Дело № УИД 03RS0№-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 декабря 2021 года <адрес>
Кармаскалинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе судьи Хасанова Р.У., при секретаре Гизатуллиной Э.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саяховой (Садыковой) ФИО11 к Садыковой ФИО12 о признании договора дарения ничтожной (притворенной) сделкой, применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ;
Саяхова (Садыкова) Л.Ф. обратилась в суд с исковым заявлением к Садыковой С.М. о признании договора дарения ничтожной (притворенной) сделкой, ссылаясь на следующие основания.
ДД.ММ.ГГГГ Саяхова (Садыкова) Л.Ф. заключила договор дарения квартиры, общей площадью жилого помещения 27,4 кв.м., этаж 2, адрес объекта РБ, <адрес>, кадастровый номер объекта 02:235:76:005:284 с Садыковой С.М.
Истинные намерения сторон были направлены на заключение договора купли-продажи, однако по причине правовой неграмотности и доверчивости, ответчица убедила истца заключить дарственную. Ответчик не желала платить подоходный налог и именно этим аргументировала просьбу заключения дарственной.
Согласно расписке от ДД.ММ.ГГГГ Саяхова (Садыковой) Л.Ф. передала Садыковой С.М. денежные средства в размере 300000 рублей за приобретаемую квартиру.
Согласно п. 2 ст. 170 ГК РФ. притворным договором следует считать любой договор, целью заключения которого не было наступление его правового результата — он заключался лишь для прикрытия любой другой сделки или на других условиях.
Согласно п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением. К такому договору применяются правила, предусмотренные пунктом 2 статьи 170 данного Кодекса. Таким образом, названными нормами установлен обязательный признак договора дарения – безвозмездный характер передачи имущества, заключающийся в отсутствии встречного предоставления. Если же дарение формально обусловлено совершением каких-либо действий другой стороной, то оно квалифицируется как притворная (ничтожная) сделка.
Согласно ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (ст. 167 ГК РФ).
В соответствии со ст. 170 ГК РФ притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа сделки, применяются относящиеся к ней правила.
Так как, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 572 ГК РФ при наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением, к такому договору применяются правила, предусмотренные пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса, согласно которому притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку ничтожна.
Последствием недействительности притворной сделки является применение отношениям сторон не правил о реституции, а правил той сделки, которую они имели ввиду. Реституция в соответствии с пунктом 2 статьи 167 ГК РФ может быть применена в этом случае, когда сделка, которую прикрывает притворная, также недействительна.
Поэтому при притворном характере договора дарения, заключенного между сторонами ответчиком, прикрывающего собой договор купли-продажи, применение последствий в виде реституции невозможно, поскольку ничтожность притворной сделки не свидетельствует о ничтожности прикрываемой сделки. Если прикрываемая сделка является действительной, то к ней могут применяться последствия недействительности сделки, предусмотренные статьей 167 ГК РФ.
На основании изложенного, истец просит суд признать ничтожным договор дарения квартиры, общей площадью жилого помещения 27,4 кв.м., этаж 2, адрес объекта РБ, <адрес>, кадастровый номер объекта 02:235:76:005:284 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Саяховой (Садыковой) Л.Ф. и Садыковой С.М..
Истец Саяхова (Садыкова) Л.Ф. в судебное заседание не явилась, о дне и времени слушания дела извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить.
В судебном заседании ответчик Садыкова С.М. и ее представитель Саяпов А.Р. исковые требования признали в полном объеме.
Изучив материалы дела, приняв письменное признание иска ответчиком, суд пришел к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 39 ГПК РФ, истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с п. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону, не нарушает охраняемые законом права и интересы иных лиц, подтверждается представленными документами.
Давая оценку всем собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд находит их объективными не вызывающими сомнения.
ДД.ММ.ГГГГ Садыкова Лиана Флюровна заключила брак с Саяховым Вадимом Мансуровичем и ей присвоена фамилия мужа Саяхова.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Саяховой (Садыковой) Л.Ф.
Руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Саяховой (Садыковой) ФИО13 к Садыковой ФИО14 о признании договора дарения ничтожной (притворенной) сделкой, применении последствий недействительности сделки, удовлетворить.
Признать ничтожным договор дарения квартиры, общей площадью жилого помещения 27,4 кв.м., этаж 2, адрес объекта РБ, <адрес>, кадастровый номер объекта 02:235:76:005:284 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Саяховой (Садыковой) ФИО15 к Садыковой ФИО16.
Применить последствия недействительности сделки по договору дарения квартиры, общей площадью жилого помещения 27,4 кв.м., этаж 2, адрес объекта РБ, <адрес>, кадастровый номер объекта 02:235:76:005:284, заключенного между Саяховой (Садыковой) Л.Ф. и Садыковой С.М. путем приведения сторон в первоначальное положение.
Возвратить квартиру, общей площадью жилого помещения 27,4 кв.м., этаж 2, расположенную по адресу: РБ, <адрес>, кадастровый номер объекта 02:235:76:005:284 Садыковой ФИО17.
Аннулировать запись в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ за номером регистрации 02:31:110202:375-02/116/2020-4.
Решение суда является основанием для внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр недвижимости межмуниципальным отделом по Архангельскому и <адрес>м Управления Росреестра по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, принявший решение.
Судья: подпись
Копия верна. Судья Р.У. Хасанов