Судья Жолобова М.А. Дело № 33-16450/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 декабря 2016 года в городе Волгограде Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Гулян Р.Ф.,
судей Сукачева Д.Ю., Куденко И.Е.,
при секретаре Бондарь А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску прокурора Кумылженского района Волгоградской области в интересах Р.А.А. к ГБУЗ «Кумылженская центральная районная больница», Комитету здравоохранения Волгоградской области о возложении обязанности по своевременному оформлению рецептов и взыскании расходов на приобретение лекарственных средств,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Комитета здравоохранения Волгоградской области – Гужова М.В.
на решение Кумылженского районного суда Волгоградской области от 28 сентября 2016 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Кумылженского района Волгоградской области- удовлетворить;
возложить на ГБУЗ «Кумылженская центральная районная больница» обязанность обеспечить своевременное оформление рецептов Р.А.А. на лекарственные препараты в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями;
взыскать с Комитета здравоохранения Волгоградской области за счет средств казны Волгоградской области в пользу Р.А.А. расходы на приобретение препаратов <.......> в сумме <.......>.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Сукачева Д.Ю., судебная коллегия
установила:
прокурор Кумылженского района Волгоградской области в интересах Р.А.А. обратился в суд с иском к ГБУЗ «Кумылженская центральная районная больница», Комитету здравоохранения Волгоградской области о возложении обязанности по своевременному оформлению рецептов и взыскании расходов на приобретение лекарственных средств, в обоснование исковых требований указав, что прокуратурой Кумылженского района по обращению инвалида <.......> группы Р.А.А. проведена проверка соблюдения ГБУЗ «Кумылженская центральная районная больница» требований законодательства о лекарственном обеспечении. Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что Р.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом <.......> группы, имеет заболевание: <.......>» и имеет право на получение лекарственных препаратов. С ДД.ММ.ГГГГ Р.А.А. состоит на диспансерном учете у врача- онколога ГБУЗ «Кумылженская ЦРБ» по поводу указанного заболевания. В соответствии с выписанной ГБУЗ «Волгоградский областной клинический онкологический диспансер» справкой Р.А.А. назначены лекарственные препараты: <.......> в сутки ежедневно, <.......> внутримышечно 1 раз в 28 дней, <.......> 4,9 внутривенно 1 раз в месяц. Истец Р.А.А. обеспечен лекарственными препаратами по выписанным рецептам: ДД.ММ.ГГГГ <.......>№ <...> по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ - <.......> № <...>, «<.......> № <...> по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ <.......> № <...>, <.......> № <...> по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ.; <.......> № <...> по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ В целях недопущения прерывания курса лечения после обращения в ГБУЗ «Кумылженская ЦРБ» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, истец Р.А.А. ДД.ММ.ГГГГ приобрел не выписанное ему в ДД.ММ.ГГГГ г. лекарственное средство <.......> № <...> стоимостью <.......>., что подтверждается товарным чеком № <...> от ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, после обращения ДД.ММ.ГГГГ в ГБУЗ «Кумылженская ЦРБ» истец Р.А.А. не был обеспечен лекарственными средствами на ДД.ММ.ГГГГ г., в связи с чем, за счет собственных средств ДД.ММ.ГГГГ им приобретено лекарственное средство <.......> № <...> стоимостью <.......>., а также ДД.ММ.ГГГГ лекарственное средство <.......> № <...> стоимостью <.......>., что подтверждается квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ и товарным чеком № <...> от ДД.ММ.ГГГГ Общая сумма затраченных Р.А.А. собственных средств на приобретение лекарственных препаратов составляет <.......>.
Прокурор Кумылженского района Волгоградской области просил суд возложить обязанность на ГБУЗ «Кумылженская центральная районная больница» обеспечить своевременное оформление рецептов Р.А.А. на лекарственные препараты в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями. Взыскать с Комитета здравоохранения Волгоградской области за счет средств казны Волгоградской области в пользу Р.А.А. расходы на приобретение препаратов <.......>.
Суд постановил указанное выше решение.
Не согласившись с постановленным судом решением, представитель ответчика Комитета здравоохранения Волгоградской области – Гужов М.В., обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, в обоснование жалобы, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав представителя ответчика Комитета здравоохранения Волгоградской области – Гужова М.В., поддержавшего доводы жалобы, помощника прокурора Волгоградской областной прокуратуры Брежневу Т.А., возражавшую против доводов жалобы, обсудив указанные доводы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41).
Согласно п.п. 10, 14 4.1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся:
организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона;
установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно ст.6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения. Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.
Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 г. № 1273 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, согласно которой органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В соответствии с п.2 раздела 5 приложения 3 к Закону Волгоградской области от 19.12.2014 г. № 181-ОД «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Волгоградской области медицинской помощи на 2015 год и плановой период 2016 и 2017 годов», при оказании плановой амбулаторной медицинской помощи лекарственное обеспечение осуществляется за счет средств гражданина, за исключением:
1) лекарственных препаратов (в том числе специализированных продуктов лечебного питания) и медицинских изделий, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно, установленных в приложении 6 к настоящей Программе, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
обеспечения граждан лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, установленных в приложении 6 к настоящей Программе, при лечении в амбулаторных условиях которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен;
2) лекарственных препаратов для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, для граждан, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации (приложение 6 к настоящей Программе).
Обеспечение лекарственными препаратами граждан в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей части осуществляется через аптечную организацию согласно порядку лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях, утвержденному постановлением администрации Волгоградской области от 17.06.2011 №290-п «Об утверждении порядка лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях».
В соответствии с пунктом 3 и подпунктом «а» пункта 4 Порядка №290-п обеспечение граждан необходимыми лекарственными препаратами осуществляется по рецептам на необходимые лекарственные препараты (далее именуются - рецепты) бесплатно и с 50-процентной оплатой стоимости за счет средств бюджета Волгоградской области.
Необходимые лекарственные препараты бесплатно предоставляются гражданам, в том числе гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» (далее - Перечень № 715) определено, что злокачественные образования относятся к социально значимым заболеваниям.
Перечень лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях по рецептам бесплатно за счет средств бюджета Волгоградской области приведен в приложении к настоящему Порядку.
Согласно вышеуказанному Перечню, при наличии онкологического заболевания лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджета Волгоградской области в соответствии с утвержденными федеральными стандартами оказания медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях. В случаях их отсутствия – в соответствии с иными нормативными актами оказания медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - Перечень №890).
Приложением № 1 к перечню № 890 в виде таблицы представлены категории населения, которым гарантировано право на получение бесплатных лекарственных средств, и категории заболеваний, в том числе «онкологические заболевания».
Так, в разделах «Группы населения» и «Категории заболеваний» указаны «инвалиды I группы» и «онкологические заболевания» соответственно, в графе «Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения» - все лекарственные средства.
Таким образом, лицо, признанное в установленном порядке инвалидом и страдающее онкологическим заболеванием, вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатных лекарственных препаратов, вне зависимости от их наименования и стоимости.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 13.02.2012 г. № 90-п определен алгоритм взаимодействия организаций при осуществлении мероприятий по обеспечению необходимыми лекарственными препаратами отдельных категорий граждан.
Так, учреждения здравоохранения систематически анализируют исполнение заявок и контролируют обоснованность назначений и надлежащее оформление рецептов (пункт 13 Порядка).
Рецепты гражданам оформляют медицинские работники, включенные в Территориальный регистр врачей (фельдшеров, акушерок), имеющих право на выписку рецептов на необходимые лекарственные препараты гражданам бесплатно и с 50-процентной оплатой стоимости за счет средств бюджета Волгоградской области, в соответствии с приказами руководителей учреждений здравоохранения о предоставлении медицинским работникам такого права (пункт 14 Порядка).
Согласно п. 53 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» рецепт на лекарственный препарат - письменное назначение лекарственного препарата по установленной форме, выданное медицинским или ветеринарным работником, имеющим на это право, в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска.
В силу п. 1.1 Инструкции о порядке выписывания лекарственных препаратов и оформления рецептов и требований-накладных, утвержденной приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12.02.2007 г. № 110, при наличии соответствующих показаний гражданам, обратившимся за медицинской помощью в амбулаторно-поликлиническое учреждение, а также в случаях необходимости продолжения лечения после выписки больного из стационара назначаются лекарственные препараты и выписываются рецепты на них.
Как следует из Приложений № 1 и № 2 к распоряжению Правительства РФ от 26.12.2015 г. № 2724-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2016 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» лекарственные препараты «Диферелин» (международное запатентованное наименование - «Трипторелин»), «Бикалутамид» (торговое наименование - «Билумид») и «Золедроновая кислота» (торговое наименование - «Зомета») являются жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами для медицинского применения и назначаются по решению врачебных комиссий медицинских учреждений.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Р.А.А. является инвалидом <.......> группы, имеет заболевание <.......> и имеет право на получение лекарственных препаратов.
По рекомендации врача-онколога государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Волгоградский областной клинический онкологический диспансер № <...>" Р.А.А. назначены лекарственные препараты: <.......>.
ДД.ММ.ГГГГ Р.А.А. приобрел не выписанное ему в ДД.ММ.ГГГГ лекарственное средство <.......> № <...> стоимостью <.......>., что подтверждается товарным чеком № <...> от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, после обращения ДД.ММ.ГГГГ в ГБУЗ «Кумылженская ЦРБ» истец Р.А.А. не был обеспечен лекарственными средствами на ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, за счет собственных средств ДД.ММ.ГГГГ им приобретено лекарственное средство <.......> № <...> стоимостью <.......>., а также ДД.ММ.ГГГГ лекарственное средство <.......> 5 мл № <...> стоимостью <.......>., что подтверждается квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ и товарным чеком № <...> от ДД.ММ.ГГГГ.
Так, в соответствии со ст. 3 Закона Волгоградской области от 21.12.2008 г. № 1837-ОД "Об охране здоровья граждан в Волгоградской области", органы исполнительной власти Волгоградской области в сфере охраны здоровья граждан, в том числе, осуществляют контроль в сфере охраны здоровья граждан в порядке, установленном действующим законодательством.
В силу п. 2.1.14. Положения "О комитете здравоохранения Волгоградской области", утвержденного Постановлением Губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 г. № 152 Комитет здравоохранения Волгоградской области в качестве осуществления своих полномочий, в том числе, организует на территории Волгоградской области в соответствии с действующим законодательством обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания.
Согласно п. 2 Постановления Администрации Волгоградской области от 17.06.2011 г. № 290-п "Об утверждении Порядка лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях", Комитету здравоохранения Волгоградской области постановлено организовать лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях.
В соответствии с п. 11.6 "Порядка лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях", утвержденного Постановлением Администрации Волгоградской области от 17.06.2011 г. № 290-п к функциям Комитета здравоохранения Волгоградской области относится, в том числе, контроль за обеспечением граждан необходимыми лекарственными препаратами.
Статьей 16 ГК РФ установлено, что убытки, причиненные гражданину или юридическом) лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Согласно положениям ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет субъекта РФ, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Таким образом, суд первой инстанции правильно пришёл к выводу об обоснованности заявленных требований и взыскал с Комитета здравоохранения Волгоградской области в пользу Р.А.А. расходы на приобретения препаратов <.......>., поскольку Комитет здравоохранения Волгоградской области в силу пункта п. 2.1.34 Положения "О комитете здравоохранения Волгоградской области", утвержденного Постановлением Губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 г. № 152, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отнесенных к ведению Комитета в целях обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами.
Доводы апелляционной жалобы о том, что денежные средства затраченные Р.А.А. на приобретение лекарственных препаратов подлежат взысканию с ГБУЗ «Кумылженская ЦРБ», являются несостоятельными, поскольку обеспечение лекарственными препаратами, а также контроль за обеспечением граждан необходимыми препаратами, является обязанностью Комитета здравоохранения Волгоградской области, исполнение которой, возложено на него действующим законодательством.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и им дана правильная оценка. Выводы, изложенные судом в решении по заявленным требованиям, достаточно мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам. Судом правильно применены нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене решения, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кумылженского районного суда Волгоградской области от 28 сентября 2016 года по гражданскому делу по иску прокурора Кумылженского района Волгоградской области в интересах Р.А.А. к ГБУЗ «Кумылженская центральная районная больница», Комитету здравоохранения Волгоградской области о возложении обязанности по своевременному оформлению рецептов и взыскании расходов на приобретение лекарственных средств - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Комитета здравоохранения Волгоградской области – Гужова М.В. –оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: