ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-4800/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 09 марта 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Жуленко Н.Л.,
судей Варнавской Л.С.,
Шабаловой О.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-980/2022 (УИД: 24RS0056-01-2021-005262-31) по иску Шкуровой Кристины Юрьевны к муниципальному образованию город Красноярск в лице администрацииг. Красноярска, департаменту финансов администрации г. Красноярскао взыскании возмещения за изъятый земельный участок
по кассационной жалобе администрации г. Красноярска на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 21 апреля 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 10 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шабаловой О.Ф., судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
Шкурова К.Ю. обратилась в суд с иском к муниципальному образованиюг. Красноярск в лице администрации г. Красноярска, департаменту финансов администрации г. Красноярска, в котором просит взыскать с муниципального образования г. Красноярск в лице администрации г. Красноярска за счет казны г. Красноярска в свою пользу в счет возмещения за изъятую долю в праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу:<адрес> денежные средства в размере 650 000 руб.
Требования мотивированы тем, что решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 21 января 2018 г. за Ш.О.Ю. признано правона 5/20 долей, за М.А.М. на 4/20 долей, за Шкуровой К.Ю.на 5/20 долей в праве собственности на земельный участок, площадью 445,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Для получения возмещения в связи с изъятием указанного земельного участка для государственных нужд, стороны, в том числе истица, обратилиськ ответчику.
Компетентным органом, в данном случае департаментом градостроительства администрации г. Красноярска дан ответ о необходимости представления выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок.
Вместе с тем, вновь образованный земельный участок по указанному выше адресу, ни на момент обращения, ни в настоящее время не может быть поставлен на кадастровый учет, право собственности на земельный участокза истицей зарегистрировано быть не может, поскольку администрациейг. Красноярска после изъятия земельных участков для государственных нужд произведено зонирование и спорный участок оказался расположенным в двух территориальных зонах: ИТ (зоны территорий объектов автомобильного транспорта) и Ж-4 (зона застройки многоэтажными жилыми домами).
Кроме того, в рамках проведенных кадастровых работ по образованию земельных участков для дальнейшей их передаче в постоянное (бессрочное) пользование КГКУ «КРУДОР», на месте <адрес> образован и поставлен на кадастровый учет земельный участок по <адрес>, с кадастровым номером № общей площадью 438 кв.м., на который 12 июля 2019 г. зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации - Красноярский край. Соглашением об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд, заключенным 06 марта 2017 г. между муниципальным образованием город Красноярск в лице администрации г. Красноярскаи сестрой истицы - Ш.О.Ю., действующей от своего имени и как законным представитель несовершеннолетнего ребенка, предусмотрено возмещение за изымаемый объект недвижимого имущества - 19/20 долейв праве собственности на жилое помещение, в общей сумме 3 727 000 руб.
14 апреля 2017 г. за изъятые 5/20 долей в праве собственности на жилой дом, истице перечислены денежные средства в размере 931 750 руб.
Вместе с тем, при составлении соглашения об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд, ответчиком не включена стоимость земельного участка, занятая жилым домом, и не определен размер компенсации Шкуровой К.Ю. за фактически изъятый земельный участок, соразмерно принадлежащей доле в праве собственности на земельный участок.
Согласно выводам заключения ООО «Агентство деловых услуг»№ 011/18 от 22 октября 2018 г. рыночная стоимость земельного участка составляет 2 600 000 руб., рыночная стоимость 1/20 доли - 130 000 руб., то есть 5/20 долей соответствует 650 000 руб., а 4/20 доли - 520 000 руб.
Решением Центрального районного суда г. Красноярскаот 21 апреля 2022 г. исковые требования Шкуровой К.Ю. удовлетворены.
С муниципального образования г. Красноярск в лице администрацииг. Красноярска за счет казны г. Красноярска в пользу Шкуровой К.Ю. взыскано в счет возмещения за изъятую долю в праве собственностина земельный участок 650 000 руб.
Апелляционным определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 10 октября 2022 г. решение районного суда оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, администрацияг. Красноярска обратилась в суд с кассационной жалобой, в которой проситих отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы приводит следующие доводы: администрация г. Красноярска является ненадлежащим ответчиком;на земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 438 кв.м. 12 июля 2019 г. зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации - Красноярского края, данный участок передан в постоянное (бессрочное) пользование КГКУ «КРУДоР»; земельный участок оформлен на праве собственности за Красноярским краем, фактически использован им в целях строительства, денежные средства, переданные ранее на осуществление государственных полномочий, муниципалитетом возвращены в бюджет края, полагает, что денежные средства подлежат взысканию с Красноярского края; в противном случае на стороне Красноярского края возникает неосновательное обогащение в виде возмещения за изъятый объект.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив судебные акты на предмет их законности в порядке статей 379.6, 390 ГПК РФ, кассационный суд не нашел оснований для их отмены, в связи со следующим.
Статьей 35 Конституции Российской Федерации установлено, что право частной собственности охраняется законом. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно подпункту 3.2 пункта 2 стати 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) принудительное изъятиеу собственника имущества не допускается, кроме случаев, когдапо основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2 ГК РФ).
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 235, пункта 1 статьи 279 ГК РФ допускается принудительное изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд путем его выкупа.
Частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что жилое помещение может быть изъятоу собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Согласно части 7 статьи 32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имуществав многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственностина такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связис изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения(в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашениемне предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
При определении выкупной цены изымаемого объекта недвижимости должна учитываться стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме, включая долю в праве собственности на земельный участок, поскольку собственникам помещенийв многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит общее имущество в многоквартирном доме (часть 1 статьи 36 ЖК РФ, пункт 1 статьи 290 ГК РФ), а также может принадлежать земельный участок,в отношении которого проведен государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).
Согласно статье 56.2 ЗК РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, в зависимости от того, для размещения объекта в чьих нуждах производится изъятие земельного участка.
Статьей 56.5 ЗК РФ регламентирован порядок выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственныхи муниципальных нужд, предусматривающий принятие конкретных мер уполномоченным на изъятие органом по запросу сведений о правахна объекты недвижимости, размещению информации об изъятии в различных источниках для доведения данной информации до заинтересованных лиц.
Согласно части 3 статьи 56.5 ЗК РФ, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, вправе поручить осуществление действий по выявлению лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию, подведомственным этим органам государственным или муниципальным учреждениям (часть 3 указанной статьи).
Собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы земельных участков, подлежащих изъятию, собственники расположенныхна таких земельных участках объектов недвижимого имущества, лица, которым такие объекты недвижимого имущества принадлежат на иных правах (далее также - правообладатели изымаемой недвижимости) и права которых на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, в течение шестидесяти дней со дня опубликования сообщения, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, подают заявления в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, об учете их прав (обременений прав) на земельные участки и (или) объекты недвижимости (далее также - заявления об учете правна недвижимость) с приложением копий документов, подтверждающих эти права (обременения прав). В таких заявлениях указывается способ связис заявителями, в том числе их почтовый адрес (часть 8).
В случае, если лицами, подавшими заявления об учете правна земельные участки и (или) иные объекты недвижимого имущества,не представлены документы, устанавливающие или удостоверяющие их права на такие земельные участки и (или) объекты недвижимого имущества, либо представленные ими документы не являются документами, устанавливающими или удостоверяющими их права на такие земельные участки и (или) объекты недвижимого имущества в соответствиис законодательством Российской Федерации, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, направляют данным лицам уведомления об этом в срок не позднее чем в течение десяти днейсо дня поступления указанных заявлений (часть 9).
В случае, если в порядке, установленном настоящей статьей, правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, обращаются в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенныена земельных участках, подлежащих изъятию для государственных или муниципальных нужд, независимо от того, были ли такие объекты недвижимого имущества поставлены на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи. Признание права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такие объекты недвижимости не является препятствием для предъявления требований, предусмотренных пунктом 11 настоящей статьи (часть 10).
Правообладатели изымаемой недвижимости, права которыхна земельные участки и (или) объекты недвижимости не были выявленыв порядке, установленном настоящей статьей, имеют право требовать возмещения от лица, которому предоставлены такие земельные участки(за исключением лиц, которым земельные участки предоставлены на праве безвозмездного пользования), либо при отсутствии указанного лица вправе требовать возмещения за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования. Возврат земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества прежним правообладателям не осуществляется (часть 11 указанной статьи).
Из положений статьи 56.6 ЗК РФ следует, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию (часть 1).
Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участкахне противоречит цели изъятия (часть 2).
Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию,и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества, а также отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведенийо координатах характерных точек границ таких земельных участков или сведений об указанных объектах недвижимого имущества либо пересечение одной из границ земельного участка, подлежащего изъятию, и одной из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениямио последнем, наличие споров о правах на такие земельные участки и (или)на расположенные на них объекты недвижимого имущества, не являются препятствием для принятия решения об изъятии (часть 8).
В соответствии с частью 1 статьи 56.7 ЗК РФ, в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд уполномоченный орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии: выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка; или необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению; обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков; выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества; осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия; осуществляют совместнос уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашенияоб изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принятона основании ходатайства об изъятии; направляют проект соглашенияоб изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.
Согласие правообладателей изымаемой недвижимости на осуществление действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не требуется (части 2 статьи 56.7 ЗК РФ).
Для подготовки и заключения соглашения об изъятии недвижимости постановка на государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества, которые расположены на изымаемых земельных участках,и сведения о которых не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, не требуется (часть 3 статьи 56.7 ЗК РФ).
В силу части 1 статьи 56.8 ЗК РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения) рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственностии передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствиис Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяютсяв соответствии с федеральным законодательством. В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению (часть 2 указанной статьи).
Частью 9 данной статьи установлено, что размер возмещенияза принадлежащий нескольким лицам на праве общей собственности изымаемый земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества определяется пропорционально долям в праве общей собственности на такое имущество.
Статьей 56.10 ЗК РФ определен порядок заключения соглашенияоб изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд, между уполномоченным органом и правообладателем изымаемой недвижимости, которому заблаговременно был направлен проект данного соглашения с кадастровым паспортом на изымаемые объекты недвижимости и отчетами об их рыночной стоимости. В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участкаи (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
В силу части 13 статьи 56.10 ЗК РФ возмещение за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 5-7 части 1 статьи 56.11 ЗК РФ, заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение судао принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является, в том числе основанием для: перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности; возникновения прав в соответствии с настоящим Кодексомна земельные участки, образуемые в результате перераспределения земельных участков или перераспределения земель и земельных участков; государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества; сноса объектов недвижимого имущества, расположенных на изъятом земельном участке, за исключением сооружений, размещение которых на таком земельном участке не противоречит цели изъятия.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что в случае, если соглашением об изъятии недвижимости либо вступившим в законную силу решением суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества предусмотрено полное или частичное возмещение за изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи последствия наступают только после предоставления указанного возмещения.
Законом Красноярского края № 13-6529 от 01 декабря 2011 г.«О четвертом автодорожном мостовом переходе через реку Енисей в городе Красноярске» предусмотрено, что состав автомобильной дороги общего пользования регионального значения от улицы Свердловской до ул. Копылова в г. Красноярске наряду с четвертым автодорожным мостовым переходом через реку Енисей в г. Красноярске входят транспортная развязкав микрорайоне «Тихие Зори» I этап I пускового комплекса и участок автомобильной дороги в створе улицы Волочаевской от улицы Дубровинского до улицы Копылова в городе Красноярске 1 этап строительства в соответствии с проектной документацией «Строительство транспортной развязкив микрорайоне «Тихие Зори» I этап I пускового комплекса» и «Строительство автодороги в створе ул. Волочаевской от ул. Дубровинского до ул. Копылова в г. Красноярске I этап строительства».
Законом Красноярского края № 10-4445 от 21 апреля 2016 г.(в ред. от 23 ноября 2018 г.) «О наделении органа местного самоуправления городского округа город Красноярск государственными полномочиямипо резервированию земель, изъятию земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Красноярского края» исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления городского округа город Красноярск (далее - орган местного самоуправления) наделен государственными полномочиями по резервированию земель, изъятию земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Красноярского края в целях строительства транспортной развязки в микрорайоне Тихие Зори и участка автомобильной дороги в створе улицы Волочаевской от улицы Дубровинского до улицы Копылова в соответствии с Законом края № 13-6529 от 01 декабря 2011 г. «О четвертом автодорожном мостовом переходе через реку Енисейв городе Красноярске» (часть 1 указанного Закона) (на срокдо 31 декабря 2019 г.)
Частью 2 Закона № 10-4445 предусмотрен объем государственных полномочий, переданных органу местного самоуправления в соответствиис пунктом 1 настоящей статьи, которые соотносятся с положениями статьи 56.7 ЗК РФ.
Распоряжением администрации города Красноярскаот 27 октября 2015 г. № 377-р утвержден Регламент взаимодействия органов администрации города, муниципального казенного учреждения города Красноярска «Управление капитального строительства» при принятии решений о резервировании и об изъятии земельных участков для муниципальных нужд, согласно которому органом, уполномоченнымна подготовку и согласование проектов правовых актов о резервировании земель и об изъятии земельных участков, в том числе подлежащих образованию, и всех объектов недвижимости на таких участках для муниципальных нужд, является департамент градостроительства администрации города (пункт 4 раздела I). МКУ «УКС» является ответственным за подготовку документов, необходимых для принятия решений о резервировании и об изъятии земельных участков для муниципальных нужд (пункт 7 раздела I).
Разделом III указанного распоряжения определен порядок взаимодействия при принятии решений об изъятии земельных участков, согласно пункту 15 данного раздела, решение об изъятии земельных участков (далее - решение об изъятии) принимается в виде распоряжения администрации города, подписываемого заместителем Главы города.Не менее чем за 60 дней до принятия решения об изъятии в целях выявления лиц - правообладателей, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для муниципальных нужд:
Пунктом 16 данного раздела предусмотрено, что решение об изъятии принимается по инициативе администрации г. Красноярска или ходатайствав порядке ст. 56.4 ЗК РФ.
1) МКУ «УКС» предпринимает действия, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 56.5 ЗК РФ;
2) департамент градостроительства предпринимает действия, предусмотренные подпунктами 2-4 пункта 1 статьи 56.5 ЗК РФ (пункт 18 Раздела III).
В случае, если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, МКУ «УКС» незамедлительно информирует об этом департамент городского имущества.
Департамент городского имущества в течение 10 дней с даты получения данных сведений обращается в суд с заявлением о признании права собственности муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, подлежащих изъятию для муниципальных нужд (пункт 25).
Разделом IV распоряжения администрации города Красноярска№ 377-р от 27 октября 2015 г. предусмотрен порядок взаимодействия при подготовке и заключении соглашения об изъятии недвижимости,в соответствии с пунктом 26 которого Департамент градостроительствас участием департамента городского имущества осуществляет действия, предусмотренные пунктом 6 части 1 статьи 56.7 ЗК РФ.
МКУ «УКС» производит необходимые процедуры, предусмотренные подпунктами 1 - 5 части 1 статьи 56.7 ЗК РФ, и направляет информацию об их завершении в департамент городского имущества (пункт 28 раздела IV).
В случае отказа (уклонения) правообладателя от заключения соглашения об изъятии департамент градостроительства обращаетсяв суд с иском о принудительном изъятии (пункт 30 раздела IV).
Судами установлено, что на основании договора об установлении права застройки от 03 ноября 1936 г. выделен земельный участок, площадью 749,52 кв.м., для возведения двухквартирного дома по <адрес>.
На выделенном земельном участке, площадью 749,52 кв.м., фактически были расположены два жилых дома - по <адрес> и по <адрес>.
Жилой дом по <адрес> располагался на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 416,0 кв.м.В настоящее время, указанный жилой дом и земельный участок изъяты для государственных нужд и на них зарегистрировано право собственности Красноярского края.
Земельный участок, на котором расположен дом по адресу: <адрес>, как самостоятельный на кадастровом учете не состоял, его границы и площадь не уточнялись.
В результате ряда сделок, совершенных в разное время, собственниками на праве общей долевой собственности в отношении вышеуказанного жилого дома стали: Ш.Е.В. - 1/20 доля, Ш.О.Ю. - 5/20 долей, Шкурова К.Ю. - 5/20 долей, Ш.Ю.Ю. - 5/20 долейи М.А.М. - 4/20 доли.
Распоряжением администрации г. Красноярска № 136-арх.от 22 августа 2016 г. (ред. от 08 октября 2018 г.) «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в створе <адрес> до <адрес>» изъят жилой дом по адресу:<адрес>, кадастровый номер №.
06 марта 2017 г. между Муниципальным образованием «г. Красноярск» в лице исполнительного органа администрации г. Красноярска, а также М.А.М., действующей с согласия матери Ш.О.Ю., Шкуровой К.Ю., Ш.Ю.Ю., Ш.О.Ю., заключено соглашение об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд,а именно 19/20 долей жилого дома с кадастровым номером№ по адресу: <адрес>, для государственных нужд Красноярского края в целях строительства участка автомобильной дороги в створе <адрес> до <адрес>. Соглашением предусмотрено, что гражданам предоставляется возмещениеза изымаемый объект недвижимого имущества в размере 3 727 000 рублей.
При этом, в выкупную цену изымаемого имущества включена только стоимость самого жилого дома, а стоимость земельного участка, на котором находился данный дом, не определялась и не выплачивалась.
Платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Шкуровой К.Ю. перечислены денежные средства в размере 931 750 руб.
Решением Октябрьского районного суда г. Красноярскаот 31 января 2018 г. за Ш.Е.В. признано право собственности на 1/20 долю земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 492 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. В удовлетворении исковых требований Ш.Е.В. о прекращении режима общей долевой собственности на земельный участокс кадастровым номером №, общей площадью 492 кв.м., расположенный по адресу; <адрес>, отказано.В удовлетворении исковых требований Ш.О.Ю., действующейв своих интересах и в интересах несовершеннолетней М.А.М., Шакуровой К.Ю. о признании права собственности на земельный участок отказано.
Апелляционным определением Красноярского краевого судаот 25 июля 2018 г. решение Октябрьского районного суда г. Красноярскаот 31 января 2018 г. в части отказа в удовлетворении исковых требований Ш.О.Ю., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней М.А.М., Шкуровой К.Ю. о признании права собственности на земельный участок отменено и принято в указанной части новое решение. За Ш.О.Ю. признано право собственности на 5/20 долей, за М.А.М. - на 4/20 долей, Шкуровой К.Ю. - 5/20 долей в отношении земельного участка, площадью 445,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
В рамках проведения кадастровых работ по образованию земельных участков для дальнейшей передачи их в постоянное (бессрочное) пользование КГКУ «КРУДоР», на месте бывшего жилого <адрес> образован и поставлен на кадастровый учет14 декабря 2018 г. земельный участок по <адрес>, кадастровый номер №, общей площадью 438 кв.м., на который 12 июля 2019 г. зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации - Красноярский край; участок передан КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» на праве постоянного бессрочного пользования (земельный участок предоставлен на основании распоряжения администрации города Красноярска от 20 июня 2019 г. № 3242-недв.)
Согласно заключению судебной экспертизы № 011/18от 22 октября 2018 г., подготовленному ООО «Агентство деловых услуг»в рамках гражданского дела № 2-4264/2017 по иску муниципального образования г. Красноярска в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска к Ш.Е.В. об изъятии имущества для государственных нужд, рыночная (выкупная) стоимость земельного участка общей площадью 445,6 кв.м, по адресу: <адрес> составляет 2 600 000 руб.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, оценив доказательства по делу в порядке главы 6 ГПК РФ, исходил из того, что при изъятии жилого дома по адресу: <адрес> у собственников, администрацией г. Красноярска в нарушение закона не было принято решение об изъятии земельного участка под указанным жилым домом, земельный участок был передан администрацией г. Красноярска в собственность субъекта Российской Федерации - Красноярский край, минуя процедуру изъятия земельного участка посредством его выкупа, что привело к нарушению прав и законных интересов истца, в связи с чем пришел к верному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истца о взыскании возмещения за изъятый земельный участок.
При определении размера выкупной цены, суд первой инстанции, верно принял во внимание заключение судебной экспертизы № 011/18 от 22 октября 2018 г., подготовленное ООО «Агентство деловых услуг», согласно которому рыночная (выкупная) стоимость указанного земельного участка составляет 2 600 000 руб., взыскал с муниципального образования – г. Красноярск в лице администрации г. Красноярска за счет казны г. Красноярска в пользу Шкуровой К.Ю. в счет возмещения за изъятые 5/20 доли в праве собственности на земельный участок 650 000 руб., исходя из расчета: 2 600 000 х 5/20 доли.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов в рамках конкретного дела, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Суды также обоснованно указали на то, что земельный участок своевременно истцами не был поставлен на кадастровый учет, в связи с чем, при подготовке распоряжения об изъятии земельного участка он не был включен администрацией г. Красноярска в перечень объектов, подлежащих изъятию, и был передан администрацией г. Красноярска в собственность субъекта Российской Федерации - Красноярский край, минуя процедуру изъятия посредством его выкупа, в то же время отсутствие земельного участкана кадастровом учете не является препятствием к его изъятию для государственных нужд, которое предполагает возмездность и не может быть поставлено в зависимость от действий (бездействия) лиц, у которых данный земельный участок изымается, а несоблюдение процедуры изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд не лишает правообладателя такого участка права на возмещение убытков.
В целом доводы жалобы (в том числе о том, что администрация г. Красноярска является ненадлежащим ответчиком, поскольку спорный земельный участок находится в собственности Красноярского края, фактически использован им в целях строительства, а денежные средства, переданные ранее на осуществление государственных полномочий, муниципалитетом возвращены в бюджет края, в связи с чем выкупная стоимость земельного участка подлежат взысканию с Красноярского края) были предметом должной правовой оценки судов, обоснованно отклонены с указанием соответствующих мотивов, с чем суд кассационной инстанции соглашается.
Надлежащие доказательства обратного ответчиком в материалы дела не представлены (статья 56 ГПК РФ).
У суда кассационной инстанции не имеется иных выводов, поскольку сделанные судами выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам и примененным нормам права.
Несогласие кассатора с такой оценкой и иное толкование положений закона не является достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Переоценка обстоятельств, установленных судами нижестоящих инстанций при рассмотрении дела по существу, в силу положений главы 41 ГПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Поскольку существенных нарушений норм процессуального права, повлиявших на исход дела, судами не допущено, кассационная жалоба по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Красноярска от 21 апреля 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 10 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи