Решение по делу № 33-9803/2024 от 18.04.2024

УИД 03RS0037-01-2023-001808-26

№ 2-1629/2023

судья Ахметов Р.Р.

2.093

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело № 33-9803/2024

21 мая 2024 г.                                               г. Уфа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего                Фахрисламовой Г.З.,

судей                                Индан И.Я.,

Троценко Ю.Ю.,

при секретаре                        Кугубаевой К.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аургазинского района Республики Башкортостан, действующего в интересах Антонова ФИО9 к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Толбазинская центральная районная больница о бесперебойном обеспечении лекарственным препаратом,

по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Башкортостан на решение Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата

Заслушав доклад судьи Фахрисламовой Г.З., судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан,

УСТАНОВИЛА:

прокурор Аургазинского района РБ в интересах Антонова Н.С. к Министерству здравоохранения РБ, ГБУЗ РБ Толбазинская ЦРБ об обязании бесперебойно обеспечивать инвалида лекарственными препаратами.

Требования мотивированы тем, что Антонову Н.С. поставлен диагноз: С61. Рак предстательной железы ст. IV (cТЗаN1M1) гр. IV Метастазы в кости скелета, лимфаденопатия костей таза, бессрочно установлена группа инвалидности – «первая группа инвалидности». Антонову Н.С. назначены лекарственные препараты: омепразол по 1 таблетке 3 раза в сутки; адеметионин 400 мг., карбамазепин 200 мг. 2 раза в сутки, дексаметазон 8 мг; - золедроновая кислота 4 мг. 5 мл. 1 раз в 28 дней, гозерелин 3.6 мг. 1 раз в 28 дней; доцетаксел 75 мг. 1 раз в 21 день, тамсулозин 0,4 мг. по 1 таблетке в сутки. Лекарственные препараты входят в перечень жизненно важных лекарственных средств. В нарушение действующего законодательства Антонов Н.С. указанные медицинские препараты в необходимом объеме своевременно не получает.

Прокурор просит обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан бесперебойно бесплатно обеспечивать инвалида Антонова ФИО10, дата г.р., зарегистрированного и проживающего по адресу: адрес, медицинскими препаратами «Омепразол», «Адеметионин», «Карбамазепин», «Дексаметазон», «Гозерелин», «Доцетаксел», «Тамсулозин», «Золедроновая кислота» в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями до момента отсутствия показаний к применению медицинских изделий согласно потребности до минования надобности; обязать ГБУЗ РБ Толбазинская ЦРБ выписывать рецепты на бесплатное получение инвалиду ФИО1, дата г.р., зарегистрированному и проживающему по адресу: адрес, лекарственных препаратов «Омепразол», «Адеметионин», «Карбамазепин», «Дексаметазон», «Гозерелин», «Доцетаксел», «Тамсулозин», «Золедроновая кислота» в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями до момента отсутствия показаний к применению медицинских изделий согласно потребности до минования надобности; взыскать с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, ГБУЗ РБ Толбазинская ЦРБ солидарно компенсацию морального вреда, причиненного Антонову ФИО11, дата г.р., зарегистрированного и проживающего по адресу: Республики Башкортостан, адрес, в размере 50 000 рублей; решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решением Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от 21 ноября 2023 г. постановлено:

иск прокурора Аургазинского района Республики Башкортостан в интересах Антонова ФИО12 удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан бесперебойно бесплатно обеспечивать инвалида Антонова ФИО13, дата г.р., зарегистрированного и проживающего по адресу: адрес, медицинскими препаратами «Омепрозол», «Адеметионин», «Карбамазепин», «Дексаметазон», «Гозерелин», «Тамсулозин», «Золедроновая кислота» в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями до момента отсутствия показаний к применению медицинских изделий согласно потребности до минования надобности.

Обязать ГБУЗ РБ Толбазинская ЦРБ выписывать рецепты на бесплатное получение инвалиду Антонову ФИО14, дата г.р., зарегистрированному и проживающему по адресу: адрес, медицинскими препаратами «Омепрозол», «Адеметионин», «Карбамазепин», «Дексаметазон», «Гозерелин», «Тамсулозин», «Золедроновая кислота» в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями до момента отсутствия показаний к применению медицинских изделий согласно потребности до минования надобности.

Взыскать солидарно с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, ГБУЗ РБ Толбазинская ЦРБ в пользу Антонова ФИО15, дата г.р., зарегистрированного и проживающего по адресу: адрес, компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили,    в связи с чем, руководствуясь положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия     считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав представителя Министерства здравоохранения РБ Гузаирову З.М., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора Ибрагимову А.У., согласившуюся с решением суда, проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов, изложенных в     апелляционной жалобе согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Решение суда должно быть законным и обоснованным                  (часть 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).       Решение     является     законным    в    том    случае,    когда оно     принято     при     точном    соблюдении    норм    процессуального             права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Обжалуемое решение суда указанным требованиям соответствует.

Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы для отдельных категорий граждан.

Согласно статье 8 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

В соответствии со статьей 16 названного Федерального закона, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится, в том числе защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения.

Как установлено статьей 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов.

Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки в соответствии с пунктом 1.1 части 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (статья 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ).

В силу статьи 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» Закона, порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

В пункте 4 постановления Правительства Российской Федерации от            30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», закреплено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, принимать соответствующие меры.

Согласно части 2 статьи 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию пациента или его законного представителя приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созывает консилиум врачей для целей, установленных частью 4 статьи 47 настоящего Федерального закона. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.

Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 9 июля 2014 г. № 310, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Башкортостан.

Пунктом 2.1 указанного Положения предусмотрено, что основными задачами Министерства являются разработка и реализация мер по развитию здравоохранения, организации оказания медицинской помощи населению и его лекарственного обеспечения.

Порядок обеспечения граждан-инвалидов лекарственными препаратами за счет средств бюджета предполагает обеспечение препаратами на основании рецепта, выданного лечащим врачом, с учетом нуждаемости и объема необходимого инвалиду лекарственного препарата.

Судом первой инстанции установлено, что Антонов ФИО16, дата г.р., зарегистрирован и проживает по адресу: адрес.

Антонову Н.С. поставлен диагноз: С61. ... Он включен в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора услуг по обеспечению в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи лекарственными средствами.

Федеральным казенным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Бюро № 33 – филиала ФКУ «Государственного бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан» Антонову Н.С. бессрочно установлена группа инвалидности – «первая группа инвалидности».

Согласно выписному эпикризу Государственного автономного учреждения здравоохранения Республиканский клинический онкологический диспансер министерства здравоохранения – Отделение противоопухолевой лекарственной терапии г. Стерлитамак Антонову Н.С. назначены лекарственные препараты: омепразол по 1 таблетке 3 раза в сутки; адеметионин 400 мг.

Согласно консультативному заключению Республиканского клинического онкологического диспансера Минздрава РБ - Государственного автономного учреждения здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации Антонову Н.С. назначены лекарственные препараты: карбамазепин 200 мг. 2 раза в сутки; дексаметазон 8 мг; золедроновая кислота 4 мг. 5 мл. 1 раз в 28 дней.

Согласно заключению врача онкологического приема ГБУЗ РБ Толбазинская ЦРБ Антонову Н.С. назначены лекарственные препараты: гозерелин 3.6 мг. 1 раз в 28 дней; доцетаксел 75 мг. 1 раз в 21 день.

Согласно заключению приема врача - уролога Антонову Н.С. назначен лекарственный препарат: тамсулозин 0,4 мг. по 1 таблетке в сутки.

Лекарственные препараты «Омепразол», «Адеметионин», «Карбамазепин», «Дексаметазон», «Гозерелин», «Тамсулозин», «Золедроновая кислота»

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что лекарственные препараты, в которых нуждается Антонов Н.С., входят в входят в перечень жизненно важных лекарственных средств согласно Распоряжению Правительства РФ от 12.10.2019 г. №2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи». Однако Антонов Н.С., нуждающийся в получении лекарственных препаратов «Омепразол», «Адеметионин», «Карбамазепин», «Дексаметазон», «Гозерелин», «Тамсулозин», «Золедроновая кислота», не был ими обеспечен.

Учитывая, что к компетенции Министерства здравоохранения Республики Башкортостан отнесена, в том числе организация обеспечения граждан лекарственными средствами, которые Антонову Н.С. жизненно необходимы, суд удовлетворил исковые требования прокурора района, возложил на Минздрав РБ обязанность обеспечить бесперебойно Антонова Н.С. лекарственными препаратами «Омепразол», «Адеметионин», «Карбамазепин», «Дексаметазон», «Гозерелин», «Тамсулозин», «Золедроновая кислота» в необходимом объеме в соответствии с медицинскими показаниями.

Поскольку вследствие того, что Антонов Н.С. не был своевременно обеспечен лекарственными препаратами, суд взыскал в пользу Антонова Н.С. компенсацию морального вреда с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан и ГБУЗ РБ Толбазинская ЦРБ в размере 10 000 рублей.

Решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований об обязании выписывать рецепты на бесплатное получение Антоновым Н.С. лекарственного препарата «Доцетаксел» сторонами не обжалуется.

Оснований не согласиться с решением суда по доводам апелляционной жалобы Министерства здравоохранения РБ судебная коллегия не усматривает.

Судом правильно учтено, что необеспечение жизненно необходимыми лекарственными препаратами в рекомендованных дозировках влечет нарушение прав инвалида на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией РФ недопустимо.

Вопреки доводам жалобы, исходя из анализа вышеприведенных норм права, следует, что именно на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан (в рассматриваемом случае) возложена обязанность принять меры по организации мероприятий, направленных на бесплатное обеспечение, в том числе Антонова Н.С., лекарственными препаратами.

Действительно, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан не является исполнителем медицинской помощи и не выдает населению лекарственные препараты, однако, ответчик обязан осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень.

Из письменных возражений ответчика на исковое заявление следует, что периоды отсутствия лекарственных препаратов и выписанных рецептов имели место. При таких обстоятельствах обращение гражданина к прокурору по факту обеспечения не в полном объеме лекарственными препаратами является обоснованным, а решение суда об удовлетворении исковых требований прокурора - законным.

Министерство здравоохранения Республики Башкортостан, обладая всеми необходимыми для этого полномочиями, имело возможность представить суду первой инстанции доказательства и сведения о том, что в данном конкретном случае обеспечение Антонова Н.С. лекарственными средствами не в полной мере произошло не по вине Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, а по вине иных органов, осуществляющих лекарственное обеспечение на территории Республики Башкортостан. Однако таких сведений суду ответчиком не представлено.

Доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда быть не могут, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, а кроме того они направлены на иное толкование норм права и оценку добытых судом доказательств, надлежащая оценка которым была дана в решении суда первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается. Оснований для иной правовой оценки судебная коллегия не имеет.

Нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от 21 ноября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Башкортостан - без удовлетворения.

        Председательствующий    Г.З. Фахрисламова

        Судьи    И.Я. Индан

            Ю.Ю. Троценко

        Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 28 мая 2024 г.

33-9803/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Антонов Николай Степанович
Прокурор Аургазинского района Республики Башкортостан
Ответчики
ГБУЗ РБ Толбазинская ЦРБ
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Фахрисламова Гульнара Забировна
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
19.04.2024Передача дела судье
21.05.2024Судебное заседание
11.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.06.2024Передано в экспедицию
21.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее