дело №...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 ноября 2019 г. ...
Сегежский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Ронгонен М.А.
при секретаре Егоровой Н.Г.,
с участием административного истца Авершина Р.Н., представителя административных ответчиков Кытькова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Авершина Р.Н. к <...> прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о признании действий (бездействия) незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Иск предъявлен в суд по тем основаниям, что 09.09.2019 Авершин Р.Н. обратился в адрес <...> прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях с заявлением, ответ на которое до настоящего времени он не получил, что является нарушением Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Указанные действия (бездействие) административного ответчика Авершин Р.Н. просит признать незаконными.
К участию в деле в качестве соответчика привлечена Прокуратура Республики <...>.
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал.
Представитель административных ответчиков Кытьков А.В. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым сведения о регистрации обращения Авершина Р.Н. от 09.09.2019 в алфавитной карточке <...> прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях №... отсутствуют. Сведений, подтверждающих получение обращения спецпрокуратурой в материалы дела не представлено. Обращение Авершина Р.Н. от 09.09.2019 в адрес ответчика не поступало, не регистрировалось, в следствие чего не рассматривалось. Действий, повлекших нарушение прав заявителя, прокуратурой не совершалось, бездействия не допущено.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности действий (бездействия) органов и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган и должностное лицо. Указанные органы и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В силу ст. 32 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются: законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
Согласно ст. 33 названного закона к полномочиям прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов относятся помимо иных следующие полномочия: посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32 настоящего Федерального закона; опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами; требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в статье 32 настоящего Федерального закона, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях.
В ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» указано, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.
Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Согласно п. 5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 (далее – Инструкция о порядке рассмотрения обращений), обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
При этом порядок делопроизводства регламентирован Инструкцией по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 29.12.2011 № 450 (ред. от 11.12.2018) (далее – Инструкция по делопроизводству), согласно которой поступающая корреспонденция регистрируется в зависимости от вида и содержания документа на алфавитной или ведомственной карточке (п. 2.4.1.1 Инструкции по делопроизводству). Поступающие обращения и относящиеся к ним документы регистрируются на алфавитной картотеке. Здесь же регистрируются и устные обращения, принятые работниками на личном приеме и оформленные ими справкой, в которой указываются необходимые для регистрации данные (фамилия, имя, отчество, по какому вопросу, место действия, домашний адрес и т.д.). Регистрация обращений в соответствии с федеральным законодательством производится в течение трех дней с момента поступления в орган и организации прокуратуры (п. 2.4.2.1 Инструкции по делопроизводству).
Перед регистрацией каждого обращения по картотеке проверяется, не заводилась ли ранее алфавитная или ссылочная карточка. Алфавитная карточка (приложение № 25) заводится на лицо, по делу (в отношении) которого поступило обращение, а ссылочная карточка (приложение № 26) - на заявителя, если обращение поступило не от самого лица (п. 2.4.2.2 Инструкции по делопроизводству).
Согласно п. 2.4.2.4 Инструкции по делопроизводству делопроизводитель подразделения прикрепляет к обращению статистическую карточку и отмечает на ней даты поступления в прокуратуру, управление (отдел), проставляет индекс подразделения, номер надзорного или наблюдательного производства.
Повторные обращения и другие документы передаются прокурорам вместе с подобранными надзорными или наблюдательными производствами. На карточке учета движения надзорного или наблюдательного производства (приложение № 28) указывается, какого числа, с каким документом и кому оно передано. Карточки находятся у делопроизводителей в порядке номеров и по годам.
Учет передачи первичных обращений в вышестоящих прокуратурах может вестись с использованием карточек (приложение № 28), которые рекомендуется заполнять на каждого исполнителя. В карточке записываются в порядке поступления первичные обращения с указанием фамилии заявителя и даты передачи. После принятия решения делается отметка о номере надзорного (наблюдательного) производства или направлении за номером с индексом «р».
Надзорные (наблюдательные) производства (приложение № 31) заводятся согласно письменному решению прокурорского работника в виде отметки «Завести н/п» по обращениям, принятым к разрешению данной прокуратурой, а также направленным с контролем в подчиненные прокуратуры или другие органы, специальным донесениям о чрезвычайных происшествиях и преступлениях (п 2.4.2.5 Инструкции по делопроизводству).
Генеральная прокуратура, органы и организации прокуратуры, имеющие автоматизированный информационный комплекс «Надзор», осуществляют регистрацию документов (кроме указанных в приложении № 21), поступающих по различным каналам связи, в АИК «Надзор».
В судебном заседании установлено, что Авершин Р.Н. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ <...> УФСИН России по ....
09.09.2019 в адрес <...> прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях через администрацию исправительного учреждения от административного истца было направлено заявление.
По сведениям, представленным исправительным учреждением, открытое письмо Авершина Р.Н. было направлено простым почтовым отправлением, было получено отделением почтовой связи 09.09.2019.
Как пояснил представитель административных ответчиков, <...> прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях не оснащена автоматизированным информационным комплексом «Надзор», регистрация документов производится на бумажных носителях – алфавитных карточках, которые заводятся на каждого обратившегося с заявлением в спецпрокуратуру. Если ранее гражданин уже обращался с заявлениями, новые заявления, поступающие от него, заносятся в имеющуюся в отношении него алфавитную карточку.
Согласно алфавитной карточке <...> прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях №..., заведенной в отношении Авершина Р.Н., который уже ранее обращался с заявлениями в спецпрокуратуру, сведения о регистрации заявления от 09.09.2019 отсутствуют.
Простое почтовое отправление - почтовое отправление, принимаемое от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемое (вручаемое) адресату (его уполномоченному представителю) без подтверждения факта получения (Приказ ФГУП «Почта России» от 27.12.2018 № 469-п «Об утверждении Порядка приема, обработки, доставки и вручения внутренних почтовых отправлений категории «простое» (вместе с «Порядком приема, обработки, доставки и вручения внутренних почтовых отправлений категории «Простое» (редакция № 2)»).
Учитывая вид почтового отправления, отследить перемещение письма, отправленного простой почтовой корреспонденцией, и установить факт вручения или невручения адресату не представляется возможным.
Таким образом, факт получения спецпрокуратурой заявления административного истца от 09.09.2019 не доказан.
При изложенных обстоятельствах, незаконности действий (бездействия) со стороны административного ответчика не усматривается.
Вместе с тем, административный истец не ограничен в праве на повторное направление его обращения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Авершина Р.Н. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья подпись М.А. Ронгонен
Мотивированное решение в порядке ст. 177 КАС РФ составлено ХХ.ХХ.ХХ..
Копия верна. Судья М.А.Ронгонен
Решение не вступило в законную силу.