.
Дело № 2а-111/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Остров Псковской области *** 2019 года
Островский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Родаковой И.Р.,
при секретаре Ефимовой О.А.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Псковской области (далее по тексту – Межрайонной ИФНС России №5 по Псковской области) к Иванову В.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени в общем размере № рублей,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №5 по Псковской области обратилась в суд с административным иском к Иванову В.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016 г. в размере № рублей, из которых, налог – № рублей, пеня – № рублей.
Требования мотивированы тем, что Иванов В.А. является плательщиком транспортного налога, так как в 2016 г. имел в собственности зарегистрированное транспортное средство, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ. Руководствуясь действующим налоговым законодательством, ст. 2 Закона Псковской области №224-оз от 26.11.2002 «О транспортном налоге», налоговая инспекция начислила административному ответчику за 2016 г.г. транспортный налог в размере № рублей, и направила в адрес ответчика налоговое уведомление № № от ***.2017 г. об уплате транспортного налога не позднее ***10.2017 г. В связи с неоплатой ответчиком налогового платежа в установленный срок, в его адрес ***.2018 г. было направлено требование № № об уплате не позднее ***.2018 г. указанной выше суммы налога и пени в размере № рублей. Поскольку требование об уплате недоимки по налогам и пени оставлено Ивановым В.А. без исполнения, административный истец обратился в суд с указанным административным исковым заявлением. Одновременно административный истец просит восстановить срок для обращения в суд с административным исковым заявлением, ссылаясь на наличие уважительных причин его пропуска, связанных с реорганизацией налогового органа путем присоединении Межрайонной ИФНС России № 4 по Псковской области к Межрайонной ИФНС России №5 по Псковской области и объединением баз, содержащих сведения о налогоплательщиках, что не позволило своевременно инициировать процедуру взыскания задолженности в соответствии со ст. 48 НК РФ.
Представитель административного истца, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в предварительное судебное заседание не явился, направил суду письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Иванов В.А. извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, суд о причинах своей неявки в известность не поставил.
В соответствии со ст.ст. 102, 138 КАС РФ дело в предварительном судебном заседании рассмотрено в отсутствие административного истца и административного ответчика по делу.
Изучив письменные материалы дела, исследовав причины пропуска административным истцом установленного КАС РФ срока обращения с данным иском, суд приходит к следующим выводам.
Положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
В силу п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации, в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Указанный документ является обязательным и первым этапом в процедуре принудительного взыскания налоговой задолженности.
В соответствии с абзацем 3 пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми днейс даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган поместу жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает № рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Аналогичные положения установлены частью 2 ст. 286 КАС РФ, в силу которых административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в 2016 г. Иванов В.А. являлся плательщиком транспортного налога.
Соблюдение налоговым органом установленного законом порядка направления ответчику налогового уведомления об уплате транспортного налога, а впоследствии, и требования об уплате недоимки по данному налогу за 2016 г., подтверждается материалами административного дела.
Между тем, как следует из материалов дела, в добровольном порядке в установленные в уведомлении и требовании сроки ответчиком обязанность по уплате налога и пени исполнена не была.
Согласно п.п. 2,5 ст. 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.
С учетом названных норм, установленный п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок для обращения в суд с настоящим заявлением начал исчисляться по истечении срока уплаты недоимки, установленного в требовании № №, то есть, с ***.2018 г., и истек ***.2018 г.
Между тем, настоящий административный иск инспекцией направлен в суд ***.2019 года, что находится за пределами установленного п. 2 ст.48 Налогового кодекса РФ срока.
Пункт 2 ст.48 Налогового кодекса РФ допускает восстановление судом пропущенного по уважительной причине срока подачи заявления о взыскании недоимки.
По смыслу закона к уважительным причинам пропуска данного срока могут быть отнесены обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа и находящиеся вне его контроля, при соблюдении им такой степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась для своевременного обращения в суд.
Таким образом, объединение баз, содержащих сведения о налогоплательщиках, проводимых в связи с реорганизацией путем присоединении Межрайонной ИФНС России № 4 по Псковской области к Межрайонной ИФНС России № 5 по Псковской области, что, как указывается административным истцом, не позволило ему своевременно инициировать процедуру взыскания задолженности в соответствии со ст. 48 НК РФ, не может быть признано судом уважительной причиной пропуска срока обращения в суд с настоящим заявлением.
Иных уважительных причин, действительно свидетельствующих о невозможности заблаговременного направления административного искового заявления в суд, налоговым органом не приведено.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для восстановления МежрайоннойИФНС №5 по Псковской области срока на предъявление настоящего административного искового заявления в суд.
В соответствии с ч.5 ст.138 КАС РФ в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Принимая во внимание вышеизложенное, в удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России №5 по Псковской области к Иванову В.А. надлежит отказать в виду пропуска административным истцом без уважительной причины срока обращения в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 48 НК РФ, ст.ст. 138, 175-180, 286-290, 298 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Псковской области к Иванову В.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени в общем размере № рублей – отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Островский городской суд Псковской области в течение месяца со дня принятия решения суда.
Копия верна:
Судья: Родакова И.Р.