Дело № 2а-1189/2021
УИД 42RS0037-01-2021-002348-18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 августа 2021 года город Юрга Кемеровской области
Юргинский городской суд в составе председательствующего судьи Ёлгиной Ю.И., с участием секретаря судебного заседания Цариковой Н.В., административного истца Трубы А.М., представителя административного истца Конькова В.П., административного ответчика Фертиковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Трубы А.М. к судебному приставу- исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по г. Юрге и Юргинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области- Кузбассу о признании незаконным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Труба А.М. обратилась к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по городу Юрга, Юргинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области – Кузбассу с требованиями административного искового заявления о признании незаконным постановления об обращении взыскания на заработную плату и (или) иные доходы должника (об обращении взыскания на пенсию) от 11.05.2021 по исполнительному производству ***-СД.
Требования мотивированы тем, что истец является должником по исполнительным производствам, с ее доходов (социальной пенсии по инвалидности) удерживаются денежные суммы в пользу взыскателя, тогда как социальная пенсия по инвалидности относится к видам доходов, на которые, по ее мнению, не может быть обращено взыскание. Оспариваемым постановлением судебный пристав-исполнитель обратил взыскание в размере 50% без учета ее материального положения, что является незаконным и нарушает права на обеспечение прожиточного минимума.
Административный истец Труба А.М. и ее представитель Коньков В.П. в судебном заседании поддержали заявленные требования по основаниям, указанным в исковом заявлении, просили их удовлетворить.
Административный ответчик судебный пристав- исполнитель МОСП по г. Юрге и Юргинскому району УФССП России по Кемеровской области- Кузбассу Фертикова Е.Н. просила отказать в удовлетворении административного иска, поскольку постановление об обращении взыскания от 11.05.2021 является законным по тем основаниям, что ФЗ «Об исполнительном производстве» не предусмотрено не содержит запрета на обращение взыскания на такой вид дохода должника, как пенсия по инвалидности. Кроме того, пояснила, что должник Труба А.М. не обращалась с заявлением об изменении размера удержаний с учетом ее дохода, с предоставлением соответствующих документов о размере дохода, расходах.
Остальные лица, участвующие в административном деле, извещенные о времени, месте его рассмотрения надлежащим образом, не явились в судебное заседание (л.д.58,59).
Суд, исследовав доказательства, пришел к выводам, изложенным ниже в решении.
На основании п. 1 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов возлагается на административного истца.
По смыслу ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) должностного лица необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В нарушение ч. 11, п. 1 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным истцом не представлено доказательств нарушения своих прав.
В силу части 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Как установлено судом и следует из материалов дела в отношении Трубы А.М. в МОСП по г. Юрге и Юргинскому району УФССП России по Кемеровской области- Кузбассу находятся сводное исполнительные производства :
N *** от 08.07.2020, возбужденное в отношении Трубы А.М., в пользу взыскателя МФК «Лайм-займ» (ООО), на основании исполнительного документа: исполнительный лист *** от 20.05.2020, выданный мировым судьей судебного участка № 5 Юргинского городского судебного района, задолженность в размере: 13685,85 рублей;
N *** от 27.04.2021, возбужденное в отношении Трубы А.М., в пользу взыскателя ООО «АСВ», на основании исполнительного документа: судебного приказа мирового судьи судебного участка № 4 Юргинского городского судебного района по делу № 2-2109/2020 от 19.11.2020, задолженность в размере: 60811,72 рублей;
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 68 Закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту Закон № 229-ФЗ) мерой принудительного исполнения является, кроме прочих, обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.
Поскольку в ходе исполнения исполнительных документов установлено, что должник Труба А.М. получает пенсию по инвалидности, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об обращении взыскания на доходы должника от 11.05.2021. Для производства удержаний суммы долга из доходов должника указанное постановление направлено в Пенсионный фонд (л.д.27).
Согласно части 2 статьи 99 Закона N 229-ФЗ при исполнении исполнительного документа с должника-гражданина может быть удержано не более 50 процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.
Пункт 9 части 1 статьи 101 Закона N 229-ФЗ предусматривает виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание, и в порядке исключения из общего правила о невозможности обращения взыскания на страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию допускает обращение взыскания на страховые пенсии по старости, страховые пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности.
Таким образом, действующее законодательство не содержит запрета на обращение взыскания на такой вид дохода должника, как пенсия по старости и пенсия по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу статьи 4 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Предусматривая в статье 99 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" возможность удержания из заработной платы и иных доходов должника, порядок исчисления размера такого удержания, законодатель в части 2 установил, что при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов.
Положения части 2 статьи 99 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусматривают максимально возможный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, вместе с тем судебный пристав-исполнитель вправе устанавливать такой размер удержания, который бы учитывал материальное положение должника.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2 определения от 26 июня 2019 года N 1719-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина П. на нарушение его конституционных прав положениями статей 68, 98, 99 и 101 Федерального закона "Об исполнительном производстве" разъяснил, что положения статей 68, 98 и 101 Федерального закона "Об исполнительном производстве", допускающие возможность обращения взыскания по исполнительным документам на пенсию должника-гражданина при отсутствии или недостаточности у него денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме, направлены на реализацию таких задач исполнительного производства, как правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а положения статьи 99 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусматривают лишь максимально возможный размер удержания из заработной платы и иных доходов (пенсии) должника и, находясь во взаимосвязи со статьей 4 данного Федерального закона, позволяют судебному приставу-исполнителю устанавливать такой размер удержания, который бы учитывал материальное положение должника, обеспечивая при этом соблюдение указанных принципов исполнительного производства.
Однако, как установлено в судебном заседании, должником в рамках исполнительного производства документальное подтверждение размера дохода (пенсии), обязательных расходов не производилось, сведения об имуществе, на которое может быть обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не представлялись.
Вопреки доводам административного истца, на должника возлагается обязанность доказать обстоятельства, которые свидетельствуют об его имущественном положении (доходах, обязательных платежах, расходах), а не на судебного пристава-исполнителя, задачей которого является исполнение в полном объеме требований исполнительного документа.
Таким образом, довод истца о наличии прямого запрета на обращение взыскания на социальную пенсию по инвалидности, подлежит отклонению.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", нетрудоспособные граждане имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению.
Социальная пенсия по инвалидности назначается гражданам, указанным в подпункте 8 пункта 1 статьи 4 названного Федерального закона (пункт 6 статьи 5).
Право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в Российской Федерации инвалиды первой, второй и третьей группы, в том числе инвалиды с детства. Указанной категории граждан устанавливается пенсия по инвалидности (пункты 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Такого рода пенсия назначена административному истцу, на которую допускается обращение взыскания при неукоснительном соблюдении принципов исполнительного производства.
Таким образом, разрешая заявленные административным истцом требования, суд, приходит к выводу о том, что нарушений прав административного истца административным ответчиком допущено не было. Постановление об обращении взыскания на пенсию должника является законным, в связи с чем суд не усматривает оснований для удовлетворения настоящего иска.
Руководствуясь статьями 175-181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░- ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 17.08.2021.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░