УИД 66RS0007-01-2023-003609-70
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 22.02.2024
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Кокшарова Е.В.,
судей Сорокиной С.В.,
Редозубовой Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Волковым К.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Бунятова Абиля Ариф оглы к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №25 о понуждении к совершению действий по назначению ежемесячной денежной выплаты,
по апелляционной жалобе Бунятова А.А. на решение Чкаловского районного суда г.Екатеринбурга от 05.10.2023.
Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., объяснения Бунятова А.А., представителя территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №25 - Гариповой А.Н., судебная коллегия
установила:
Бунятов А.А. обратился в суд с иском к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №25 (далее - орган социальной политики, управление социальной политики) о возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату на детей в возрасте от трех до семи лет включительно за 2020 год, на основании заявления от 30.12.2020.
В обоснование иска указал, что 30.12.2020 через Единый портал государственных услуг обратился с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно в отношении ребенка ( / / )1, <дата> г. рождения. 19.01.2021 орган социальной политики уведомил истца об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты, в связи с не предоставлением справок о доходах. Ссылаясь на обстоятельства неправомерности отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты Бунятов А.А. полагал, что орган социальной политики вправе проверить достоверность сведений о доходах семьи, лица, претендующего на спорную выплату, в связи с чем вправе получать в порядке межведомственного взаимодействия необходимые сведения от органов, предоставляющих государственные услуги. Бунятову А.А. не разъяснена возможность подтверждения дохода в спорный период путем предоставления дополнительных документов, которые у него не запрошены. Своевременное предоставление таких документов способствовало бы реализации права истца по лучение мер социальной поддержки.
Решением Чкаловского районного суда г.Екатеринбурга от 05.10.2023 иск Бунятова А.А. оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, Бунятовым А.А. подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
В суд апелляционной инстанции явились Бунятов А.А., настаивавший на доводах апелляционной жалобы, представитель органа социальной политики, указавший на законность и обоснованность решения суда, не подлежащего отмене по доводам апелляционной жалобы.
Третье лицо Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции посредством заблаговременного (17.01.2024) размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети «Интернет», направления извещения на адрес электронной почты, явку своего представителя, наделенного в установленном порядке полномочиями, в судебное заседание не обеспечило.
Судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, в соответствии с ч. 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены либо изменения решения суда, которым в целом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального права, регулирующие возникшие между сторонами правоотношения, на основании исследования и оценки, имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В целях повышения доходов семей, имеющих детей, Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 №199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (действовавшего на момент спорных правоотношений и утратившего силу с 01.01.2023, в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 13.01.2023 №12) с 01.01.2020 устанавливалась ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации (п.1).
Подпунктом «а» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020 №199 установлено, что ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.
В соответствии с п.п. «а» п.3 Указа Президента Российской Федерации от 13.01.2023 №12 право на получение назначенных до дня вступления в силу настоящего Указа выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 №199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», сохраняется до окончания периодов, на которые были назначены эти выплаты.
Согласно абз.2 п.п. «а» п.4 Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020 №199 Правительству Российской Федерации поручалось утвердить требования к порядку и условиям предоставления ежемесячной выплаты, примерный перечень документов (сведений), необходимых для ее назначения, типовую форму заявления о назначении ежемесячной выплаты.
Действуя в пределах предоставленных полномочий, Правительство Российской Федерации постановлением от 31.03.2020 №384 (действовавшим на момент спорных правоотношений и утратившего силу с 01.01.2023, в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 №2522) утвердило, в том числе Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - Основные требования).
Право на получение ежемесячной выплаты возникает в случае, если ребенок является гражданином Российской Федерации (п.3 Основных требований).
Право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Российской Федерации (п.3 Основных требований).
Согласно п.6 Основных требований ежемесячная выплата предоставляется в 2020 году за прошедший период, начиная со дня достижения ребенком возраста 3 лет, если обращение за ней последовало не позднее 31.12.2020.
Начиная с 2021 года ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, если обращение за ее назначением последовало не позднее 6 месяцев с этого дня. В остальных случаях ежемесячная выплата осуществляется со дня обращения за ее назначением.
Ежемесячная выплата устанавливается на 12 месяцев. Назначение ежемесячной выплаты в очередном году осуществляется по истечении 12 месяцев со дня предыдущего обращения (п.8 Основных требований).
В соответствии с п.п. «в» п. 9 Основных требований заявление о назначении ежемесячной выплаты (далее - заявление) подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление ежемесячной выплаты, либо в организацию, находящуюся в ведении указанного уполномоченного органа, которой в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению ежемесячной выплаты (далее - уполномоченный орган), в частности в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал), а также с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг в случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты, примерный перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 №384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» (далее - сведения), запрашиваются уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся (п.12 Основных требований).
Одновременно с заявлением заявителем представляются в зависимости от сложившейся у него жизненной ситуации документы (сведения), перечень которых приведен в п.13 Основных требований.
В соответствии с п. 13(1) Основных требований, в случае если заявление подано с использованием единого портала или регионального портала государственных и муниципальных услуг, заявитель в течение 10 рабочих дней со дня регистрации уполномоченным органом заявления представляет в уполномоченный орган документы (сведения), предусмотренные п.13 настоящих основных требований.
Основаниями для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты, в частности являются: превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты; наличие в заявлении недостоверных или неполных данных; отсутствие у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных п.п. «а», «б» (в части пенсий), «в» (в части стипендий и компенсационных выплат в период нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям), «ж», «л», «н» - «п» и «с» п.21 настоящих основных требований, за расчетный период, предусмотренный п.22 настоящих основных требований (п.п. «б,в,ж» 16 Основных требований).
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020 №199, в соответствии со ст.1 Закона Свердловской области от 25.03.2020 №24-ОЗ «О внесении изменений в областной закон «О защите прав ребенка» Закон Свердловской области от 23.10.1995 №28-ОЗ «О защите прав ребенка» дополнен ст.22-1 (утратила силу с 01.01.2023, в связи с изданием Закона Свердловской области от 20.12.2022 №149-ОЗ), следующего содержания.
Для семей, имеющих детей в возрасте от трех до семи лет включительно, настоящим Законом устанавливается мера социальной поддержки - ежемесячная денежная выплата на детей в возрасте от трех до семи лет включительно.
Мера социальной поддержки, указанная в части первой настоящей статьи, предоставляется семье со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Свердловской области за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением этой меры социальной поддержки.
Размер, порядок и условия предоставления меры социальной поддержки, указанной в части первой настоящей статьи, а также порядок исчисления среднедушевого дохода семьи для назначения этой меры социальной поддержки устанавливаются Правительством Свердловской области в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом.
Действуя в пределах предоставленных полномочий, Правительство Свердловской области постановлением от 23.04.2020 №272-ПП, внесло изменения в постановление Свердловской области от 07.12.2000 №1004-ПП «О реализации статей 21, 22-1 и 23 Областного закона «О защите прав ребенка», которое дополнено Порядком и условиями предоставления ежемесячной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно» (далее - Порядок).
В соответствии с п.2 Порядка (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) ежемесячная денежная выплата предоставляется при соблюдении следующих условий:
1) лицо, обратившееся за назначением ежемесячной денежной выплаты, является одним из родителей или иным законным представителем ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно;
2) лицо, обратившееся за назначением ежемесячной денежной выплаты, является гражданином Российской Федерации, проживает совместно с ребенком на территории Свердловской области и не имеет места жительства на территории другого субъекта Российской Федерации, подтвержденного документом о регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации;
3) семья, в которой проживает ребенок, имеет среднедушевой доход семьи, не превышающий величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Свердловской области за II квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты;
4) ребенок является гражданином Российской Федерации;
5) ребенок не находится на полном государственном обеспечении;
6) лицо, обратившееся за назначением ежемесячной денежной выплаты, не лишено родительских прав (не ограничено в родительских правах) в отношении ребенка, на которого назначается ежемесячная денежная выплата.
Предоставление ежемесячной денежной выплаты осуществляется территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области - управлением социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области (далее - управление социальной политики) по месту жительства либо по месту пребывания на территории Свердловской области родителя (иного законного представителя) ребенка (далее - заявитель) на основании заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты (далее - заявление) по типовой форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 №384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» (п.4 Порядка, в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений).
В соответствии с п. 9 Порядка (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) Управление социальной политики в течение двух рабочих дней со дня принятия заявления запрашивает в порядке межведомственного взаимодействия сведения, указанные в примерном перечне документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384.
Заявитель вправе представить документы, содержащие сведения, указанные в ч.1 настоящего пункта, по собственной инициативе.
Управление социальной политики отказывает в назначении ежемесячной денежной выплаты в частности в случаях, если размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Свердловской области за II квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты; в заявлении указаны недостоверные или неполные сведения (п.15 Порядка, в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 30.12.2020 Бунятов А.А. через Единый портал государственных услуг обратился с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно в отношении ребенка ( / / )1, <дата> г. рождения.
19.01.2021 орган социальной политики через Единый портал государственных услуг уведомил истца об отказе в предоставлении услуги по назначению и осуществлению ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, в связи с не предоставлением справок о доходах.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.22-1 Закона Свердловской области от 23.10.1995 №28-ОЗ «О защите прав ребенка» (утратившей силу с 01.01.2023, в связи с изданием Закона Свердловской области от 20.12.2022 №149-ОЗ), Порядка и условиями предоставления ежемесячной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденных постановлением Свердловской области от 07.12.2000 №1004-ПП (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений), исходил из того, что отсутствие сведений о доходе Бунятова А.А. после принятия органом социальной политики мер по их получению в порядке межведомственного взаимодействия, исключало возможность назначения ежемесячной денежной выплаты, поскольку не позволяло определить среднедушевой доход семьи, в которой проживает ребенок, и соотнести его с величиной прожиточного минимума на душу населения, установленную в Свердловской области за II квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты.
Проверяя обоснованность доводов апелляционной жалобы о том, что Бунятову А.А. не разъяснена возможность подтверждения дохода в спорный период путем предоставления дополнительных документов, которые у него не запрошены, своевременное предоставление таких документов способствовало бы реализации права истца получение мер социальной поддержки, судебная коллегия, полагает, что последние не могут повлечь отмену правильного по существу судебного акта.
Из материалов дела не следует, что при подаче заявления через Единый портал государственных и муниципальных услуг о назначении ежемесячной денежной выплаты, Бунятовым А.А. представлялись в орган социальной политики электронные копии (электронные образы) документов, указанных в примерном перечне документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, либо непосредственно в управление социальной политики на бумажном носителе.
В порядке межведомственного взаимодействия управлением социальной политики, произведены запросы в Пенсионный Фонд Российской Федерации (согласно ответа в период с июля 2019 года по июль 2020 года Бунятов А.А. осуществлял трудовую деятельность), а также в Федеральную налоговую службу Российской Федерации (согласно ответа сведения о доходах Бунятова А.А. отсутствуют).
Из объяснений Бунятова А.А., представленной им в суд апелляционной инстанции выписки из протокола от 23.10.2014 №10 заседания совета адвокатской палаты Свердловской области следует, что с 2014 года он осуществляет профессиональную деятельность в качестве адвоката, учредившего адвокатский кабинет.
Согласно п.п.2 п.1 ст.227 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление и уплату налога на доходы физических лиц производят нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.
В подтверждение обстоятельств наличия доходов в юридически значимый период Бунятов А.А. в суд первой инстанции представлена налоговая декларация на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2020 год, с отметкой о её получении Межрайонной ИФНС России №25 29.04.2021, т.е. после отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты.
Помимо этого, вступившим в законную силу решением Чкаловского районного суда г.Екатеринбурга от 11.07.2022 по делу №2а-3037/2022 удовлетворен административный иск Межрайонной ИФНС России №25 к Бунятову А.А. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Судом постановлено:
взыскать с Бунятова А.А. в пользу федерального бюджета недоимку по налогу на доходы физических лиц, с доходов полученных физическими лицами, в соответствии со ст.228 Налогового кодекса Российской Федерации за 2019 год в размере 11022 руб. 13 коп., пени начисленную на указанную сумму в размере 264 руб., штраф в размере 2210 руб.
С учетом изложенного, на момент обращения Бунятова А.А. в орган социальной политики с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, последний, в силу объективных причин, независящих от него, не мог в порядке межведомственного взаимодействия установить обстоятельства наличия у истца дохода с целью определения среднедушевого дохода семьи и наличия у Бунятова А.А. права на соответствующую выплату.
В свою очередь, Бунятов А.А. осуществляя свою профессиональную деятельность, при наличии у него обязанности предоставить в налоговый орган сведения о своих доходах, не проявил должную степень осмотрительности, в связи с чем на нем лежит риск возникновения неблагоприятных последствий по последствиям отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты.
Учитывая, что лицо само определяет объем своих прав и обязанностей, а определив, реализует их по своему усмотрению, несвоевременное предоставление истцом в налоговый орган сведений о своих доходах, корреспондирующее к возникновению у него обязанности уплатить налог на доходы физического лица по суммам доходов, полученных от профессиональной деятельности, не следует расценивать как нарушение прав истца.
При этом, на протяжении длительного времени после обращения в орган социальной политики, имевшего место 30.12.2020, Бунятов А.А., в том числе с учетом наличия у него познаний в области юриспруденции, обстоятельств своевременной информированности о принятом ответчиком решении (19.01.2021), не имел препятствий для реализации права на назначение ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, путем обращения в управление социальной политики, как лично, так и посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг, с предоставлением необходимых документов, чего не сделал.
Обращение в суд с настоящим иском, в том числе после утраты с 01.01.2023 силы нормативных правовых актов, регламентирующих порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, с учетом пассивной позиции истца, начиная с момента обращения в орган социальной политики 30.12.2020 с соответствующим заявлением, пределов заявленных требований (возложить обязанность назначить ежемесячную денежную выплату за 2020 год), исключают актуальность мер социальной поддержки, предоставляемых семьям, имеющим детей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях, и свидетельствуют о наличии у Бунятова А.А. при обращении в суд с настоящим иском иного правового интереса.
Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, не опровергают выводов суда, которые являлись предметом исследования и оценки судом первой инстанции, их необоснованность отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Каких-либо доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Её содержание по существу содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием к отмене решения явиться не может.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь ст.327, ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Чкаловского районного суда г.Екатеринбурга от 05.10.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Бунятова А.А. – без удовлетворения.
Председательствующий: Е.В. Кокшаров
Судья: С.В. Сорокина
Судья: Т.Л. Редозубова