Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Калач-на-Дону 6 декабря 2022 года
Волгоградской области
Калачёвский районный суд Волгоградской области в составе судьи Евдокимовой С.А.,
при секретаре судебного заседания Грачевой Е.В.,
с участием представителя истца МУП «Береславское коммунальное хозяйство» - Дмитриева А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску муниципального унитарного предприятия «Береславское коммунальное хозяйство» к Гойко А.Б., Шевченко А.А., Гойко Д.А. о взыскании задолженности за коммунальные услуги,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к Гойко А.Б. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг (отопление, холодное водоснабжение, водоотведение) и пени за просрочку внесения платежей на том основании, что на протяжении 10 лет собственники жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не оплачивают коммунальные услуги. Информация о собственниках квартиры Росреестр по Волгоградской области не располагает. По сведениям федерального БТИ, квартира приватизирована в долях на имя: Гойко А.Б. (муж), Гойко Л.Ю. (жена), Гойко Д.А. (сын), Гойко А.А. (дочь). Гойко Л.Ю. умерла 20 ноября 2013 года. Как распределены доли в праве собственности на жилье истцу неизвестно. Горячее водоснабжение в квартире отключено.
МУП «Береславское коммунальное хозяйство» регулярно и добросовестно выполнял свои обязательства по отоплению жилого помещения, предоставлению холодного водоснабжения и водоотведения, однако ответчик уклонялся от оплаты за оказанные услуги и за период с марта 2019 года по март 2022 года задолженность составила 190 840,44 рубля, из которых 153 111,83 рубля – основной долг, 32 810,37 рублей – пени за просроченные платежи.
15 июля 2022 года мировым судьей судебного участка № 13 Калачевского судебного района Волгоградской области вынесен судебный приказ о взыскании с Гойко А.Б. в пользу истца суммы задолженности по оплате коммунальных услуг в размере 130 381, 42 рубль.
Определением мирового судьи от 3 августа 2022 года судебный приказ был отменен. В связи с чем истец обратился с настоящим иском в районный суд.
Просит взыскать с ответчика Гойко А.Б. в пользу МУП «Береславское коммунальное хозяйство» задолженность по оплате за пользование коммунальными услугами в размере 153 111,83 рубля, пени в размере 32 810,37 рублей, а также уплаченную госпошлину в размере 4 918,44 рубля.
В ходе подготовки по делу судом было истребовано наследственное дело после смерти Гойко Л.Ю., умершей 20 ноября 2013 года. Согласно которому, с заявлением о принятии наследства обратилась только дочь наследодателя Шевченко (Гойко) А.А., сын Гойко Д.А. отказался от причитающегося ему наследства.
Согласно договору на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от 16 ноября 1994 года, квартира по адресу: <адрес>, перешла в собственность четырех человек: Гойко А.Б., Гойко Л.Ю., Гойко Д.А., Гойко А.А., по 1/4 доле каждому.
Из выписки из ЕГРН на указанную квартиру следует, что 22 сентября 2022 года Шевченко (Гойко) А.А., Гойко Д.А. и Гойко А.Б. оформили на себя право собственности на квартиру (по 1/2, 1/4, 1/4 доле соответственно) и продали объект недвижимости в этот же день Мусаелян А.В.
Соответственно, до 22 сентября 2022 года Шевченко (Гойко) А.А., Гойко Д.А. и Гойко А.Б. оставались собственниками жилого помещения по адресу: <адрес>.
В связи с чем судом в качестве соответчиков по делу были привлечены Шевченко (Гойко) А.А., Гойко Д.А. и Мусаелян А.В.
В судебном заседании представитель истца Дмитриев А.О. исковые требования уточнил, просил взыскать в пользу истца с Шевченко (Гойко) А.А., Гойко Д.А. и Гойко А.Б., в долевом порядке, задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с августа 2019 года по июль 2022 года в размере 150 785,02 рублей, пени за просроченные оплаты за период с 11 сентября 2019 года по 13 сентября 2022 года в размере 32 968,59 рублей, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче искового заявления в суд в сумме 4 918,44 рублей.
На требованиях к ответчику Мусаелян А.В. не настаивает.
В связи с чем, статус Мусаелян А.В. был изменен судом с ответчика на третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований.
Ответчики Шевченко (Гойко) А.А., Гойко Д.А. и Гойко А.Б. в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела без их участия.
Поддерживают письменные возражения Гойко А.Б., согласно которым, истцом не представлено доказательств проживания ответчиков в указанном жилом помещении, не приложены расчеты задолженности с учетом срока исковой давности. Применение повышающего коэффициента истцом ничем не обосновано. В отношении требований о взыскании пени не применены нормы о моратории, установленные Правительством РФ в апреле 2020 года. По его мнению, ответчики зарегистрировали свое право: Шевченко
А.А. с 3 августа 2022 года, Гойко А.Б. и Гойко Д.А. с 22 сентября 2022 года, следовательно обязанность по оплате коммунальных услуг они могут нести с указанных дат.
Третье лицо Мусаелян А.В. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, возражений не представлено.
Суд, с учетом мнения представителя истца Дмитриева А.О., считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков и третьего лица.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договора или из иных оснований, указанных в ГК РФ.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
На основании ч. 3 ст. 30 ГК РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В силу ч. 1 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частями 3 и 4 ст. 154 ЖК РФ, собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Частями 1 и 7 ст. 155 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В судебном заседании установлено, что Шевченко (Гойко) А.А., Гойко Д.А. и Гойко А.Б. являются собственниками жилого помещения по адресу: <адрес>:
Гойко А.Б. и Гойко Д.А. – по 1/4 доле каждый на основании договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от 16 ноября 1994 года;
Шевченко (Гойко А.А.) – 1/4 доли на основании договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от 16 ноября 1994 года, 1/4 доли на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 27 мая 2014 года после смерти матери Гойко Л.Ю., умершей 20 ноября 2013 года.
Довод ответчиков о том, что они зарегистрировали свое право: Шевченко А.А. с 3 августа 2022 года, Гойко А.Б. и Гойко Д.А. с 22 сентября 2022 года, и, следовательно, с данного момента могут нести бремя содержания своего имущества, суд находит несостоятельными, не основанными на требованиях действующего законодательства.
Шевченко (Гойко) А.А., Гойко Д.А. и Гойко А.Б. являются стороной договора пользования коммунальной услугой, а именно использование отопления, холодного водоснабжения, водоотведения, поставляемого МУП «Береславское коммунальное хозяйство».
За период с августа 2019 года по июль 2022 года ответчики не оплачивают коммунальные услуги МУП «Береславское коммунальное хозяйство» по отоплению, холодному водоснабжению, водоотведению, в связи с чем име¬ют общую задолженность по оплате коммунальных услуг в размере 166 883,85 рублей.
В соответствии с п. 26 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 года N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном жилом доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», у собственника обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ). Момент возникновения права собственности определяется правилами Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 8.1, статьи 218, 219, 223, пункт 4 статьи 1152 ГК РФ). Обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги у лица, принявшего жилое помещение от застройщика, после выдачи последнему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию возникает с момента передачи жилого помещения по передаточному акту или иному документу о передаче (пункт 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
Сособственники жилого помещения в многоквартирном доме несут обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг соразмерно их доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение (статья 249 ГК РФ). По смыслу статьи 155 ЖК РФ и статьи 249 ГК РФ, каждый из таких сособственников жилого помещения вправе требовать заключения с ним отдельного соглашения, на основании которого вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, и выдачи отдельного платежного документа (п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 года N 22).
Факт проживания, либо не проживания по адресу: <адрес>, не имеют для данного спора правового значения, поскольку в силу ст. 153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за коммунальные услуги лежит на собственнике жилого помещения. При этом обязательная регистрация либо проживание собственника в жилом помещении, нормами Жилищного законодательства РФ, не предусмотрены.
Таким образом, на Шевченко (Гойко) А.А., Гойко Д.А. и Гойко А.Б. лежит обязанность в силу закона по оплате жилого помещения и коммунальных услуг соразмерно их доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение за период с августа 2019 года по июль 2022 года:
- с Гойко А.Б. и Гойко Д.А. за отопление – 17 188,91 рубль, холодное водоснабжение – 14 661,80 рублей, водоотведение – 5 845,61 рубль, с каждого;
-с Шевченко (Гойко) А.А. за отопление – 34 377,53 рубль, холодное водоснабжение – 29 323,38 рублей, водоотведение – 11 691,35 рубль
Истец, с учетом заявления стороны ответчиков о применении срока исковой давности, произвел перерасчет задолженности. Суд соглашается с данным расчетом и находит его арифметически верным.
Как видно из дела № 2-13-1026/2022, с заявлением о вынесении судебного приказа в мировой суд истец обратился 11 июля 2022 года, следовательно срок взыскания платежей, ранее 11 июля 2019 года, уже пропущен. Соответственно истец уточнил свои требования и просил взыскать задолженность с ответчиков за период с 08.2019г. по 07.2022г. Уточненная сумма задолженности по оплате коммунальных услуг ответчиками в судебном заседании не оспаривалась, контррасчет не предоставлен.
Оценив полученные по делу доказательства в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований.
При указанных выше обстоятельствах, исковые требования МУП «Береславское коммунальное хозяйство» к Шевченко (Гойко) А.А., Гойко Д.А. и Гойко А.Б. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг являются законными и обоснованными, документально подтвержденными, а следовательно подлежащими полному удовлетворению.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3. ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истец доказал факт образовавшейся задолженности за ответчиками. В судебном заседании ответчики не представили доказательств опровергающих обоснованность заявленных исковых требований.
С учетом изложенных обстоятельств, с ответчиков подлежат взысканию в пользу истца задолженность по оплате коммунальных услуг в размере 150 785,02 рублей, пропорционально принадлежащим долям, а именно: 37 696,38 рублей с Гойко А.Б., 37 696,38 рублей с Гойко Д.А., 75 392,26 рублей с Шевченко А.А.
В силу п. 14 ст.155 Жилищного кодекса РФ, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В соответствии со ст. 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии с ч. 1 ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Сумма пени, согласно предоставленного расчета, за период с 11 сентября 2019 года по 13 сентября 2022 года составила 32 968,59 рублей
Учитывая все существенные обстоятельства дела, в том числе, размер задолженности, длительность допущенной ответчиками просрочки нарушения обязательства, последствия нарушения обязательства, а также компенсационную природу неустойки, суд приходит к выводу о том, что сумма неустойки определенная истцом соразмерна последствиям допущенных ответчиками нарушений условий договора, в связи с чем, суд не находит оснований к ее снижению. Данная сумма подлежит взысканию с ответчиков в пользу МУП «Береславское коммунальное хозяйство» пропорционально принадлежащим долям, а именно: с Гойко А.Б. и Гойко Д.А.– по 8 434,88 рублей, с Шевченко (Гойко) А.А. – 16 098,83 рубля.
Вопреки доводам стороны ответчиков, начисления произведены с учетом положений п. 1 Постановления Правительства РФ от 02 апреля 2020 года N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", которым приостановлено до 1 января 2021 г. действие положений подпункта "д" пункта 81 (12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчиков в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы.
При этом суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", согласно которому, при неполном (частичном) удовлетворении имущественных требований, подлежащих оценке, судебные издержки присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику - пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано (статьи 98, 100 ГПК РФ, статьи 111, 112 КАС РФ, статья 110 АПК РФ).
Истцом при подаче искового заявления была оплачена госпошлина в доход государства в размере 4 918 рублей.
С учетом того, что уточненные исковые требования удовлетворены судом в полном объеме в размере 183 753,61 рублей, то в соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчиков подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в размере 4 875 рублей: с Гойко А.Б. и Гойко Д.А. – по 1 218 рублей с каждого (по 1/4 от 4 875), с Шевченко (Гойко) А.А. – 2 438 рублей (1/2 от 4 875); соответственно в остальной части исковых требований о взыскании госпошлины в размере 43, 44 рубля следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования МУП «Береславское коммунальное хозяйство» к Гойко А.Б., Шевченко А.А., Гойко Д.А. о взыскании задолженности за коммунальные услуги – удовлетворить частично.
Взыскать с Гойко А.Б. в пользу муниципального унитарного предприятия «Береславское коммунальное хозяйство» задолженность по оплате коммунальных услуг за период с августа 2019 года по июль 2022 года в размере 37 696 рублей 38 копеек, пени за просроченные оплаты за период с 11 сентября 2019 года по 13 сентября 2022 года в сумме 8 434 рубля 88 копеек, госпошлину по делу в размере 1 218 рублей, а всего взыскать 47 349 (сорок семь тысяч триста сорок девять) рублей 26 копеек.
Взыскать с Гойко Д.А. в пользу муниципального унитарного предприятия «Береславское коммунальное хозяйство» задолженность по оплате коммунальных услуг за период с августа 2019 года по июль 2022 года в размере 37 696 рублей 38 копеек, пени за просроченные оплаты за период с 11 сентября 2019 года по 13 сентября 2022 года в сумме 8 434 рубля 88 копеек, госпошлину по делу в размере 1 218 рублей, а всего взыскать 47 349 (сорок семь тысяч триста сорок девять) рублей 26 копеек.
Взыскать с Шевченко Д.А. в пользу муниципального унитарного предприятия «Береславское коммунальное хозяйство» задолженность по оплате коммунальных услуг за период с августа 2019 года по июль 2022 года в размере 75 392 рубля 26 копеек, пени за просроченные оплаты за период с 11 сентября 2019 года по 13 сентября 2022 года в сумме 16 098 рублей 83 копейки, госпошлину по делу в размере 2 438 рублей, а всего взыскать 93 929 (девяносто три тысячи девятьсот двадцать девять) рублей 09 копеек.
В удовлетворении требований Муниципального унитарного предприятия «Береславское коммунальное хозяйство» о взыскании уплаченной государственной пошлины в размере 43 рубля 44 копейки – отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Волгоградский областной суд в течение месяца, через Калачевский районный суд, со времени изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья С.А. Евдокимова