Решение от 15.03.2022 по делу № 2а-2741/2022 от 10.02.2022

дело № 2а-2741/2022

УИД 03RS0003-01-2022-001384-77

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 марта 2022 года                      город Уфа

Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Курамшиной А.Р.,

при секретаре судебного заседания Симоновой Д.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Мухаметшина Тимура Рустемовича к призывной комиссии Кировского района ГО города Уфа Республики Башкортостан, военному комиссариату Кировского и Ленинского районов города Уфа Республики Башкортостан, ФКУ «Военный комиссариат Республики Башкортостан», призывной комиссии Республики Башкортостан, Военному комиссару Кировского и Ленинского районов города Уфа Республики Башкортостан Алферову Ю. об оспаривании решения призывной комиссии,

установил:

Мухаметшин Т.Р. обратился с административным иском в суд к призывной комиссии Кировского района ГО города Уфа Республики Башкортостан, военному комиссариату Кировского и Ленинского районов города Уфа Республики Башкортостан, ФКУ «Военный комиссариат Республики Башкортостан», призывной комиссии Республики Башкортостан, Военному комиссару Кировского и Ленинского районов города Уфа Республики Башкортостан Алферову Ю. об:

- отмене решения призывной комиссии Кировского района ГО города Уфа Республики Башкортостан от 09.11.2021 года, принятого в отношении Мухаметшина Тимура Рустемовича, как прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований,

- обязании призывной комиссии Кировского района ГО города Уфа Республики Башкортостан принять новое решение в отношении Мухаметшина Тимура Рустемовича о зачислении его в запас Вооруженных сил Российской Федерации как неподлежащего призыву на военную службу по достижении им возраста 27 лет в соответствии с абз. 6 п.1 ст. 28, абз. 6 п.1 ст. 52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и выдать военный билет.

Административный иск мотивирован тем, что решение призывной комиссии Кировского района ГО города Уфа Республики Башкортостан от 09.11.2021 года, принятого в отношении Мухаметшина Т.Р., как прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований нарушает права административного истца, поскольку Мухаметшин Т.Р. не скрывался и не уклонялся от мероприятий, связанных с призывом на военную службу, более того, в период призыва проходил медицинское освидетельствование, предъявлял жалобы на здоровье, подавал письменные заявления о приобщении медицинских документов.

Лица, участвующие в деле, на судебное заседание не явились, извещены заранее и надлежащим образом. Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в отсутствие указанных лиц.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав и оценив материалы дела, пришел к следующему.

Согласно ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" определено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

На основании п. 1.1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации.

При зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (пункт 34 названного Положения).

Пунктом 17 этого же Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.

Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 названного выше Положения).

Пунктом 19 этого же Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.

В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с воинским учетом, призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Мухаметшин Т.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 01.02.2011 года состоит на учете в военном комиссариате Кировского и Ленинского районов города Уфа Республики Башкортостан, при ППВУ категория годности А ПП-1 - годен к военной службе.

Решением призывной комиссии Кировского района ГО г.Уфа от 20.11.2020 года Мухаметшин Т.Р. признан Г- временно не годен к военной службе сроком на 6 месяцев, предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 01.04.2021 года (пр. от 02.12.2020 года №32) согласно п. «2» ст. 29 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

По итогам заседания призывной комиссии Кировского района г.Уфы Республики Башкортостан принято решение о зачислении Мухаметшина Т.Р. в запас, как не прошедшего военную службу не имея на то законных оснований на основании п.1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (протокол №2/У от 09.11.2021 года).

В судебном заседании 01.03.2022 года представитель административного ответчика военного комиссариата Кировского и Ленинского районов города Уфа Республики Башкортостан – Салимгареева А.Р. пояснила, что основанием для принятия указанного решения послужило уклонение Мухаметшина Т.Р. от призыва на военную службу, так, по месту жительства Мухаметшина Т.Р. направлялись извещения о явке в военный комиссариат, в адрес работодателя Мухаметшина Т.Р. - ООО «Магна», начальника отдела полиции №9 Управления МВД России по гор. Уфе – обращения о доставлении Мухаметшина Т.Р. в военный комиссариат, также 02.07.2021 года Мухаметшину Т.Р. была вручена повестка, на которой последний расписался о явке 06.07.2021 года в военный комиссариат, однако не явился, не имея на то законных оснований.

Между тем, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Мухаметшин Т.Р. от призыва на военную службу не уклонялся, в документах воинского учета Мухаметшина Т.Р. не имеется данных о непрохождении им военной службы без законных оснований в юридически значимый период времени с 01.04.2021 года по 09.11.2021 года.

Как следует из материалов дела, в целях организации призыва административного истца военным комиссариатом в адрес руководителя ООО «Магна» направлены обращения №43/1873 от 31.05.2021 года, №43/846 от 19.03.2021 года об обеспечении явки Мухаметшина Т.Р. в военный комиссариат. Также в адрес начальника отдела полиции №9 Управления МВД России по гор. Уфе направлено обращение № 43/2651 от 07.07.2021 года о доставлении Мухаметшина Т.Р. в военный комиссариат.

Процессуальный закон не ограничивает лиц в средствах доказывания направления физическим и юридическим лицам документов. Это может быть почтовая квитанция, свидетельствующая о направлении копии заявления с уведомлением о вручении, расписка соответствующего лица в получении направленных (врученных) ему документов, а также иные документы, подтверждающие направление документов. Между тем данных о направлении указанных обращений в материалах дела не имеется, как и данных о том, какие по ним были получены ответы.

В материалах учетного дела призывника Мухаметшина Т.Р. также имеется повестка, на которой последний 02.07.2021 года расписался о явке 06.07.2021 года в военный комиссариат. Однако, как следует из копии постановления по делу об административном правонарушении № 92 от 06.07.2021 года, принятом военным комиссаром Алферовым Ю.Н. в отношении административного истца, 06.07.2021 года Мухаметшин Т.Р. находился в военном комиссариате, в его присутствии рассмотрено дело об административном правонарушении, о получении копии постановления Мухаметшин Т.Р. расписался лично.

При таких обстоятельствах довод представителя военного комиссариата о том, что военным комиссариатом в полной мере исполнена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва административного истца на военную службу, нельзя признать обоснованным.

Таким образом, установленные по административному делу обстоятельства свидетельствуют о том, что Мухаметшин Т.Р. не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам.

Организация призыва граждан на военную службу регламентирована положениями статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", согласно пункту 1 которой призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 указанной статьи).

В соответствии со ст. 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (пункт 2).

В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).

Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее, чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.

Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений законодательства возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.

Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате; явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.

В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 этого же Федерального закона).

Поскольку судом первой инстанции установлено, что после окончания отсрочки от призыва на военную службу мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в отношении административного истца Мухаметшина Т.Р. не проводились, у призывной комиссии отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения.

Вместе с тем, оснований для удовлетворения требования Мухаметшина Т.Р. об обязании призывной комиссии Кировского района ГО города Уфа Республики Башкортостан принять новое решение в отношении Мухаметшина Т.Р. о зачислении его в запас Вооруженных сил Российской Федерации как неподлежащего призыву на военную службу по достижении им возраста 27 лет в соответствии с абз. 6 п.1 ст. 28, абз. 6 п.1 ст. 52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и выдать военный билет, не имеется, поскольку судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц.

В связи с этим права административного истца подлежат защите в соответствии с положениями п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

С учетом изложенного суд считает необходимым возложить на призывную комиссию обязанность устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов Мухаметшина Т.Р.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░░:

- ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 09.11.2021 ░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░,

- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ 27 ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░. 6 ░.1 ░░. 28, ░░░. 6 ░.1 ░░. 52 ░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 09.11.2021 ░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ 27 ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░. 6 ░.1 ░░. 28, ░░░. 6 ░.1 ░░. 52 ░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15.03.2022 ░░░░.

░░░░░                  ░.░. ░░░░░░░░░

2а-2741/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
МУХАМЕТШИН ТИМУР РУСТЕМОВИЧ
Ответчики
Военный комиссариат Республики Башкортостан
Призывная комиссия Республики Башкортостан
Военный комиссариат Кировского и Ленинского районов г. Уфа Республики Башкортостан
Призывная комиссия Кировского района г.УФы
Военный комиссар РБ Алферов Ю.
Суд
Кировский районный суд г. Уфы
Судья
Курамшина А.Р.
Дело на сайте суда
kirovsky.bkr.sudrf.ru
10.02.2022Регистрация административного искового заявления
10.02.2022Передача материалов судье
11.02.2022Решение вопроса о принятии к производству
11.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.03.2022Судебное заседание
04.03.2022Судебное заседание
15.03.2022Судебное заседание
15.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее