Решение по делу № 2-947/2022 от 29.08.2022

Дело

Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ

    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 октября 2022 года                  село Усть-Тарка Усть-Таркского района

Новосибирской области

Татарский районный суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи Полтинниковой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Цепелевой Е.А.,

с участием истца Карпенко Л.В.,

представителя ответчика администрации Усть-Таркского района Новосибирской области Коростелева В.А. по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Карпенко Людмилы Валерьевны к ответчику администрации Усть-Таркского района Новосибирской области о признании неправомерным постановления администрации Усть-Таркского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ и протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания межведомственной комиссии по вопросу защиты жилищных прав детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушающие мои жилищные права как лица, которое относилось к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигло возраста 23 лет, об обязании включить в список лиц, из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, о признании недействительным договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, суд,

установил:

Карпенко Л.В. обратилась в Татарский районный суд с исковым заявлением к ответчику администрации Усть-Таркского района Новосибирской области в обоснование требований указала следующее, Карпенко (Хмелева) Людмила Валерьевна ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженка г. Новосибирска, является ребенком-сиротой. Отец Хмелев Валерий Александрович умер ДД.ММ.ГГГГ, мать Хмелева Зоя Егоровна умерла ДД.ММ.ГГГГ. Как ребенок сирота была выявлена органами опеки и попечительства в Усть-Таркском районе Новосибирской области. В указанный период, проживала у тети Агеевой Галины Егоровны, которая оформила надо опеку. В настоящее время она проживает по <адрес> Какое-либо жилое помещение в период нахождения под опекой администрацией Усть-Таркского района за истцом не закреплялось. Вопрос об обеспечении как ребенка-сироты жилым помещение по месту проживания, ни администрацией района, ни органом опеки не решался. Эти вопросы никто не разъяснял, не понимала в тот период и не знала, что имеет право на внеочередное государственное обеспечение жильем как ребенок-сирота. Не знала об этом и опекун. В ДД.ММ.ГГГГ истец вышла замуж за Карпенко В.А. ДД.ММ.ГГГГ истец приобрела жилое помещение и владею 1/3 доли квартиры <адрес> <адрес> <адрес>, общей площадью <данные изъяты> и там же проживает с двумя детьми. О том, что имеет право на получение жилья от государства, стало известно от таких же лиц (детей-сирот). Истец стала интересоваться этим вопросом примерно с ДД.ММ.ГГГГ. В органе опеки ответили, что истец свое право потеряла, так как уже исполнилось 23 года и кроме того имеет в собственности жилое помещение. Но позднее узнала, что вышло постановление Правительства РФ, которым дано право лицам, которые относились к детям-сиротам, достигшим 23 года и которые не смогли получить жилье до ДД.ММ.ГГГГ, на включение в список лиц из числа детей-сирот, для обеспечения жильем. Истец вновь обратилась в органы опеки администрации Усть-Таркского района, к специалисту опеки Папиной И.II. Она посоветовала написать заявление о включении в список и приложить необходимые документы. Однако истцу было отказано о включении в список постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что на момент обращения с заявлением о включении в список, истец имеет в собственности жилое помещение. С указанным решением она не согласна, по следующим основаниям. По условиям абз. 2 и 3 ч.1 и ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в старой редакции), как ребенку- сироте, не имевшему закрепленного жилого помещения, после окончания опеки (попечительства) ДД.ММ.ГГГГ. и достижении 18лет, вне очереди должно было быть предоставлено жилое помещение на условиях социального найма по месту проживания. Стояла ли истец на регистрационном учете детей - сирот, не знает. Но в указанный период жилое помещение в 18 лет, предоставлено не было. Федеральный закон от 29.02.2012г № 15-ФЗ изменил редакцию ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Новая редакция ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2019г № 15-ФЗ) вступившая в силу с ДД.ММ.ГГГГ. сохраняла неиспользованное право детей-сирот на приобретение жилого помещения на условиях социального найма в 18 лет, как за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, но фактически жильем обеспечены не были. На это указывают ч. 3 и ч.9. ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ в новой редакции. Истец считает, что гарантированная ФЗ № 159-ФЗ (в новой редакции) социальная поддержка, как лицу, которое относилось к категории детей-сирот, возникла для истца с момента первичного обращения за предоставлением жилья и постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. И она возникла со дня принятия территориальной администрацией <адрес> постановления от ДД.ММ.ГГГГ. - о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по месту моего проживания, когда исполнилось 19 лет, и сохранилась в 23 года, до дня фактического обеспечения жилым помещением. Таким образом, все условия для государственного обеспечения жилым помещением по договору социального найма как ребенка - сироты по основаниям ст. 8 Федерального закона - Ф3( в старой редакции); так и по ч.9.ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ ( в новой редакции); по п.1, абз.3 п.3, пп. г) п.4 ПП РФ ; по ст. 49, 51 и 52 ЖК РФ - у истца имелись. Но органами опеки применены не были. Принимая решение от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе во включении в список, орган местного самоуправления и органы опеки не оценили имущественные и жилищные права, при этом нарушили требования действующего законодательства. На момент установления опеки в ДД.ММ.ГГГГ, истец была выявлена как ребенок-сирота и находилась под опекой до достижения мною 18 лет. В указанный период, истец не являлась нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, так как проживала у опекуна Агеевой Г.И. (на это имеются соответствующие документы). В указанный период жилое помещение на условиях социального найма по достижении 18 лет предоставлено не было. ДД.ММ.ГГГГ истец была поставлена па учет в улучшении жилищных условий по моему заявлению, когда мне исполнилось 19 лет, однако жильем на условиях социального найма до 23 лет, обеспечена также не была. Истец просит суд: признать неправомерным постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. и протокол от ДД.ММ.ГГГГ заседания межведомственной комиссии по вопросу защиты жилищных прав детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушающие жилищные права истца как лица, которое относилось к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигло возраста 23 лет. Признать право истца на обеспечение жилым помещением по договору социального найма как лица, которое относилось к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и достигшего 23 возраста, не реализовавшего свое право до ДД.ММ.ГГГГ. и имеющего право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма после ДД.ММ.ГГГГ. до дня фактического обеспечения жилым помещением. Принудить администрацию Усть-Таркского района Новосибирской области включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, имеющих право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда. Принудить администрацию Усть-Таркского района Новосибирской области предоставить истцу жилое помещение специализированного жилищного фонда Усть-Таркского района Новосибирской области как лицу, которое относилось к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигло возраста 23 лет, не реализовало свое право до ДД.ММ.ГГГГ. и имело право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма после ДД.ММ.ГГГГ. до дня фактического обеспечения жилым помещением.

Истец Карпенко Л.В. в судебном заседании требования поддержала, уточнила требования, представила уточненное исковое заявление, в котором также просила признать недействительным договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что ее права нарушены, она не была обеспечена жильем, полагает, что когда она приобрела жилье в котором 1/3 доля принадлежит ей тем самым она реализовала свое право на приобретения жилья, прим этом за ней сохраняется право на обеспечения ее как ребенка –сироты. По вопросу уважительности причин не обращения за обеспечением ее жильем, пояснила, что обращалась устно неоднократно в опеку, но ей поясняли, что она утратила свое право.

       Представитель ответчика администрации Усть-Таркского района Коростелев В.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований. Поскольку за Карпенко Л.В. как за ребенком- сиротой было закреплено житье по договору на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ. Договор действующий, не оспорен.

       Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства при администрации Усть-Таркского района в судебное заседание не явилась Мерекина Н.С., о дате, месте и времени извещена надлежащим образом, представила заявление, в котором просила суд рассмотреть дело в её отсутствие, просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Прокуратур Усть-Таркского района Новосибирской области в судебное заседание не явился, представил заявление в письменной форме, из которого следует, что участие прокурора по данной категории дел не является обязательным, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценил относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма 7 специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Критерии отнесения граждан к лицам из числа детей-сирот и. детей, оставшихся без попечения родителей, установлены в ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее также Федеральный закон, от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ), согласно которой лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами; семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения 8 предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву/ либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Пункт 3 указанной статьи в той же редакции предусматривает, что в список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.

Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 той же статьи).

Таким образом, федеральный законодатель - определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ. Аналогичные основания предоставления дополнительных гарантий прав на жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены и Законом Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ N 682-3 "О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.

Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ меры социальной Поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Согласно данным Правилам, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.

Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления, в порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией.

Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по" субъекту Российской Федерации. В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или после 1 января ДД.ММ.ГГГГ имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1215-0, положения пункта 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепляющие условия сохранения за ними права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договорам найма специализированных жилых помещений, подлежат применению с учетом разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ), о возможности обеспечения жилыми помещениями лиц, не вставших (не поставленных) на учет до достижения возраста 23 лет (определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1229-0, от ДД.ММ.ГГГГ N 185-0 и от ДД.ММ.ГГГГ N 89-0).

Аналогичные разъяснения содержатся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ), и согласуются с разъяснениями Министерства просвещения РФ (утверждены письмом от ДД.ММ.ГГГГ N ДГ-812/07), касающимися порядка применения абзаца четвертого пункта 3 Правил.

Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными, суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального" найма.

По смыслу положений части 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ и пункта 1 статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ, а также в соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки? так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вступление в действие Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 397 не означает отсутствия необходимости проверять, предпринимались ли истцом действия по своевременной подаче заявления о включении в Список и выяснения наличия уважительных причин, по которым указанные лица не были поставлены на учет для получения жилого помещения. Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем, пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Суд разрешая доводы истца о признании неправомерными протокола межведомственной комиссии и постановления от ДД.ММ.ГГГГ , признании договора приватизации недействительным, суд находит данные доводы незаконными и необоснованными, не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом из материалов дела установлено, что Карпенко Л.В., относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Хмелева Зоя Егоровна умерла ДД.ММ.ГГГГ. Отец истца –Хмелев Валерий Александрович умер ДД.ММ.ГГГГ. Истец проживала с матерью на день смерти в <адрес>. Из личного дела истца судом установлено, после смерти матери постановлением территориальной администрации Усть-Таркского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждении опеки над несовершеннолетними Хмелевой Людмилой Валерьевной и Хмелевым Александром Валерьевичем» была установлена опека. Опекуном назначена Агеева Галина Егоровна.

В материалах личного дела имеется договор на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Акционерным обществом закрытого типа «Силишинское» Ерушниковым В.А. и органом опеки и попечительства при территориальной администрации Усть-Таркского района в лице Головач Н.В., несовершеннолетних детей: Хмелевой Людмилы Валерьевны, Хмелева Александра Валерьевича, передана квартира площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес> в совместную собственность двух человек двухкомнатную квартиру. Договор заверен надлежащим образом. Доводы о том, что истец не знала о данном договоре суд, находит не состоятельными. Поскольку в договоре имеются в графе «Подпись покупателя» подписи представителя органа опеки Головач Н.В., и две подписи детей Хмелевых Людмилы и Александра.

Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство. При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в порядке, определенном Федеральным законом "Об опеке и попечительстве".

Суд полагает, что у органа опеки имелись полномочия по закреплению жилого помещения. Путем заключения договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан заключенный ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку и в судебном заседании истец подтвердила, что это, то помещение, в котором они проживали с матерью.

Оснований для признания договора недействительным, у суда не имеется, кроме того, в случае признания договора недействительным нарушаются права Хмелева Александра Васильевича.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находилась под опекой тети, и проживал по <адрес>, снята с учета в органе опеки и попечительства администрации района в связи с достижением совершеннолетнего возраста.

ДД.ММ.ГГГГ истец заключила брак, после регистрации брака фамилия истцу присвоена Карпенко, что подтверждается свидетельством о заключении брака.

Разрешая доводы истца о том, что за ней сохранилось право на обеспечение жильем, поскольку она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жильем по договору социального найма в 19 лет до достижения 23 лет на основании указанного ей в исковом заявлении постановлении территориальной администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., и не была обеспечена жильем. Суд находит указанные доводы не состоятельными и опровергающимися письменными материалами дела.

Судом из материалов дела установлено, что после заключения брака истец проживала в семье супруга Карпенко Вадима Александровича вместе с его родителями по адресу: <адрес>.

Судом установлено, что не истец, как ребенок-сирота обращается в орган местного самоуправления для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а ее супруг.    ДД.ММ.ГГГГ супруг истца Карпенко В.А. обращается с заявлением о постановке его на учет для получения жилья, что подтверждается копией данного заявления, справкой о составе семьи выданной Карпенко В.А., актом проверки жилищных условий заявителя Карпенко В.А. ДД.ММ.ГГГГ из сведений отдела архивной службы установлено, что постановлением территориальной администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. «О постановке на учет по улучшению жилищных условий, предоставлении жилой площади» рассмотрены личные заявления граждан и Карпенко Вадим Александрович, ДД.ММ.ГГГГ, проживающий на квартире по адресу: <адрес>, состав семьи 3 человека постановлен на учет общей очереди.

Супруг истца Карпенко В.А. умер ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что после смерти супруга истец Карпенко Л.В. была обеспечена по договору социального найма жилой площадью, что подтверждается сведения архивного фонда от ДД.ММ.ГГГГ -Т, копией распоряжения Главы администрации Усть-Таркского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении жилой площади» из которого следует, что истцу Карпенко Л.В. и ее сыну предоставлена жилая площадь в общежитии по адресу: <адрес>, комната площадью <данные изъяты>

В последующем жилищные условия истца были улучшены, что подтверждается сведениями архивного фонда от ДД.ММ.ГГГГ -Т, копией распоряжения Главы администрации Усть-Таркского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ «Предоставление жилой площади» из которого следует, что истцу Карпенко Л.В., состав семьи 2человека, предоставлена жилая площадь в общежитии по адресу: пер.Больничный, <адрес>, комнаты <данные изъяты>

Кроме того, истец по договору купли-продажи квартиры с земельным участком ДД.ММ.ГГГГ приобретает в общую долевую собственность квартиру и земельный участок расположенные по адресу: <адрес>. Истцу принадлежит 1/3 доля на квартиру и земельный участок, что подтверждается сведениями ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

В ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в отдел опеки и попечительства при администрации Усть-Таркского района с заявление о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей достигших возраста 23 лет, для обеспечения жилым помещением.

ДД.ММ.ГГГГ на заседании межведомственной комиссии по вопросу защиты жилищных прав детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассмотрено заявление Карпенко Л.В., ей отказано, поскольку она является собственником 1/3 доли в жилом помещении.

Постановлением администрации Усть-Таркского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ отказано во включении в список лиц, из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истец злоупотребляет правом ст. 10 ГК РФ, поскольку дважды была обеспечена органом местного самоуправления на общих основаниях жилым помещение в общежитии по договору социального найма.

Суд, исследовав доказательства и обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив доказательства в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, приходит к выводу, что предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Истец использовал свое право, после смерти супруга вставшего на чет в качестве нуждающегося в жилом помещении, истец была его членом семьи. Истец внесена в список нуждающихся в жилых помещения на общих основания в соответствии с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой главы администрации Усть-Таркского сельсовета, председателем комиссии по учету и распределению жилья от ДД.ММ.ГГГГ.    Была дважды обеспечена органом местного самоуправления на общих основаниях жилым помещение в общежитии по договору социального найма.

Суд приходит к выводу при исследованных обстоятельствах, что истец реализовала свое право на обеспечение жилым помещением в установленный законом срок, в связи с чем, истец утратила право на обеспечение жилым помещением согласно Федеральному закону "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Суд находит требования истца незаконными, необоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

в удовлетворении заявленных исковых требований Карпенко Людмиле Валерьевне к ответчику администрации Усть-Таркского района Новосибирской области о признании неправомерным постановления администрации Усть-Таркского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ и протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания межведомственной комиссии по вопросу защиты жилищных прав детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушающие мои жилищные права как лица, которое относилось к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигло возраста 23 лет, об обязании включить в список лиц, из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, о признании недействительным договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Татарский районный суд Новосибирской области.

Решение в окончательной форме будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                  Е.А. Полтинникова

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-947/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Карпенко Людмила Валерьевна
прокуратура Усть-Таркского района Новосибирской области
Ответчики
Администрация Усть-Таркского района Новосибирской области
Другие
Отдел опеки и попечительства при администрации Усть-Таркского района Новосибирской области
Суд
Татарский районный суд Новосибирской области
Судья
Полтинникова Елена Александровна
Дело на сайте суда
tatarsky.nsk.sudrf.ru
29.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.08.2022Передача материалов судье
02.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.09.2022Подготовка дела (собеседование)
21.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.10.2022Судебное заседание
28.10.2022Судебное заседание
01.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее