Именем Российской Федерации
18 августа 2021 года г. Тамбов
Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:
судьи Карпухиной Ю.А.,
при секретаре Тофан А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайлова Олега Владимировича к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о включении в страховой стаж периода прохождения военной службы, перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛ:
С 28.07.2019 Михайлову О.В. назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Михайлов О.В. обратился в Государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области с заявлением о разъяснении расчета страховой пенсии по старости.
Из письма ответчика от 08.11.2019 №1121-М-630/17045следует, что при назначении страховой пенсии по старости не засчитан период прохождения военной службы с 05.09.1985 по 15.08.1991 на территории ЭССР (Эстонская республика), так как данный период не включен в пенсионный стаж по законодательству Эстонской Республики, выдавшей формуляр о пенсионном стаже. Михайлов О.М. считает указанное решение незаконным, поскольку в спорный период он проходил службу на территории Эстонской Республики, но в вооруженных силах СССР. Просит обязать ответчика включить в страховой стаж указанный период и произвести перерасчет пенсии с учетом включенного периода, с даты назначения пенсии и с учетом архивной справки о денежном довольствии №20/123 от 22.01.2019, выданной ФГКУ «Центральный архив, архивный отдел (на Балтийском флоте) г. Калининград» за период 01.01.1986 по 31.12.1990 (уточненный иск от 22.06.2021).
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика по доверенности Курьянова Е.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, по основаниям, изложенным в письме ГУ УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области от 08.11.2019, пояснив, что истцу было обоснованно отказано во включении в страховой стаж спорного периоды службы, в силу положений Договора, заключенного между Российской Федерацией и Эстонской Республикой.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и пенсионное дело истца, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ, социальное обеспечение по возрасту гарантируется каждому. Государство в силу ст.2 и ст.7 Конституции РФ обязано обеспечить права граждан. Согласно ст.15 Конституции РФ, она имеет высшую юридическую силу, Законы и иные правовые акты, применяемые на территории РФ, Конституции противоречить не должны.
Статья 19, ч.2 ст.55Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.
В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Согласно ст.8 Всеобщей Декларации прав человека, каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года, ранее действовал закон № 173-Ф3 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ».
14.07.2011 между Российской Федерацией и Эстонской Республикой был заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 31.01.2012 № 1-ФЗ и вступивший в силу с 01.04.2012.
Договор распространяется на отношения, относящиеся: 1) в Российской Федерации - к трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; социальным пенсиям; 2) в Эстонской Республике - к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию (ст. 2 Договора).
Данный Договор применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 Договора (ст. 3 Договора).
При назначении пенсии в соответствии с Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР (п. 1 ст. 5 Договора).
П.1 ст. 6 Договора предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
Под пенсионным стажем понимаются: в Российской Федерации - период, учитываемый согласно законодательству Российской Федерации при определении права на пенсии и их размеров, а также конвертация пенсионных прав по законодательству Российской Федерации; в Эстонской Республике - период, учитываемый согласно законодательству Эстонской Республики при определении права на пенсии и их размеров (п.п. 4 п. 1 ст. 1 Договора).
Таким образом, названный международный договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на пропорциональном принципе: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своему законодательству.
В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона от28.12.2013№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
07.10.1977 Верховным Советом СССР была принята Конституция (Основной закон) СССР (действовала в период прохождения истцом военной службы в рядах Вооруженных сил СССР), в статье 63 которой устанавливалось, что воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР - почетная обязанность советских граждан.
В статье 70 Конституции (Основной закон) СССР от 07.10.1977 провозглашалось, что Союз Советских Социалистических Республик есть единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик. В Союзе Советских Социалистических Республик объединялись 15 союзных республик, в том числе Эстонская Советская Социалистическая Республика (статья 71).
Территория СССР была едина и включала территории союзных республик. Суверенитет СССР распространялся на всю его территорию (статья 75 Конституции (Основной закон) СССР от 07.10.1977).
Прохождение военной службы гражданами СССР в спорный период (с 05.09.1985 по 15.08.1991) регулировалось Законом СССР от 12.10.1967 № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности».
Статьями 3, 5 и 8 Закона СССР от 12.10.1967 № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности» предусматривалось, что все мужчины - граждане СССР, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, обязаны были проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР. Воинская обязанность состоит из действительной военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР. Солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходившие действительную военную службу в пределах сроков, установленных данным законом, считались состоящими на действительной срочной военной службе.
В ст. 73 Закона СССР от 12.10.1967 № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности» закреплялось, что время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж.
Пенсионное обеспечение граждан СССР в спорный период регулировалось Законом СССР от 14.07.1956г. «О государственных пенсиях» и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972г. № 590.
В соответствии с подпунктом «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в общий стаж работы.
Согласно аб.14 п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, с 28.07.2019 Михайлову О.В. назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Письмом Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области от 08.11.2019 №1121-М-630/17045 разъяснено, что при назначении страховой пенсии по старости не засчитан период прохождения военной службы с 05.09.1985 по 15.08.1991 на территории ЭССР (Эстонская республика), так как данный период не включен в пенсионный стаж по законодательству Эстонской Республики, выдавшей формуляр о пенсионном стаже.
Как следует из архивной справки Центрального архива филиал (архив военно-Морского флота) №2477 от 22.02.2019 Михайлов О.В., *** года рождения, уроженец *** назначен начальником группы РЛГ приказом командующего ВВС Прибалтийского ВО №0102 от 05.09.1985, зачислен в списки личного состава части 23426 05.10.1985 (приказ №123 от 05.10.1985). Войсковая часть 23426 в 1985-1991 дислоцировалась в м.Сууркюль, Харьюский район (Эстонская Республика) (л.д. 23).
Данные обстоятельства подтверждаются военным билетом, архивной справкой ФГКУ Центральный архив Минобороны РФ от 01.03.2019, трудовой книжкой истца и не оспариваются сторонами (л.д.27, 18-22).
В связи с изложенным, в соответствии с порядком, предусмотренным соглашением, ответчик направил в департамент социального страхования Эстонской Республики формуляр об обращении Михайлова О.В. об установлении пенсии и о пенсионном стаже с указанием периодов его трудовой деятельности, включаемой в пенсионный стаж по законодательству РФ, для решения вопроса о назначении истцу пенсии по законодательству Эстонской Республики.
Согласно полученному от департамента социального страхования Эстонской Республики ответу от16.07.2019 №15-3/124445 (формуляр опенсионномстаже Михайлова О.В. и формуляр-уведомление об установлении пенсии), вынесено отрицательное решение поскольку право на получение пенсии по старости в соответствии с Законом о государственном пенсионном страховании Эстонской Республики у заявителя возникает в возрасте 64 лет и 6 месяцев. Период прохождения военной службы с 05.09.1985 по 15.08.1991 на территории Эстонской Республики не был засчитан в пенсионный стаж указанной республикой.
Гражданин СССР, проходивший военную службу в составе Вооруженных Сил СССР, выполнял возложенную на него Конституцией (Основным законом) СССР обязанность советского гражданина. Период прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР подлежал включению в трудовой стаж гражданина независимо от места призыва его на военную службу в ряды Вооруженных Сил СССР и места прохождения им военной службы.
Нормативные положения Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011 предусматривают применения норм национального законодательства при назначении пенсии в соответствии с нормами данного договора лицам, проживающим на территориях Российской Федерации и Эстонской Республики.
Прохождение службы в рядах Вооруженных Сил СССР гражданином Союза ССР – государства, имевшего единую территорию, включавшую территории союзных республик, засчитывалось в трудовой стаж гражданина независимо от того, на территории какой союзной республики гражданин Союза ССР проходил военную службу.
Компетентным учреждением Эстонской Республики спорный период с 05.09.1985 по 15.08.1991 не был включен в страховой стаж истца, названный период с учетом норм Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» подлежит включению в страховой стаж истца. Иное разрешение данного вопроса приводило бы умалению истца на социальное обеспечение по возрасту, гарантированное Конституцией Российской Федерации и относящееся к основным правам и свободам человека и гражданина. Обстоятельство того, что воинская часть, в которой истец проходил военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР, дислоцировалась на территории Эстонской ССР, не может влиять на реализацию его права на пенсионное обеспечение в Российской Федерации.
Следовательно, доводы ответчика об отсутствии оснований для включения Михайлову О.В. в его страховой стаж периода прохождения им военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР на территории ЭССР (Эстонская республика) являются неправомерными.
Кроме того, согласно архивной справки Центрального архива Архивный отдел от 22.01.2019 №20/123 Михайлову О.М. за 1986, 1987,1988, 1989, 1990 гг. начислялось денежное довольствие. Кроме того, в справке указано, что других военнослужащих с фамилией «Михайлов» и инициалами «О.В.» не значится. Данная справка выдана на основании раздаточных ведомостей на выплату денежного довольствия служащим, проходящим службу по контракту в войсковой части 23426 за 1985-1990гг. (л.д.24).
Представителем ответчика указанные обстоятельства не оспорены, тогда как в соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исследованные доказательства подтверждают, что вышеуказанная архивная справка о начислении денежного довольствия выдана компетентным учреждением на основании расчетных ведомостей начисления денежного довольствия служащим.
Требования истца о перерасчете пенсии с учетом архивной справки о денежном довольствии №20/123 от 22.01.2019, выданной ФГКУ «Центральный архив, архивный отдел (на Балтийском флоте) г. Калининград» за период 01.01.1986 по 31.12.1990 с 28.07.2019, то есть с даты назначения Михайлову О.В. страховой пенсии по старости, подлежат удовлетворению, поскольку истец имел право на включение вышеуказанного периода работы в страховой стаж, однако, по не зависящим от него обстоятельствам данный период не был включен в страховой стаж, что влечет уменьшение страхового стажа, и, следовательно, размера пенсии по старости, что не противоречит ст.22 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которой страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, и гарантирует гражданину своевременное пенсионное обеспечение.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ -░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ -░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ 05.09.1985 ░░ 15.08.1991.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ -░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ 28.07.2019 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ №20/123 ░░ 22.01.2019, ░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ (░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░. ░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░ 01.01.1986 ░░ 31.12.1990.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 25.08.2021
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░