Судья Бехтерев Е.С. |
№ 21-267/2020 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
02.09.2020 |
г. Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу МКП "Горводоканал КГО" на постановления старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 20.02.2020, решение судьи Костомукшского городского суда Республики Карелия от 02.06.2020 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.33, ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, в отношении МКП "Горводоканал КГО",
установил:
постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Громовой М.Ю. от 20.02.2020 № МКП "Горводоканал КГО" (далее - Предприятие) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 руб.
Постановлением того же должностного лица от 20.02.2020 № Предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200000 руб.
Данные постановления были обжалованы Предприятием в Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Дела по жалобам объединены судьей в одно производство.
Решением судьи Костомукшского городского суда Республики Карелия от 02.06.2020 оба постановления должностного лица изменены; Предприятию за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.33 и ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, путем применения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ назначено одно административное наказание в виде штрафа в размере 200000 руб.
С такими постановлениями должностного лица и решением судьи Предприятие не согласно, в поданной жалобе просит их отменить и прекратить производство по обоим делам. Указывает, что им не превышены установленные лимиты и нормативы допустимых сбросов в части количества сбрасываемых загрязняющих веществ.
Подателем жалобы заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования решения судьи.
С учетом обстоятельств дела и положений ст. 30.3 КоАП РФ полагаю возможным удовлетворить ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.
На рассмотрение дела по поданной жалобе Предприятие защитника не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, о его отложении не ходатайствовало.
Проверив административные материалы, прихожу к следующему.
В силу ст. 8.33 КоАП РФ нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от 10000 до 15000 руб.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ "О животном мире" при строительстве и иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Данная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством РФ.
Частью 4 ст. 35, частью 2 ст. 39 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) предусмотрено, что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать вреда окружающей среде.
В силу п. 1 ч. 6 ст. 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов ПДК вредных веществ в водных объектах).
Частью 16 ст. 65 ВК РФ установлены ограничения хозяйственной деятельности в границах водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов.
В соответствии с п. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в редакции, действовавшей на день совершения вменяемого правонарушения (далее - Закон), юридические лица, осуществляющие эксплуатацию сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды, в том числе на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и сбросов загрязняющих веществ.
Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения (таблица № 1 приложения к приказу), а также нормативы ПДК вредных веществ в водных объектах рыбохозяйственного значения (таблица № 2 приложения к приказу).
Решением Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 13.12.2017 № 341 (далее - Решение) Предприятию предоставлен в пользование водный объект рыбохозяйственного значения - оз. Травяное в целях сброса сточных вод в координатах 64 град. 34 мин. 32,7 сек. с.ш., 30 град., 39 мин. 5,8 сек. в.д. Согласно Решению вода в озере в месте сброса сточных вод должна отвечать нормативам качества, утвержденным приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552.
Управлением Росприроднадзора по Республике Карелия Предприятию выдано разрешение № 11 на сбросы веществ (за исключением радиоактивных) в пределах лимитов на сбросы при осуществлении сброса сточных вод после выпуска № 2 - КОС г. Костомукша в оз. Травяное со сроком действия с 29.12.2018 по 28.12.2019.
Основанием привлечения Предприятия к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ послужили выявленные 15.10.2019 на территории г. Костомукша Республики Карелия следующие обстоятельства. В нарушение условий Решения, приказа Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552, а также установленных разрешением № 11 лимитов на сбросы Предприятие допустило в 3 квартале 2019 г. в месте сброса сточных вод превышение в сточных водах ПДК и лимитов загрязняющих веществ (в мг/л): взвешенные вещества – 7,33 при установленном лимите 7,05; нефтепродукты - 0,056 при лимите 0,05; хлориды - 33,17 при ПДК 32,3; аммоний-ион - 11,87 при лимите 7,84; железо – 0,149 при ПДК 0,104; фосфаты (по Р) – 1,236 при лимите 1,15, что следует из отчета Предприятия за данный квартал 2019 г.
При этом в месте сброса сточных вод не соблюдены нормативы качества воды водного объекта рыбохозяйственного значения по ряду показателей (в мг/л). Так, концентрация железа составила от 0,42 до 1,17 при ПДК 0,1; нитрит-иона – 0,41 при ПДК 0,08; фосфатов (по Р) – до 1,82 при ПДК 0,2; взвешенных веществ – 11,4 при ПДК 2,75; аммоний-иона – от 2,8 до 4,8 при ПДК 0,5.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, протоколами химического анализа воды, решением о предоставлении водного объекта в пользование, иными материалами дела.
Факт и величины превышения ПДК и лимитов на сбросы загрязняющих веществ податель жалобы по существу не оспаривает.
Доказательств принятия водопользователем мер по проведению необходимой очистки сточных вод в целях недопущения ухудшения экологической обстановки в дело не представлено.
Довод жалобы о соблюдении максимально допустимых объемов сброса загрязняющих веществ подлежит отклонению, поскольку данное обстоятельство не освобождает водопользователя от обязанности по соблюдению требований к качеству сбрасываемых в результате своей деятельности сточных вод. При этом подпункт 12 п. 2.3 Решения запрещает водопользователю осуществлять залповый сброс сточных вод.
С учетом изложенного Предприятие обоснованно привлечено к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ.
Назначенное должностным лицом административное наказание соответствует минимальной санкции статьи.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение данного постановления, не допущено.
В силу ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 200000 до 400000 руб.
Основанием привлечения Предприятия к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ послужили те обстоятельства, что оно в нарушение тех же норм, условий Решения и разрешения на сбросы допустило в 3 квартале 2019 г. превышение ПДК и лимитов на сбросы загрязняющих веществ в сбрасываемых в оз. Травяное после сооружений КОС сточных водах по ряду показателей (нитрит-ион, фосфаты, нефтепродукты, железо, фенолы, марганец, медь, аммоний-ион, цинк). Тем самым Предприятие нарушило специальный режим осуществления хозяйственной деятельности в прибрежной защитной полосе водного объекта, поскольку КОС Предприятия расположены в водоохранной зоне оз. Травяное.
Должностное лицо административного органа и судья полагали о наличии в действиях Предприятия состава данного административного правонарушения.
Вместе с тем в силу ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении должно быть надлежащим образом изложено событие правонарушения, включая конкретную фабулу обвинения и законоположения, нарушенные данными действиями.
В нарушение данного процессуального требования в протоколе об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ не указано, какие именно ограничения хозяйственной или иной деятельности в прибрежной защитной полосе оз. Травяное нарушены Предприятием. Ссылок на нарушение конкретного пункта ч.ч. 15-18 ст. 65 ВК РФ как протокол, так и постановление по указанному делу не содержат. Событие вменяемого правонарушения выразилось в превышении Предприятием в 3 квартале 2019 г. ПДК загрязняющих веществ в сточных водах. Данные действия не связаны со сбросом сточных вод на рельеф и при доказанности таковых подлежали бы квалификации по ст. 8.33 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении не возвращался для устранения данного недостатка до рассмотрения дела по существу. На стадиях пересмотра постановления о назначении административного наказания указанный недостаток является неустранимым.
С учетом изложенного производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, в отношении Предприятия подлежало прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Оснований для применения судьей ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ и назначения по обоим делам административного наказания по санкции ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ не имелось, поскольку Предприятие подлежит административной ответственности исключительно по ст. 8.33 КоАП РФ в виде административного штрафа в определенном должностным лицом размере -10000 руб.
Соответственно, постановление о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, решение судьи в части выводов о наличии в действиях Предприятия состава данного административного правонарушения и в части назначенного административного наказания подлежат отмене с прекращением производства по данному делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление должностного лица о назначении Предприятию административного наказания по ст. 8.33 КоАП РФ и решение судьи в остальной части являются обоснованными. Оснований для удовлетворения жалобы в части несогласия с привлечением Предприятия к административной ответственности по данной статье не усматривается.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 20.02.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, в отношении МКП "Горводоканал КГО" и решение судьи Костомукшского городского суда Республики Карелия от 02.06.2020 в части выводов о правомерности привлечения МКП "Горводоканал КГО" к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ и в части назначенного административного наказания отменить. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, в отношении МКП "Горводоканал КГО" прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 20.02.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ, в отношении МКП "Горводоканал КГО" и решение судьи Костомукшского городского суда Республики Карелия от 02.06.2020 в остальной части оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья |
С.В. Щепалов |