезвычайной ситуации. Огнестрельное оружие должно храниться в безопасных условиях и использоваться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации,

нарушениями ГОСТ Р 57013-2016 «Услуги населению. Услуги зоопарков. Общие требования», согласно пунктам которого:

6.5.8 Автомобильные дороги и пешеходные дорожки на территории зоопарка должны иметь твердое покрытие, содержащееся в надлежащем состоянии и обеспечивающее возможность безопасного и комфортного перемещения по зоопарку, в том числе посетителей с ограниченными физическими возможностями. При этом в зоопарке могут быть оборудованы специальные виды дорожек, создаваемые в качестве элементов ландшафтного дизайна (из камня, бревен, коры деревьев и т.п.). Автомобильные дороги и пешеходные дорожки в совокупности должны обеспечивать возможность подъезда/подхода и обзора посетителей всех групп, включая маломобильные;

6.5.9. В зоопарке должны быть предусмотрены помещения, обеспечивающие возможность предоставления посетителям дополнительных услуг, в том числе: входная группа, билетные кассы, помещения администрации, туалеты;

6.6.4. Территория зоопарка должна быть оборудована указателями, картами, планами или другими средствами навигации, позволяющими посетителям легко ориентироваться в зоопарке;

7.9.3 На территории зоопарка в доступных для обозрения местах должна быть размещена информация о времени демонстрационного кормления животных;

нарушениями п.п.3.6-3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», согласно которым хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд. При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.

Доводы АУ «Ельниковская роща» о наличии договора на дезинсекцию и дератизацию, приобретении дезинфекционных ковриков и спецодежды, наличие ограждений у вольеров с животными, наличии зон укрытия у енота, волка и медведя, наличии огнетушителя в вольерах хищников, наличии средств навигации в Учреждении не свидетельствуют об исполнении выданного ДД.ММ.ГГГГ прокурором предписания в полном объёме и не могут быть основанием для отказа в признании незаконным бездействия административного ответчика. Данные обстоятельства могут быть учтены при исполнении решения суда.

Проанализировав приведенные выше положения федерального законодательства и учитывая, что выявленные прокурором нарушения представляют потенциальную опасность с точки зрения санитарно-эпидемиологической, общественной и экологической безопасности, суд приходит к выводу о том, что на администрации г.Новочебоксарск лежит обязанность принять меры по их устранению.

При этом суд не вмешивается в деятельность органов местного самоуправления. Само по себе удовлетворение заявленных прокурором требований не ущемляет самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, поскольку направлено на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности, а потому не может расцениваться как вмешательство в его компетенцию в области муниципального управления.

Ссылка заинтересованного лица на отсутствие в бюджете денежных средств на исполнение возлагаемого судом правового значения для рассматриваемого спора не имеет и не является основанием для освобождения административного ответчика от выполнения возложенных на него законом обязанностей.

Принятые заинтересованным лицом отдельные меры не обеспечивают в полном объеме исполнение требований действующего законодательства и не освобождают от выполнения в целях обеспечения санитарно-эпидемиологической, общественной и экологической безопасности исчерпывающего комплекса предусмотренных законом мероприятий.

Поэтому административные исковые требования о признании незаконным бездействия администрации г.Новочебоксарска по ненадлежащим контролю за использованием и охраной особо охраняемой природной территории местного значения «Ельниковская роща» и обязании устранить выявленные нарушения в течение 2 месяцев после вступления решения суда в законную силу обоснованны и подлежат удовлетворению.

В силу п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Учитывая эти требования закона, суд полагает возможным установить срок устранения выявленных нарушений в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Этот срок с учетом значительного периода времени, в течение которого администрация бездействовала, не принимая никаких действенных мер по исполнению представления от ДД.ММ.ГГГГ, по мнению суда, является разумным.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 218-228 КАС РФ, судья

решил:

Признать незаконным бездействие администрации г.Новочебоксарска по ненадлежащему контролю в области использования и охраны особо охраняемой природной территории местного значения «Ельниковская роща»;

Обязать администрацию г. Новочебоксарск в течение 2 месяцев после вступления решения суда в законную силу провести следующие работы:

установить в плане уборки помещений периодичность уборки и дезинфекции согласно п.11 Требований;

утвердить план мероприятий по дератизации и дезинсекции согласно п.14 Требований;

обеспечить наличие санитарно-карантинной зоны (c лекарственными препаратами и оборудованием для отлова животных, дезинфекционными ковриками на входе, специальной одеждой, отдельным уборочным инвентарем), отвечающей требованиям п.23 Требований;

установить ограждения у вольеров животных, угрожающих здоровью и жизни людей (корова, козы, осел, кабаны, овцы, верблюд, бизон, зубрица, як, олень, енот полоскун, лисицы, енотовидная собака), на расстоянии не менее 1 метра в целях соответствия расстояния от возможных посетителей до вольеров животных согласно п.26 Требований;

обеспечить хищных животных (волк, медведь, лиса, енотовидная собака, енот полоскун) двумя укрытиями, обустроить в вольере с медведем бассейн с водой в соответствии с п.57 Требований;

оборудовать вольеры хищных животных (волк, медведь, лиса, енотовидная собака, енот полоскун) зонами укрытия согласно п.6.3.1 ГОСТ Р 58420-2019;

обеспечить вольеры с кабанами, козами, овцами, ослом, коровой, верблюдом, бизоном, зубрицей, яком, оленем, зубренком укрытиями в соответствии с пп. «м» п.46, пп. «в» п.130 Требований;

обеспечить площадки (лежбища) уличных вольеров коз, овец, осла, коровы, верблюда, бизона, зубрицы, яка, оленя, зубренка убежищами и ветрозащитными стенками на зимний период в соответствии с п.197 Требований;

увеличить размеры вольеров животных до требований, установленных пп. «б» п.46 Требований, не менее для волка - 60 кв.м., каждого кабана - 350 кв.м., каждого козла/барана - 25 кв.м., бизона - 250 кв.м., яка - 250 кв.м., оленя - 100 кв.м., каждого зубра - 250 кв.м., двух лисиц - 8,8 кв.м., енотовидной собаки - 8 кв.м., медведя - 100 кв.м.;

оборудовать вольеры всех животных перегонными вольерами согласно пп. «ж» п.46 Требований;

установить в зоне обслуживания вольеров для хищников брандспойт или углекислотный огнетушитель согласно п.6.6.2 ГОСТ Р 58420-2019;

обеспечить на территории зоопарка огнестрельное оружие и специально обученный персонал в соответствии с п.6.6.4 ГОСТ Р 58420-2019;

обеспечить твердое покрытие пешеходных дорожек согласно п.6.5.8 ГОСТ Р 57013-2016;

обеспечить наличие входной группы в соответствии с п.6.5.9. ГОСТ Р 57013-2016;

разместить информацию о времени демонстрационного кормления животных согласно п.7.9.3 ГОСТ Р 57013-2016, указатели, карты, планы, иные средства навигации согласно п.6.6.4 ГОСТ Р 57013-2016;

обеспечить складирование отходов производства (навоз) с учетом требований п.п. 3.6.-3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики.

Мотивированное решение составляется в течение 10 дней.

Председательствующий: судья                                               Д.Ю. Огородников

Мотивированное решение составлено 31.12.2020.

2а-2099/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
прокуратура г. Новочебоксарск
Ответчики
администрация г. Новочебоксарск
Суд
Новочебоксарский городской суд Чувашии
Судья
Огородников Д. Ю.
Дело на странице суда
novocheboksarsky.chv.sudrf.ru
11.08.2020Регистрация административного искового заявления
12.08.2020Передача материалов судье
13.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
25.08.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.09.2020Судебное заседание
25.09.2020Судебное заседание
12.10.2020Судебное заседание
29.10.2020Судебное заседание
25.11.2020Судебное заседание
17.12.2020Судебное заседание
31.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее