РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июля 2021 г. г.Новомосковск Тульская область
Новомосковский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Черниковой Н.Е.,
при помощнике Воронковой Г.И.,
с участием
представителя административного истца по доверенности Беляевой Н.В.,
административного ответчика Пименовой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-990/2021 по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к Пименовой Светлане Альбертовне о взыскании земельного налога,
установил:
Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области обратилось в суд к Пименовой С.А. о взыскании земельного налога и пени, обосновав свои требования тем, что Пименова С.А. является налогоплательщиком, за которой зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым № по <адрес>, СПК «Городищи», площадью <данные изъяты>. В адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление об уплате земельного налога, а также налоговое требование за ДД.ММ.ГГГГ До настоящего времени земельный налог не уплачен. С учетом уточнения просит взыскать с административного ответчика в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., из которых: налог -<данные изъяты> руб., пени – <данные изъяты> руб.
Судом в качестве заинтересованных лиц по делу привлечены Пименова Е.А., Рыжков С.А.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Беляева Н.В. исковые требования уточнила, просит взыскать с административного ответчика в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., пояснив, что в налоговый орган из Управления Росреестра по Тульской области, нотариуса поступили сведения о зарегистрированных правах на земельный участок в размере <данные изъяты> кв.м с кадастровым № по адресу: Тульская область, Веневский район, СПК «Городищи» за Пименовой С.А., в связи с чем был исчислен земельный налог. В ходе рассмотрения дела задолженность по земельному налогу была пересчитана, в связи с поступившими сведениями о том, что административный истец вступила в права наследования на земельный участок площадью <данные изъяты> га в <данные изъяты> доли. Считает, что доводы истца о том, что данный земельный участок Пименова С.А. не может отмежевать, так как администрация Веневского района не может указать фактическое место нахождение земельного участка, не являются основанием к освобождению от уплаты налога, поскольку Пименова С.А. является собственником объекта недвижимости и обязана к уплате земельного налога.
Административный ответчик Пименова С.А. в судебном заседании исковые требования не признала по тем основаниям, что не является собственником земельного участка. Нотарусом ей выдано свидетельство на <данные изъяты> долю в праве на земельный участок площадью <данные изъяты> га, расположенный по адресу: Тульская область, Веневский район, СПК «Городищи». Однако, администрация Веневского района не может указать фактическое место нахождение земельного участка, о чем ею подавались жалобы в прокуратуру г.Венева.
Заинтересованные лица Пименова Е.А., Рыжков С.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, заявлений, ходатайств, возражений в суд не поступило.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
На основании ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.
Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в п.1 ст.3 Налогового кодекса РФ, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В соответствии с п.2 ст.44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных налоговым законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу ст.ст.45, 46 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 Налогового кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, за налогоплательщиком Пименовой С.А. за налоговый период 2017 г. было зарегистрировано имущество, подлежащее налогообложению: земельный участок – <адрес>, СПК «Городищи» КН № площадью <данные изъяты>, кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.
В соответствии со ст.400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст.401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования имущество, в том числе, иные здание, строение, сооружение, помещение (п.6 ч.1).
Порядок определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, определен в ст.403 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 6 ст.406 Налогового кодекса РФ установлено, что, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, налогообложение производится: в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения - по налоговым ставкам, указанным в пункте 2 настоящей статьи; в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения - по налоговой ставке 0,1 процента в отношении объектов с суммарной инвентаризационной стоимостью, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), до 500 000 рублей включительно и по налоговой ставке 0,3 процента в отношении остальных объектов.
Решением Собрания депутатов муниципального образования Грицовское Веневского района от 11.11.2014 №4/19 (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений) установлен и введен на территории муниципального образования налог на имущество физических лиц на объекты налогообложения, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.
В соответствии с п.8 вышеуказанного Решения, в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности, особенности определения налоговой базы - в соответствии со ст.392 Налогового кодекса РФ.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п.7 Решения).
Подпунктом 1 п.11 указанного Решения установлены налоговые ставки в следующих размерах: 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству к физическому лицу, налог исчисляется начиная с месяца открытия наследства (п.21 Решения).
В силу п.23 указанного Решения налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п.1 ст.388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно п.1 ст.389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно ст.390 Налогового кодекса РФ налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст.391 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
При этом в силу п.1 ст.393 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Начисление земельного налога физическим лицам производится налоговыми органами на основании сведений о кадастровой стоимости земельных участков, представленных согласно п.12 ст.396 НК РФ органами осуществляющими ведение земельного кадастра, и органами муниципальных образований по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что налоговое уведомление направляется налогоплательщику не позднее 30 дней до наступления срока платежа (ст.52); в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п.4 ст.57); требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п.1 ст.69); требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п.2 ст.69); требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (абз.4 п.4 ст.69).
Согласно п.2 ст.52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, предусмотренной п.1 ст.45 НК РФ, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст.ст. 69 и 70 НК РФ, которое в соответствии с п.1 ст.70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи.
В силу п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Заявление в суд о взыскании обязательных платежей и санкций подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз.3 п. 2 ст.48 Налогового кодекса РФ( в редакции, действующей на момент спорных правоотношений).Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В силу п.3 ст.48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ Пименовой С.А. исчислен земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., с указанием срока уплаты налога - до ДД.ММ.ГГГГ.
Данное налоговое уведомление направлено в адрес административного ответчика по месту ее регистрации, однако налог ею не уплачен.
В этой связи, налоговым органом в адрес Пименовой С.А. по месту ее регистрации направлено требование № об уплате недоимки и пеней по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ из которых: <данные изъяты> руб. – земельный налог, со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, а также требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога и пени за ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п.4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Таким образом, регламентируемые законодательством сроки и процедура направления уведомления и требования, являющаяся гарантией прав налогоплательщика, в том числе при принудительном взыскании задолженности, налоговым органом была соблюдена, а обязанность по уплате налогов возникла у Пименовой С.А. с момента получения уведомления.
В силу ч.4 ст.1152 ГК РФ, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Судом установлено, что административный ответчик Пименова С.А. вступила в наследственные права на имущество, в том числе на земельный участок площадью <данные изъяты> га на землях сельскохозяйственного назначения в границах бывшего АО «Городище» Веневского района Тульской области в размере <данные изъяты> доли в праве, оставшееся после смерти ФИО5, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Веневского нотариального округа наследнику Пименовой С.А. выдано свидетельство о праве собственности по закону № которое подтверждает право общей долевой собственности на земельную долю. Данные сведения нотариусом направлены в налоговый орган.
Согласно Справочной информации по объектам недвижимости, поступившим в налоговый орган из Управления Росреестра Тульской области, ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, расположенный по <адрес>, СПК «Городищи» КН № площадью <данные изъяты> кв.м постановлен на кадастровый учет.
По сведениям, поступившим в налоговый орган Пименова С.А. является собственником земельного участка – <адрес>, СПК «Городищи» КН № площадью <данные изъяты>, дата регистрации права собственности - ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с поступившими в ходе рассмотрения дела сведениями о долевой собственности на земельный участок, на который исчислен земельный налог, административным истцом произведен перерасчет земельного налога за 2017 год, размер которого проверен судом и принимается за основу. Возражений относительно размера исчисленного земельного налога за отчетный период 2017 г. административным ответчиком не оспаривается.
Анализируя изложенное, а также, принимая во внимание, что административный истец обратился с настоящим административным иском в пределах шестимесячного срока для взыскания налога в судебном порядке, суд приходит к выводу, что требования действующего законодательства к соблюдению срока обращения в суд с рассматриваемыми требованиями, административным истцом выполнены.
Период задолженности по уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом определен верно.
Размер задолженности по налогу установлен с учетом существующих базовых ставок. Размер исчисленного к уплате налога административным ответчиком в судебном порядке не оспаривался.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей выдан судебный приказ о взыскании с должника Пименовой С.А. задолженности по земельному налогу и пени за ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен, в связи с возражениями Пименовой С.А.
С административным иском административный истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть с соблюдением сроков, установленных ст.48 НК РФ.
Принимая во внимание, что задолженность по земельному налогу в установленные законом сроки административным ответчиком не оплачена, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца о взыскании с Пименовой С.А. задолженности по уплате земельного налога за 2017 год с учетом уточнения законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Доводы административного ответчика Пименовой С.А. о том, что она не является собственником земельного участка, на который исчислен земельный налог, поскольку фактически не может им пользоваться, так как администрация муниципального образования Веневского района не может указать его фактическое местонахождение, суд находит несостоятельными, поскольку право собственности административного ответчика в <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, на который исчислен земельный налог, подтверждена имеющими в деле вышеуказанными документами.
То обстоятельство, что земельный участок не отмежеван (не имеет границ) не имеет правового значения для исчисления земельного налога. Кроме того, Пименова С.А. не лишена возможности на обращение в суд за защитой своих прав и законных интересов к администрации муниципального образования Веневский район.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
На основании пп.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ административный истец УФНС России по Тульской области освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче вышеуказанного административного искового заявления в суд.
Сведений об освобождении административного ответчика от уплаты государственной пошлины в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика в бюджет муниципального образования город Новомосковск государственную пошлину в размере 400,00 руб.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к Пименовой Светлане Альбертовне о взыскании земельного налога удовлетворить.
Взыскать с Пименовой Светланы Альбертовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН №, проживающей по <адрес> пользу Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области задолженность по уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ в размере 263,00 руб.
Взыскать с Пименовой Светланы Альбертовны государственную пошлину в бюджет муниципального образования город Новомосковск в размере 400,00 руб.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Новомосковский городской суд Тульской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 19 июля 2021 г.
Председательствующий