Решение по делу № 2-1459/2015 от 26.05.2015

дело № 2-1459/2015

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 августа 2015 г.                                 г. Камышин

    

    Камышинский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи        Раптановой М.А.,

при секретаре                  Дикополовой И.С.,

с участием представителя истца Богородицкой Н.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Антиповского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконными действия (бездействия) в части ненадлежащей организации сбора, вывоза и хранения твердых бытовых отходов и мусора, о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области, действуя в порядке статьи 46 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Антиповского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконными действия (бездействия) в части ненадлежащей организации сбора, вывоза и хранения твердых бытовых отходов и мусора, о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе рейдовых мероприятий, проводимых Комитетом в целях упорядочения обращения с отходами производства и потребления, обеспечения благоприятной экологической обстановки в городах и населенных пунктах, зонах отдыха населения, выявления и ликвидации мест несанкционированного размещения отходов на территории ...., было выявлено невыполнение требований природоохранного законодательства администрацией Антиповского сельского поселения Камышинского муниципального района .....

Так, при проведении ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором в области охраны окружающей среды комитета рейдовых мероприятий на территории ...., установлено, что администрацией не в полной мере организован сбор и вывоз отходов, а также не предпринимаются меры по недопущению их размещения на почву в местах, необорудованных в соответствии с требованиям законодательства.

При проведении осмотра выявлена площадка временного накопления отходов по адресу: ...., .... Данный земельный участок находится в муниципальной собственности, эксплуатируется на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № ..... Площадь эксплуатируемого земельного участка составляет <данные изъяты> На указанном земельном участке размещены отходы на почве (глина), имеется обваловка высотой ориентировочно <данные изъяты> Отходы на площадке размещены на общей площади ориентировочно <данные изъяты> Площадка эксплуатируется ДД.ММ.ГГГГ. Отходы жителями .... вывозятся силами администрации <данные изъяты>. Установлено, что вывоз отходов с площадки временного накопления отходов на объекты размещения отходов не осуществлялся, по мере накопления отходов с помощью тракторной техники они сдвигались с последующей трамбовкой. За время эксплуатации площадки временного хранения размещено отходов ориентировочно <данные изъяты>

Выявленные факты размещения отходов на необорудованной площадке являются нарушением требований действующего законодательства, а также ограничивают права граждан на благоприятную окружающую среду и нашли свое подтверждение в акте осмотра.

На площадке временного размещения ТБО отсутствует твердое покрытие, навес.

Как указал истец, причиной допущенных нарушений является ненадлежащая организация <данные изъяты> Камышинского муниципального района .... полномочий по сбору и вывозу твердых бытовых отходов и мусора.

Со стороны органа местного самоуправления - <данные изъяты> - имеет место бездействие, то есть неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия органа местного самоуправления.

Своим действием (бездействием) администрация Антиповского сельского поселения Камышинского муниципального района .... нарушает права неопределенного круга лиц, определить число которых не представляется возможным вследствие постоянного свободного передвижения, на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека, что гарантировано ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, статью 12 Гражданского кодекса РФ, истец просит суд:

Признать незаконными действия (бездействие) администрации Антиповского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области в части ненадлежащей организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора.

Признать незаконными действия по организации хранения твердых бытовых отходов и мусора на земельном участке, расположенном: ...., Камышинский муниципальный район...., площадью <данные изъяты> (или условный) номер № ....

Обязать Администрацию Антиповского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

- прекратить эксплуатацию и ликвидировать последствия размещения на земельном участке, расположенном: ...., Камышинский муниципальный район, .... площадью <данные изъяты> кадастровый (или условный) номер № .... твердых бытовых отходов и мусора;

- определить и обустроить место для вывоза и временного хранения с территории сельского поселения, в соответствии с требованиями Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 № 80 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил нормативов СанПин 2.1.7.1322-03».

В судебном заседании представитель истца Богородицкая Н.А. поддержала исковые требования, пояснив, что факт размещения отходов на территории .... подтверждается актом планового (рейдового) осмотра, обследований особо охраняемых природных территорий, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов от ДД.ММ.ГГГГ № .... и фото таблицей к нему. Отметила, что в нарушение положений законодательства ответчиком установленные законом полномочия на территории сельского поселения исполняются не надлежащим образом. Согласно постановлению администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ № .... «Об утверждении Положения о комитете природных ресурсов и экологии ....» комитет является органом исполнительной власти ...., уполномоченным в сфере охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления, обеспечения экологической безопасности, на территории ..... Пунктом 2.12 Положения предусмотрено право комитета обращаться в суд по вопросам, отнесенным к его компетенции. Требования предъявлены комитетом в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Представители третьих лиц администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области и Дума Антиповского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явились, своего мнения по сути заявленных требований не выразили, не просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Ответчик администрация Антиповского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области, не смотря на надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается справкой об отложении судебного заседания (л.д. 77,80), явку своего представителя в суд не обеспечил, возражений по сути требований не представил, ходатайств об отложении рассмотрения дела либо заявлений о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя не направил.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению.

Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующем об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных правах.

Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Согласно ч. 1 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

    При таких обстоятельствах суд, располагая сведениями о надлежащем извещении всех лиц, участвующих в деле, учитывая мнение представителя истца, руководствуясь ст. 167, 233 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся третьих лиц, а также ответчика в порядке заочного производства.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Статьями 41, 42 Конституции РФ и 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено и гарантировано право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В статье 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» раскрывается понятие экологической безопасности как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Согласно ч. 2 ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целью охраны земель является предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.

Одним из принципов хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц (статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Санитарно-эпидемиологические требования устанавливаются законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органам (ст. 3 указанного Закона).

Такими актами, в частности, являются «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» СанПиН 42-128-4690-88, утв. Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690-88.

Согласно пункту 1.2 указанных СанПиН система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

Из пункта 3.2 СанПиН следует, что твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки).

Также в соответствии с п. 3.7. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 № 80 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил нормативов СанПин 2.1.7.1322-03», при временном хранении отходов на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) должны соблюдаться следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников- накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитбетон, полимербетон, керамическая плитка и др.).

В силу части второй статьи 21 и части первой статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», с учетом положений части 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. В числе прочего запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Комитетом природных ресурсов и экологии Волгоградской области была проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в части обращения с отходами производства и потребления на территории ...., в ходе которой выявлено, что администрацией не в полной мере организован сбор и вывоз отходов, а также не предпринимаются меры по недопущению их размещения на почву в местах, необорудованных в соответствии с требованиям законодательства.

При проведении осмотра выявлена площадка временного накопления отходов по адресу: .... На указанном земельном участке размещены отходы на почве (глина), имеется обваловка высотой ориентировочно от 2,5 м. до 6 м. Отходы на площадке размещены на общей площади ориентировочно <данные изъяты> высотой <данные изъяты> Площадка эксплуатируется ДД.ММ.ГГГГ. Отходы жителями .... вывозятся силами администрации Антиповского сельского поселения. Установлено, что вывоз отходов с площадки временного накопления отходов на объекты размещения отходов не осуществлялся, по мере накопления отходов с помощью тракторной техники они сдвигались с последующей трамбовкой. За время эксплуатации площадки временного хранения размещено отходов ориентировочно <данные изъяты>

На площадке временного размещения ТБО отсутствует твердое покрытие, навес.

Факт размещения отходов на территории Антиповского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области подтверждается актом планового (рейдового) осмотра, обследований особо охраняемых природных территорий, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов от ДД.ММ.ГГГГ № .... и фототаблицей к нему.

Доказательств обратного ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.

По имеющимся в деле свидетельству о праве собственности и Выписки из ЕГРП на недвижимое имущество право собственности на площадку для временного хранения бытовых отходов с кадастровым номером № ...., площадью <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано за Антиповским сельским поселением Камышинского муниципального района .....

В соответствии со ст. 5 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 5 ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям Российской Федерации относится проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения с отходами; установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами; организация государственного учета и отчетности в области обращения с отходами; установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, а также иные полномочия, направленные на сохранение благоприятной окружающей среды и здоровье человека.

Организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в соответствии со ст. ст. 14, 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» отнесена к вопросам местного значения муниципального района; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора - к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с требованиями пункта 18 ч. 1 ст. 14 № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.1 ст.7 ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов местного самоуправления поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.    

Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Анализ законодательства свидетельствует о том, что непосредственно к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Соответственно, ответственность за организацию данной работы на территории Антиповского сельского поселения Камышинского муниципального района возложена на администрацию поселения.

Фактические обстоятельства дела позволяют суду прийти к выводу о том, что со стороны администрации Антиповского сельского поселения имеет место бездействие, выразившееся в неисполнении органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия органа местного самоуправления.

Своим бездействием (действием) ответчик нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека, что гарантировано статьей 42 Конституции РФ и ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Право на благоприятную экологическую среду относится к личным неимущественным правам и подлежит защите в порядке, установленном гражданским законодательством.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ к способам защиты гражданских прав относятся, в частности восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ закреплен приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.

При таких обстоятельствах суд удовлетворяет требования истца и возлагает обязанность на администрацию Антиповского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области устранить нарушения федерального законодательства путем прекращения дальнейшей эксплуатации, а также ликвидировать последствия размещения на земельном участке, расположенном: ...., Камышинский муниципальный район, .... площадью <данные изъяты> кадастровый (или условный) номер № ...., твердых бытовых отходов и мусора; определить и обустроить место для вывоза и временного хранения с территории сельского поселения, в соответствии с требованиями Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 № 80 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил нормативов СанПин 2.1.7.1322-03».

Поскольку ответчиком доказательств невозможности исполнения возложенной обязанности в течение ДД.ММ.ГГГГ со дня вступления решения суда в законную силу в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено, то указанный истцом срок суд признает разумным и достаточным.

При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда в указанный срок, ответчик не лишен возможности поставить перед судом вопросы об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка его исполнения в установленном законом порядке.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Антиповского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконными действия (бездействия) в части ненадлежащей организации сбора, вывоза и хранения твердых бытовых отходов и мусора, о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства удовлетворить.

Признать незаконными действия (бездействие) администрации Антиповского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области в части ненадлежащей организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора.

Признать незаконными действия по организации хранения твердых бытовых отходов и мусора на земельном участке, расположенном: ...., площадью <данные изъяты> кадастровый (или условный) номер № ....

Обязать Администрацию Антиповского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

- прекратить эксплуатацию и ликвидировать последствия размещения на земельном участке, расположенном: ...., Камышинский муниципальный район, .... площадью <данные изъяты> кадастровый (или условный) номер № .... твердых бытовых отходов и мусора;

- определить и обустроить место для вывоза и временного хранения с территории сельского поселения, в соответствии с требованиями Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 № 80 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил нормативов СанПин 2.1.7.1322-03».

Ответчик вправе подать в Камышинский городской суд заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий                       Раптанова М.А.

2-1459/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области в инт. НКЛ
Ответчики
Администрация Антиповского сельского поселения
Суд
Камышинский городской суд Волгоградской области
Дело на сайте суда
kam.vol.sudrf.ru
26.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.05.2015Передача материалов судье
01.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.06.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.06.2015Судебное заседание
19.08.2015Судебное заседание
24.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.08.2015Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
19.08.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее