Дело № 2-507/2014
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 ноября 2014 года п. Ибреси
Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Козлова В.А.,
при секретаре судебного заседания Андрееве Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильиной ФИО10 к администрации Ибресинского района Чувашской Республики о возмещении вреда, причиненного имуществу в результате пожара,
Установил:
Ильина М.Е. в лице представителя ФИО9, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в суд с иском о возмещении вреда, причиненного имуществу в результате пожара указывая, что по ДД.ММ.ГГГГ она проживала в <адрес> Чувашской Республики. Официально по указанному адресу не была зарегистрирована, но проживала там постоянно вместе с семьей. В результате пожара ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном жилом <адрес> ей причинен ущерб, связанный с повреждением принадлежащего ей имущества первой необходимости. Комиссией Ибресинского городского поселения она и все члены ее семьи были внесены в список граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате пожара. Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики 15 пострадавшим, проживавшим в <адрес> выделена финансовая помощь в размере 100000 руб. каждому, а ее исключили из списка. Принятое решение нарушает права заявителя, ставит неравное положение с другими гражданами получившим эту помощь, также нарушает Конституционные права, предусмотренные ст.19 Конституции Российской Федерации. Распоряжением Главы Чувашской Республики №87-РГ от ДД.ММ.ГГГГ Кабинету Министров Чувашской Республики поручено: обеспечить в установленном порядке выделение из резервного фонда Кабинета Министров Чувашской Республики на оказание финансовой помощи гражданам, утратившим в результате чрезвычайной ситуации имущество первой необходимости (за полностью утраченное имущество -100000 руб. на человека) в срок до ДД.ММ.ГГГГ; совместно с администрацией Ибресинского района: обеспечить временное размещение, питание, лечение граждан в результате чрезвычайной ситуации, жилые помещения в рамках республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Несмотря на то, что актом комиссии Ибресинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что она действительно постоянно проживала в указанной <адрес>, администрация <адрес> Чувашской Республики исключила ее из списка граждан, нуждающихся на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. Просила обязать администрацию Ибресинского района Чувашской Республики выделить ей единовременную финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости в размере 100000 руб. из резервного фонда местного самоуправления.
Представитель заявителя ФИО9 поддержала заявление пояснив, что ее мать ФИО3 с момента получения жилого помещения проживала в указанной <адрес>.
По жилому дому был заключен договор социального найма с ней, но она переехала жить к мужу по этой же улице, мать - ФИО3 - прописана на квартире по <адрес>, но отдала эту квартиру сыну и там никогда не проживала, оставаясь в данном доме по <адрес>. Все имущество на момент пожара оставалось в сгоревшем доме – мебель, одежда, кухонная утварь. В виду того, что администрация Ибресинского района Чувашской Республики исключила ее из списка граждан, нуждающихся на получение единовременной материальной помощи в размере 100 000 руб., просит указанную сумму взыскать из резервного фонда местного самоуправления. То, что ФИО3 не была включена администрацией района в список пострадавших от пожара подтверждается ответом председателя ГКЧС Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ, который она представляет суду.
Представитель ответчика - администрации Ибресинского района Чувашской Республики ФИО7 исковые требования истца не признала, пояснив, что администрация Ибресинского района является ненадлежащим ответчиком. Согласно распоряжения главы Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в целях оказания помощи пострадавшим гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате пожара ДД.ММ.ГГГГ в 7-квартирном жилом <адрес> Кабинету Министров Чувашской Республики поручено выделение из резервного фонда Кабинета Министров средств на оказание финансовой помощи указанным гражданам в срок до ДД.ММ.ГГГГ за полностью утраченное имущество исходя по 100 000 руб. на человека. Администрации Ибресинского района поручено совместно с Правительством Чувашии обеспечить временное размещение, питание, лечение граждан в результате чрезвычайной ситуации, оказание им психологической помощи. Финансирование граждан из резервного фонда района не предусматривается. После пожара Ибресинским городским поселением был составлен список граждан на получение единовременной материальной помощи пострадавшим от пожара, где в числе других указана и ФИО3, зарегистрированная в своей квартире по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ данный список, а также иные необходимые документы в отношении ФИО3 направлены в ГКЧС Чувашской Республики за подписью главы Ибресинского района. Все требования касающиеся условий и порядка для получения единовременной помощи ФИО3 были соблюдены, но в последующем указанные документы в Минфин Чувашии ГКЧС не направлялись. В рамках исполнения распоряжения Главы республики Ибресинская районная администрация совместно с горпоселением провела меры по временному размещению пострадавших, был организован сбор пожертвования от населения, из которых ФИО3 выделено 50495 рублей, из резервного фонда района выделено по 2000 рублей каждому указанному в списке, в том числе и ФИО3
Представитель третьего лица - глава администрации Ибресинского городского поселения Чувашской Республики представил заявление о рассмотрении дела без их участия, оставляя решение вопроса на усмотрение суда.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика и исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона от 06 октября 2013 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 18 Федерального Закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «л» пункта 1 статьи 11 вышеуказанного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В силу пунктов 2 и 3 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. 3 Инструкции о перечне и правилах оформления обосновывающих документов для выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Кабинета Министров Чувашской Республики на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий список граждан на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, оформляется по форме согласно приложению № 2 к настоящей Инструкции. При этом конкретный размер единовременной материальной помощи определяется на основании акта обследования жилого дома частного сектора, поврежденного (разрушенного) в результате чрезвычайной ситуации, либо акта обследования объекта, поврежденного (разрушенного) в результате чрезвычайной ситуации и акта обследования утраченного имущества, в результате чрезвычайной ситуации. Акт об имуществе, утраченном в результате чрезвычайной ситуации, утверждается комиссией.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Законом Чувашской Республики от 15 апреля 1996 года № 7 «О защите населения и территорий Чувашской Республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» постановлением Кабинет Министров Чувашской Республики от 24 ноября 2010 года № 397 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Кабинета Министров Чувашской Республики на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее – Правила).
Во исполнение пунктов 5, 10 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Кабинета Министров Чувашской Республики на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 ноября 2010 года № 397, приказом Государственного комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям № 82, Министерства финансов Чувашской Республики № 77/п от 11 июля 2011 года утверждена Инструкция о перечне и правилах оформления обосновывающих документов для выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Кабинета Министров Чувашской Республики на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее – Инструкция).
Пунктом 8 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Кабинета Министров Чувашской Республики на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
В соответствии с п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно паспорта серии № выданном <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, рождения ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в <адрес>.
Из акта от ДД.ММ.ГГГГ видно, что комиссией Ибресинского городского поселения под председательством главы поселения посредством опроса граждан, проживавших в доме, расположенном в <адрес>, установлено, что ФИО3, зарегистрированная в <адрес> действительно проживала по адресу: <адрес>. Указанный акт подписан председателем, тремя членами комиссии и гражданами, проживавшими в этом доме.
Из акта об имуществе, утраченном в результате чрезвычайной ситуации - пожара в одноэтажном в 7-квартирном жилом доме барачного типа, расположенном по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ видно, что в указанном акте указана пострадавшей ФИО3 В строке «Перечень утраченного имущества» указано «утрачено полностью». В строке «Наименование, стоимость имущества» указано, что конкретно определить не представляется возможным. В строке «Сумма нанесенного ущерба» сумма ущерба, причиненного имуществу в результате чрезвычайной ситуации в указана размере 100 000 рублей. Вышеуказанные акты ДД.ММ.ГГГГ утверждены Вр.и.о главы администрации Ибресинского района ФИО8.
Справкой отделения надзорной деятельности Ибресинского района УНД ГУ МЧС России по Чувашской Республике ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, произошел пожар. В результате пожара уничтожен жилой дом, имущество и личные документы жильцов.
Из сопроводительной от ДД.ММ.ГГГГ за № усматривается, что в Государственный комитет Чувашской Республики по делам ГО и ЧС администрацией Ибресинского района направлены обосновывающие документы на оказание единовременной помощи пострадавшей от пожара ФИО3 Судом исследованы копии представленных документов из которых видно, что ФИО3 значилась в числе пострадавших от пожара ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из распоряжения Главы Чувашской Республики №87-РГ от ДД.ММ.ГГГГ, в целях оказания помощи пострадавшим гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате пожара ДД.ММ.ГГГГ в 7-квартирном жилом <адрес> пгт.Ибреси, Кабинету Министров Чувашской Республики поручено:
1) обеспечить в установленном порядке выделение из резервного фонда Кабинета Министров Чувашской Республики на оказание финансовой помощи гражданам, утратившим в результате чрезвычайной ситуации имущество первой необходимости (за полностью утраченное имущество -100 000 руб. на человека) в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
2) совместно с администрацией Ибресинского района: обеспечить временное размещение, питание, лечение граждан в результате чрезвычайной ситуации, оказание им психологической помощи;
Предоставить гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации жилые помещения в рамках республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Как видно указанным распоряжением Главы Чувашской Республики №87-РГ от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию Ибресинского района не возложены обязанности по оказанию финансовой помощи гражданам, утратившим в результате чрезвычайной ситуации имущество первой необходимости.
Из протокола заседания комиссии по распределению благотворительных средств от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что на счет ФИО3 перечислено 50495 рублей, так как ей из резервного фонда республики не выделено средств.
Решением Ибресинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ на главу Ибресинского городского поселения была возложена обязанность включения ФИО3 в список граждан на получение финансовой помощи, а председатель ГКЧС Чувашии направить данный список в Министерство финансов Чувашии для оказания финансовой помощи ФИО3 в связи с утратой имущества первой необходимости. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ отменено и в удовлетворении заявления ФИО3 отказано ввиду несоблюдения органами государственной власти и местного самоуправления условий и порядка для получения единовременной денежной выплаты из резервного фонда Кабинета Министров Чувашской Республики. Указано, что данное обстоятельство не лишает ФИО3 права обратиться в суд с исковым заявлением о защите субъективных прав на получение единовременной помощи из резервного фонда Кабинета Министров Чувашской Республики.
Согласно сообщения Главы администрации Ибресинского района ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с распоряжением администрации Ибресинского района от ДД.ММ.ГГГГ в целях оказания помощи гражданам пострадавшим от пожара жилого дома по <адрес> принято решение о выделении из резервного фонда <адрес> средств в сумме 30 000 рублей на оказание материальной помощи. На конец 2013 года размер резервного фонда составил 20000 рублей, которые не израсходованы.
Суд находит, что утверждения представителя ответчика о том, что резервный фонд Ибресинского района не располагает возможностью для удовлетворения требований ФИО3 и получение указываемой им суммы возможно лишь из республиканского резервного фонда обосновано. На привлечение Кабинета Министров Чувашской Республики в качестве участника судебного заседания в данном процессе представитель истца не согласна.
Согласно части 2 статьи 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело по предъявленному иску и при подтверждении в судебном заседании факта предъявления исковых требований к ненадлежащему ответчику выносит решение об отказе в иске.
Поскольку администрация Ибресинского района Чувашской Республики не является органом, на которое может быть возложена ответственность за причиненный вред, о замене ненадлежащего ответчика истец ходатайств не заявлял, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований истца.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Решил:
В удовлетворении требований Ильиной ФИО11 к администрации Ибресинского района Чувашской Республики о выделении единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в размере 100000 (ста тысяч) руб. из резервного фонда местного самоуправления отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ибресинский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение составлено 26 ноября 2014 года.