Судья Митькова М.В. дело № 33-178/2022
№ 2-5091/2021 (12RS0003-02-2021-005254-10)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 10 февраля 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Клюкиной О.В. и Протасовой Е.М.,
при секретаре Муравьевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Попова А. А.ича на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 9 ноября 2021 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Попова А. А.ича к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Марий Эл о включении в общий трудовой стаж периодов военной службы по призыву в двойном размере, возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Протасовой Е.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Попов А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда в <адрес> Республики Марий Эл о включении в общий трудовой стаж периода военной службы по призыву с <дата> по <дата> в двойном размере и обязании произвести перерасчет страховой пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ от <дата> «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с учетом включения спорного периода в двойном размере с <дата>.
В обоснование заявленных требований указано, что <дата> Попову А.А. назначена страховая пенсия по старости по пункту 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ от <дата> «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как по наиболее выгодному для него варианту. <дата> истец обратился с заявлением о перерасчете и включении в общий трудовой стаж периода военной службы по призыву с <дата> по <дата> в двойном размере. Письмом от <дата> ему отказано в удовлетворении требований. Отказ пенсионного органа является незаконным, поскольку при исчислении общего трудового стажа необходимо руководствоваться положениями пункта 3 статьи 10 Закона РФ от <дата> <№> «О статусе военнослужащих», как имеющего большую юридическую силу.
Определением суда от <дата> произведена замена ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда в <адрес> Республики Марий Эл правопреемником Государственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Марий Эл (далее – ОПФР по Республике Марий Эл).
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Попов А.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что с введением в действие Закона РФ от <дата> <№> «О статусе военнослужащих» лица, проходившие военную службу, приобрели статус военнослужащих со всеми вытекающими из данного статуса правами и обязанностями, включая право на зачисление в общий трудовой стаж военной службы по призыву из расчета один месяц военной службы за два месяца работы. Судом необоснованно сделан вывод о том, что к правоотношениям сторон, возникшим по настоящему делу, не применим Федеральный закон от <дата> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», который обладает большей юридической силой по сравнению с нормами пенсионного законодательства.
Выслушав Попова А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ОПФР по Республике Марий Эл Яшметова А.И., просившего решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 36 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от <дата> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В пунктах 1, 2 статьи 30 Федерального закона от <дата> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на <дата> путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
На основании пункта 3 указанной статьи расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до <дата>, в которую включается также служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до <дата>, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.
В соответствии пунктом 4 данной статьи расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по формуле: РП = ЗР x СК.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до <дата>, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением: периодов службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также времени нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периодов военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере; периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере.
Как установлено судом первой инстанции, с <дата> Попову А.А. назначена страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Расчет страховой пенсии по старости произведен пенсионным органом на основании положений пункта 3 статьи 30 Федерального закона от <дата> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как по наиболее выгодному варианту.
По расчетам пенсионного органа по данному основанию общий трудовой стаж Попова А.А. на <дата> составил 21 год 10 месяцев 17 дней, страховой стаж составил 40 лет 10 месяцев 17 дней.
При назначении страховой пенсии по старости учтен, в том числе период прохождения Поповым А.А. действительной военной службы с <дата> по <дата> (4 года 10 месяцев 21 день – в календарном исчислении) курсантом Харьковского высшего военного командно-инженерного училища.
Размер страховой пенсии по старости Попова А.А. на <дата> составил 14 969 рублей 46 копеек, в том числе фиксированная выплата – 6 044 рублей 48 копеек, страховая пенсия без учета фиксированной выплаты – 8 924 рублей 98 копеек.
Разрешая заявленные требования, судом первой инстанции сделан правильный вывод, что при расчете страховой пенсии истца в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от <дата> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер страховой пенсии составит 11 211 рублей 99 копеек, в том числе фиксированная выплата – 6 044 рублей 48 копеек, страховая пенсия без учета фиксированной выплаты – 5 167 рублей 51 копейка, то есть ниже размера, определенного на основании пункта 3 статьи 30 указанного Федерального закона.
Правильность исчисления размера страховой пенсии на основании пункта 30 статьи 30 Федерального закона от <дата> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не оспаривалась истцом, как при рассмотрении дела судом первой, так и апелляционной инстанций.
Оценка пенсионных прав истца по состоянию на <дата> произведена по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от <дата> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которые не предусматривает возможность включения в стаж для определения размера пенсии периода службы в армии в двойном размере.
В апелляционной жалобе истец ссылается на необходимость применения к спорным правоотношениям пункта 3 статьи 10 Закона РФ от <дата> <№> «О статусе военнослужащих», предусматривающего, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж и стаж работы по специальности из расчета один месяц военной службы за один месяц работы, а на военной службе по призыву – один месяц военной службы за два месяца
работы, а также пункта 3 статьи 10 Федерального закона от <дата> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», устанавливающего, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) – один день военной службы за два дня работы.
Доводы апелляционной жалобы в этой части также являются необоснованными, поскольку данные нормы не регулируют вопросы зачета периодов военной службы в стаж при установлении права на страховую пенсию по старости.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном понимании норм материального права и не опровергают выводов суда.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 9 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Попова А. А.ича – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи О.В. Клюкина
Е.М. Протасова
Мотивированное апелляционное определение составлено 17 февраля 2022 года.