В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33а-3660/2022№2а-2738/2021
Строка 022а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ21 июня 2022 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего - судьи Кобзевой И.В.,
судей Калугиной С.В., Платонова В.В.,
при секретаре Батуркиной О.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Авагяна Аргама Вагановича к Управлению имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж, руководителю Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж Завьялову Сергею Александровичу о признании незаконным отказа в проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка,
по апелляционной жалобе администрации городского округа город Воронеж и Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж на решение Ленинского районного суда г.Воронежа от 23 сентября 2021 года.
(судья районного суда Леденева И.С.)
Заслушав доклад судьи Воронежского областного суда Кобзевой И.В., судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Авагян А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж о признании незаконным отказа от 25 февраля 2021 года № 15764942 в проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация городского округа город Воронеж, в качестве административного ответчика привлечен руководитель Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж Завьялов С.А.
В обоснование своих требований административный истец указывал, что он в порядке электронного документооборота обратился в Управление имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж с заявлением о проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес>; категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирные малоэтажные жилые дома, кадастровый №.
Письмом Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж от 25 февраля 2021 года №15764942 отказано в проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка, в связи с тем, что заявление о проведении аукциона не соответствует требованиям, установленным Административным регламентом администрации городского округа город Воронеж по предоставлению услуги «Принятие решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности», утвержденным постановлением администрации городского округа город Воронеж от 5 октября 2015 года № 762.
Авагян А.В., считая отказ необоснованным, нарушающим его права, просил суд признать незаконным отказ Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж от 25 февраля 2021 года № 15764942 в проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности площадью 650 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирные малоэтажные жилые дома, кадастровый №; обязать Управление имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж устранить нарушения закона и провести торги на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности площадью 650 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирные малоэтажные жилые дома, кадастровый №.
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 23 сентября 2021 года требования Авагяна А.В. удовлетворены частично, судом постановлено: признать незаконным отказ в принятии решения о проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности площадью 650 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирные малоэтажные жилые дома, кадастровый №, выраженный в ответе Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж от 25 февраля 2021 года № 15764942; обязать Управление имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж в установленный законом срок организовать рассмотрение заявления Авагяна А.В. о проведении аукциона по продаже права аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности площадью 650 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирные малоэтажные жилые дома, кадастровый №, о результатах сообщить административному истцу и в суд не позднее двух месяцев с даты вступления в законную силу настоящего решения суда. В удовлетворении остальной части требований отказано (л.д. 127,128-133).
В апелляционной жалобе представитель администрации городского округа город Воронеж и Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж по доверенностям Смирнова Ю.Ю. ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований (л.д.88).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела усматривается, что 26 января 2021 года Авагян А.В. посредством электронного документооборота обратился в Управление имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж с заявлением о проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес>; категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирные малоэтажные жилые дома, кадастровый № (л.д.98).
Управлением имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж на заявление административного истца направлено письмо от 25 февраля 2021 года № 15764942, в котором указано на несоответствие заявления о проведении аукциона требованиям, установленным Административным регламентом администрации городского округа город Воронеж по предоставлению муниципальной услуги «Принятие решения о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности», утвержденным постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 5 октября 2015 года № 762, и невозможностью в связи с этим принятия решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды испрашиваемого земельного участка (л.д.96-97).
Разрешая спор по существу и удовлетворения требования Авагяна А.В. о признании незаконным отказа Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж от 25 февраля 2021 года № 15764942, возлагая на ответчика обязанность рассмотреть по существу заявление истца, районный суд пришел к выводу, что заявление Авагяна А.В. по существу административным ответчиком не рассматривалось со ссылкой на его несоответствие утвержденной форме, в ответе не приведены основания как для отказа в приеме документов, так и для отказа в предоставлении муниципальной услуги, в связи с чем оспариваемый отказ не соответствует требованиям закона, нарушает права и законные интересы административного истца.
Отказывая в удовлетворении требований Авагяна А.В. об обязании Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж устранить нарушения закона и провести торги на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности площадью 650 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирные малоэтажные жилые дома, кадастровый №, суд первой инстанции указал, что Авагяну А.В. не отказывалось в проведении торгов на право заключения договора аренды. При этом суд первой инстанции указал, что обязание административного ответчика провести торги будет означать нарушение права административного ответчика на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных ему полномочий.
Судебная коллегия с такими выводами районного суда согласна, так как они сделаны на основании всесторонне исследованных доказательств и установленных обстоятельств, которым суд в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дал надлежащую правовую оценку.
В соответствии с частью 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Пунктом 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.
Согласно подпунктам 6,8,9 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации для проведения аукциона заинтересованные в предоставлении земельного участка гражданин или юридическое лицо обращаются в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка.
Образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке: получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, за исключением случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи; проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 5 октября 2015 года № 762 утвержден Административный регламент администрации городского округа город Воронеж по предоставлению муниципальной услуги "Принятие решения о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности" (далее – Административный регламент).
В соответствии с пунктом 2.2.1. Административного регламента органом, предоставляющим муниципальную услугу, является администрация городского округа город Воронеж; структурное подразделение администрации городского округа город Воронеж, обеспечивающее организацию предоставления муниципальной услуги, - управление имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем, предусмотрен пунктом 2.6.1. Административного регламента. Форма заявления приведена в приложении № 2 к настоящему Административному регламенту.
Согласно разделу 2.7 Административного регламента основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, является подача заявления лицом, не уполномоченным совершать такого рода действия.
Оснований для приостановления предоставления муниципальной услуги законодательством не предусмотрено (пункт 2.8.1. Административного регламента).
Судом установлено и следует из ответа Управления имущественных и земельных отношений от 25 февраля 2021 года, что заявление Авагяна А.В. по существу не рассматривалось, в связи с его несоответствием требованиям Административного регламента (л.д.96-97).
Из анализа действующего законодательства следует, что перечень оснований для отказа в приеме документов необходимых для предоставления муниципальной услуги, является исчерпывающим и содержит лишь одно основание для отказа в виде подачи заявления лицом, не уполномоченным совершать такого рода действия.
Однако из материалов дела следует, что указанное основание не являлось причиной отказа в приеме документов и в оспариваемом решении не содержится.
Таким образом, ответ Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж от 25 февраля 2021 года № 15764942 не содержит оснований для отказа в приеме документов, перечисленных в пункте 2.7 Административного регламента, при этом законных оснований для нерассмотрения заявления по существу не имелось.
Кроме того, судом первой инстанции в оспариваемом решении верно указано, что отказ от 25 февраля 2021 года № 15764942 не содержит никаких правовых норм, обосновывающих его принятие, в связи с чем является немотивированным, не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права административного истца.
С учетом изложенного оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции об удовлетворении заявленных Авагяном А.В. требований о признании незаконным отказа Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж, изложенного в ответе на обращение от 25 февраля 2021 года № 15764942, и избранным судом способом восстановления прав истца путем возложения на ответчика обязанности рассмотреть по существу заявление истца, у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, так как они не содержат оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и на выражение несогласия с постановленным решением, которое вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают, поэтому их нельзя признать убедительными.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 23 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа город Воронеж и Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
судьи коллегии: