Решение по делу № 8Г-31534/2024 [88-33345/2024] от 27.09.2024

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                              Дело № 88-33345/2024

                                                          № дела суда 1-й инстанции № 2-432/2024

УИД 92RS0002-01-2023-004271-27

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар                                                                   7 ноября 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Ивановой О.Н.,

судей Комбаровой И.В., Капитанюк О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Гагаринского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, по гражданскому делу по иску Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» к ФИО1 о взыскании денежной суммы в счёт поставки тепловой энергии,

заслушав доклад судьи ФИО8, судебная коллегия

установила:

ФКУ «Управление Черноморского флота» обратилось в суд с иском к ФИО1, мотивируя тем, что ответчик проживает в <адрес> маяк в <адрес>, военный городок                  . В квартиру ответчика подаётся тепловая энергия от котельной, находящейся в ведении истца. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 имеется задолженность за поставленное тепло. В связи с изложенным, истец просил суд взыскать с ФИО1 в свою пользу                   89 793,44 рублей в счёт полученной тепловой энергии за период                                     с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Гагаринского районного суда <адрес>                                          от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования удовлетворены частично. С ФИО1 в пользу ФКУ «Управление Черноморского флота» взысканы 42 159,39 рублей в счет задолженности за теплоснабжение жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в доход бюджета взысканы 1 464,78 рублей в счёт государственной пошлины.

В кассационной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене судебных актов по мотиву их незаконности и необоснованности.

Заявитель указывает, что суд вышел за пределы заявленных истцом требований. По мнению заявителя, иск предъявлен ненадлежащим истцом, так как ФКУ не является ресурсоснабжающей организацией, не вправе заниматься теплоснабжением и требовать оплату коммунального ресурса. Котельная, которая поставляет тепло в МКД, находится на балансе ФГКУ «Крымское ТУИО МО РФ», а не у ФКУ «Управление ЧФ». Считает, что расчет регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения должен производиться на основании требований Приказа Федеральной службы по тарифам от ДД.ММ.ГГГГ -э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения». Тарифы на тепловую энергию для нужд потребителей ФКУ «Управление Черноморского флота» на 2021 год в определенном законом порядке не устанавливались. Кассатор считает, что представленные истцом и принятые судом расчеты не соответствуют закону, у ответчика отсутствует информация о порядке, способе и размере оплаты за потребленную тепловую энергию и имеемой задолженности.

В возражениях на кассационную жалобу представитель Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» по доверенности ФИО7 ссылается на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.

Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

На основании части 5 статьи 379.5 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены, по результатам изучения доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, не имеется.

В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), п. 34 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», граждане обязаны своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

По смыслу ст. 544 ГК РФ, ответчик обязан произвести оплату за принятое количество тепловой энергии.

Частью 4 ст. 154 ЖК РФ установлено, что плата за тепловую энергию включена в состав платы за коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пор ячье, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации                                         от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила ).

Пунктом 42(1) Правил установлено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

Судом установлено, что ФИО1 с 1984 года зарегистрирован в <адрес> в <адрес>.

Вышеуказанная квартира является служебным жилым помещением, ответчик проживает в ней на основании договора служебного найма от ДД.ММ.ГГГГ , помещение расположено в жилом доме на территории военного городка .

На основании акта приёма-передачи от ДД.ММ.ГГГГ , котельная, обеспечивающая подачу тепловой энергии в квартиру ответчика, находится в ведение войсковой части 49385 и передана на техническое обслуживание квартирно эксплуатационной части (КЭЧ) (т. 2 л.д. 139).

Согласно п. 2 Положения о квартирно-эксплуатационной части (<адрес>), утверждённого, приказом командующего Черноморским флотом от ДД.ММ.ГГГГ, квартирно-эксплуатационная часть (КЭЧ) является организацией, предназначенной для эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами, всеми видами квартирного довольствия, текущего ремонта и оперативного учёта казарменно-жилищного фонда воинских частей и организаций, приписанных к КЭЧ                 (<адрес>).

Согласно письму Врио начальника организационно-мобилизационного управления штаба Черноморского флота от ДД.ММ.ГГГГ, войсковая часть в соответствии с указаниями ГШ ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ и указаниями штаба ЮВО от ДД.ММ.ГГГГ входит в состав Черноморского флота. Также в состав Черноморского флота входит и КЭЧ.

В силу п. 19 положения ФКУ «Управление Черноморского флота», утверждённого приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ , учреждение обеспечивает функционирование закреплёФИО4 и предоставленных в пользование объектов материально-технической базы.

Согласно расчёту себестоимости производства тепловой энергии, выполненному истцом, задолженность ФИО1 за потреблённую тепловую энергию за период с 2020 – 2021 года составила 89 793,44 рублей.

В соответствии с расчётом стоимости тепловой энергии, выполненным по тарифам ГУПС «Севтеплоэнерго», стоимость тепловой энергии, поставленной в квартиру ФИО1 за период с января 2020 года по декабрь 2021 года, составила 58 360 рублей.

Разрешая спор, частично удовлетворяя исковые требования и определяя размер оплаты за тепловую энергию, суд первой инстанции исходил из того,                  что ФИО1 в спорный период проживал в служебной квартире, пользовался тепловой энергией, в связи с чем, должен оплатить её стоимость.

Применив по заявлению ответчика трёхлетний срок давности, суд первой инстанции взыскал с последнего 42 159,39 рублей в счёт стоимости тепловой энергии по тарифам ГУПС «Севтеплоэнерго» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что при рассмотрении дела судом первой инстанции установлены все значимые по делу обстоятельства, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы, сделанные судом первой инстанции, полностью основаны на оценке фактов, установленных судом.

Судебная коллегия полагает, что данные выводы судов первой и апелляционной инстанции по существу разрешения спора основаны на нормах действующего законодательства, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат и сомнений в законности не вызывают.

В Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», закреплено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения к указанным Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

При отсутствии приборов учета тепловой энергии, размер платы необходимо рассчитывать из нормативов потребления тепловой энергии, утверждаемых органом государственной власти.

В данном случае основания для освобождения ответчика от обязанности погасить задолженность за потребленную тепловую энергию по настоящему делу судами не установлены.

Вопреки доводам кассатора, правильно определив и применив нормы материального права, суды при удовлетворении иска установили, что ответчик, проживая в период с января 2020 года по декабрь 2021 года в многоквартирном жилом доме, потреблял тепловую энергию. Дом находится на территории военного городка и обслуживается котельной, переданной во владение войсковой части 49385, которая в свою очередь входит в состав Черноморского флота. Лицом, обеспечивающим дом эксплуатационным содержанием и коммунальными услугами, является Севастопольская квартирно эксплуатационная часть (Севастопольская КЭЧ), которая также входит в состав Черноморского флота.

Доводы о том, что ФКУ «Управление Черноморского флота» является ненадлежащим истцом, являлись предметом апелляционного рассмотрения и мотивированно отклонены со ссылкой на то, что по акту от ДД.ММ.ГГГГ и описи к нему (приложение ) котельная передана от ФКУ «Крымское ТУИО» Министерства обороны РФ в ведение войсковой части 49385, последняя в свою очередь входит в состав Черноморского флота. Лицом, обеспечивающим дом эксплуатационным содержанием и коммунальными услугами, является Севастопольская квартирно-эксплуатационная часть (Севастопольская КЭЧ), которая также входит в состав Черноморского флота. ФКУ «Управление Черноморского флота» согласно своему положению обеспечивает функционирование закрепленных и предоставленных в пользование объектов материально-технической базы, осуществляет все виды технического и тылового обеспечения. Таким образом, именно ФКУ «Управление Черноморского флота» является полномочным лицом, которое вправе ставить вопрос о взыскании потребленной тепловой энергии.

Суд кассационной инстанции считает обоснованной позицию суда апелляционной инстанции о том, что то обстоятельство, что                               ФКУ «Управление Черноморского флота» является некоммерческой организацией и в соответствии со своим Положением не имеет права осуществлять продажу сторонним потребителям тепловой энергии, не свидетельствует о том, что ответчице тепловая энергия должна поставляться бесплатно.

Доводы кассационной жалобы о неверном применении тарифа являлись предметом исследования, как суда первой, так и апелляционной инстанции, при этом позиция ответчика была принята во внимание судом и размер платы рассчитан согласно тарифам, утвержденным органом государственной власти и используемых энергоснабжающей организацией ГУПС «Севастопольэнерго».

Тот факт, что непосредственно ФКУ «Управление Черноморского флота» не обращалось в Департамент за утверждением тарифа, не свидетельствует о возможном освобождении ответчика от оплаты тепловой энергии вообще.

Положенные в основу кассационной жалобы доводы, проверены судом кассационной инстанции, но учтены быть не могут, так как не опровергают установленных судами обстоятельств и не влияют на законность принятых судебных актов, поскольку направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в силу ч. 3 ст. 390 ГПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Рассматривая дело в кассационном порядке, судебная коллегия с изложенными выводами соглашается, находит их подробно мотивированными, подтвержденными исследованными и надлежаще оцененными доказательствами, основанными на установленных по делу фактических обстоятельствах, нормах материального и процессуального права.

Доводы в кассационной жалобе о процессуальных нарушениях судебная коллегия суда кассационной инстанции не принимает, поскольку решения по указанным доводам приняты судом первой инстанции в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в рамках спорных правоотношений, в целях правильного и всестороннего рассмотрения дела.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 08.04.2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 01.08.2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 19.11.2024 года.

8Г-31534/2024 [88-33345/2024]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
ФКУ "Управление Черноморского Флота"
Ответчики
Родионов Юрий Алексеевич
Другие
Управление по тарифам города Севастополя
ООО "Управляющая компания Гагаринского района-1"
ФГАУ "Росжилкомплекс" МО РФ
Главное управление государственного жилищного надзора города Севастополя
ФГКУ "Крымское ТУИО" МО РФ
Гладышев Николай Николаевич
Потанин Сергей Иванович
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Иванова О. Н.
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
07.11.2024Судебное заседание
07.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее