Решение по делу № 8Г-16986/2021 [88-20757/2021] от 22.06.2021

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-20757/2021

№ дела суда 1-й инстанции 2-245/2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар                                                             12 августа 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Мартыновой Н.Н.,

судей Бетрозовой Н.В., Руденко Ф.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску                                      ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тимашевском районе Краснодарского края о признании решения незаконным, по кассационной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тимашевском районе Краснодарского края, поступившей с делом 22 июня 2021 г., на решение Тимашевского районного суда Краснодарского края от 13 февраля 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда                   от 20 января 2021 г.

Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н., выслушав представителя ответчика ФИО5, поддержавшую доводы кассационной жалобы, истца ФИО1, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Тимашевском районе Краснодарского края (далее ГУ УПФР в Тимашевском районе), в котором просит признать решение от 5 февраля 2019 г. №190000004059/103564/19 об отказе в установлении ей пенсии необоснованным и незаконным, о его отмене и возложении на ответчика обязанности произвести выплату страховой пенсии с момента обращения.

Решением Тимашевскою районного суда от 13 февраля 2020 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены.

    Решение от 5 февраля 2019 г. №190000004059/103564/19, вынесенное         ГУ УПФР в Тимашевском районе об отказе в установлении пенсии ФИО1 признано незаконным и отменено, на ответчика возложена обязанность произвести выплату страховой пенсии с момента обращения, то есть                          с 21 января 2019 г.

                    Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 января 2021 г. решение суда первой инстанции отменено в части.

    Судом постановлено: исковое заявление ФИО1 к ГУ УПФР в Тимашевеком районе Краснодарского края о признании решения незаконным удовлетворить в части с учетом проведенной по делу экспертизы                         от 13 октября 2020 г., включив спорные периоды Кулявец Н.А.                                    с 11 февраля 1999 г. по 31 декабря 2002 г. в должности "медицинская сестра" палатного инфекционного отделения структурного подразделения "Детское отделение" Тимашевкой ЦРБ и с 1 января 2003 г. по 18 декабря 2007 г. в должности "медицинская сестра" палатного структурного подразделения «Педиатрическое отделение» Тимашевской ЦРБ специальный стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающим право на досрочное назначении страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях" как непосредственно осуществлявшей лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения.

Отменить решение суда в части признания решения                                            от 5 февраля 2019 г., вынесенное Государственным учреждением - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Тимашевеком районе Краснодарского края незаконным.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 7 апреля 2021 г. исправлена описка в резолютивной части апелляционного определения от 20 января 2021 г. Судебная коллегия обязала ГУ УПФР в Тимашевском районе засчитать периоды работы ФИО1 с 11 февраля 1999 г. по 31 декабря 2002 г. и               с 1 января 2003 г. по 18 декабря 2007 г. в специальный стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона                 от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, как непосредственно осуществляющей лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

В кассационной жалобе ответчик просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда, установленным по делу обстоятельствам.

Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такого характера нарушения допущены судом апелляционной инстанции при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.

Судами установлено, что ФИО1 с 11 февраля 1999 г.                            до 19 декабря 2007 г. работала медсестрой детского инфекционного отделения Тимашевской ЦРБ, что подтверждается трудовой книжкой, приказом Тимашевской ЦРБ №65/1 от 5 февраля 1999 г., справками МБУЗ «Тимашевская центральная районная больница» №188 от 14 сентября 2018 г. и №47 от 4 декабря 2018 г.

Согласно штатного расписания в Тимашевской ЦРБ имелось инфекционное отделение на 30 коек, в состав которого входили врач-педиатр-инфекционист, медсестра и санитарка.

21 января 2019 г. истец обратилась в Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Тимашевском районе Краснодарского края с заявлением о назначении пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением от 5 февраля 2019 г. №190000004059/103564/19 ответчиком было отказано истцу в установлении ей пенсии, в связи с тем, что в период                с 11 февраля 1999 г. по 18 декабря 2007 г. работа ФИО1 в должности медицинской сестры детского инфекционного отделения Тимашевской центральной районной больницы по непосредственному обслуживанию инфекционных больных не подтверждена документально и сведениями персонифицированного учета.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что период работы ФИО1 с 11 февраля 1999 г. по 18 декабря 2007 г. в должности медицинской сестры детского инфекционного отделения Тимашевской центральной районной больницы по непосредственному обслуживанию инфекционных больных входит в стаж работы с тяжелыми условиями труда, в связи с чем признал незаконным решение ответчика                   от 5 февраля 2019 г.

Удовлетворяя исковое заявление, в целях восстановления нарушенных прав истца, суд признал необходимым обязать ответчика произвести выплату страховой пенсии ФИО1 с момента обращения, то есть                       с 21 января 2019 г.

Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции указав, что факт работы истца с 11 февраля 1999 г.                                   по 18 декабря 2007 г. в должности медицинской сестры детского инфекционного отделения Тимашевской ЦРБ по непосредственному обслуживанию инфекционных больных подтверждается записью в трудовой книжке, а также приказом №65/1 от 5 февраля 1999 г., согласно пункту 6 которого истец переведена с должности старшей медсестры детского отделения ЦРБ на должность медсестры детского инфекционного отделения.

В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции определением судебной коллегии от 10 июня 2020 г. по делу назначено проведение государственной судебной экспертизы условий труда                ФИО1, проведение которой поручено Министерству труда и социального развития Краснодарского края.

Согласно выводов указанной экспертизы №36/РЕ, ФИО1 в периоды с 11 февраля 1999 г. по 31 декабря 2002 г. выполняла работу в должности "медицинская сестра" палатная инфекционною отделения структурного подразделения "Детское отделение" Тимашевкой ЦРБ,                         с 1 января 2003 г. по 18 декабря 2007 г. выполняла работу в должности "медицинская сестра" палатная структурного подразделения "Педиатрическое отделение" Тимашевской НРБ.

Указано, что период работы ФИО1 с 11 февраля 1999 г.                         по 31 декабря 2002 г. соответствует требованиям пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в соответствии с позицией 2260000а-17546 раздела XXIV "Учреждения здравоохранения и социальною обеспечения" Списка № 2, как обслуживавшей больных в инфекционном отделении;

Период работы истца с 1 января 2003 г. по 18 декабря 2007 г. соответствует требованиям, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", как непосредственно осуществлявшей лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения.

Суд апелляционной инстанции принял заключение судебной экспертизы в качестве надлежащего доказательства по делу, однако пришел к выводу, что при любом подсчете, истец преждевременно обратился к ответчику с вопросом о назначении пенсии, поскольку требуемого стажа для назначения таковой не имеется, так как истец имеет страховой стаж 21 год, однако стаж работы с вредными и особо тяжелыми условиями составляет менее 10 лет - 5 лет 7 месяцев 27 дней, тогда как законом требуется не менее шести лет при данных условиях. При этом суд апелляционной инстанции включил спорные период ФИО1 с 11 февраля 1999 г.                                        по 18 декабря 2007 г. в специальный стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ (с учетом определения об исправлении описки).

Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении к спорным отношениям норм материального права.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона                                   от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона                                                                от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в частности, предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного федерального закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста                  55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет                         6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам

Право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона                              от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ (далее — Федеральный закон № 400-ФЗ) имеют лица, лицам, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Таким образом, условия назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона                                    от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ отличаются от требований для установления досрочной пенсии согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, в том числе по типам учреждений, должностям и т.д.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665, при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона                         от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ к лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, могут применяться: Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";

В соответствии с разделом XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» Списка №2 от 26 января 1991 г., право на досрочное пенсионное обеспечение согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых взносах» предоставляется среднему и младшему медицинскому персоналу, непосредственно обслуживающему больных в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах (код позиции 2260000а-17546).

Судом апелляционной инстанции оставлено без внимания, что в соответствии с выводами судебной экспертизы установлено, что из предоставленных документов не представляется возможным установить, что ФИО6 в период с 1 января 2003 г. по 18 декабря 2007 г. выполняла работу по непосредственному обслуживанию больных в туберкулезных или инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах, невозможно установить, соответствуют ли периоды работы ФИО1, требованиям, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ и в соответствии со Списком №2 от 26 января 1991 г. Согласно выводам заключения, указанный период работы соответствует требованиям, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», а не пункта 2 части 1 статьи 30 Закона                     от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона                                    от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 14 указанного Федерального закона при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации                от 11 июля 2002 г. N 516 (далее Правила N 516).

Согласно пункту 4 указанных Правил N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также период ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков (пункт 5 Правил N 516).

Судом апелляционной инстанции также не принято во внимание, что экспертом не учтен факт нахождения ФИО1 в период                                              с 5 декабря 2002 г. по 9 декабря 2002 г. (5 дней) в отпуске без сохранения заработной платы, за который не производились начисление и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, в связи с чем вывод суда апелляционной инстанции о включении в специальный стаж работы с тяжелыми условиями труда и в страховой стаж истца указанного периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы сделан без должного исследования имеющихся в материалах дела доказательств и надлежащей правовой оценки.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Из материалов дела следует, что ФИО1 зарегистрирована в системе индивидуального (персонифицированного) учета в качестве застрахованного лица 19 ноября 1997 г.

Вместе с тем, страхователем Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Тимашевская центральная районная больница" не представлены сведения с указанием кода льготной специальности в спорные периоды, подтверждающие постоянную занятость истца в тяжелых условиях труда.

Учитывая изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не может признать обжалуемый судебный акт соответствующим закону и полагает, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 января 2021 г., а также апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 7 апреля 2021 г. об исправлении описки, подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установить по делу имеющие правовое значения обстоятельства.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 января 2021 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в Краснодарский краевой суд.

Председательствующий                        Н.Н. Мартынова

Судьи                                    Ф.Г. Руденко

                                                             Н.В. Бетрозова

8Г-16986/2021 [88-20757/2021]

Категория:
Гражданские
Статус:
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО - с направлением на новое рассмотрение
Истцы
Кулявец Наталья Адамовна
Ответчики
ГУ УПФ РФ в Тимашевском районе
Другие
МБУЗ "Тимашевская ЦРБ"
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Мартынова Н. Н.
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
12.08.2021Судебное заседание
12.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее