Судья Степанова И.В. дело № 33-17547/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 октября 2018 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Афанасьева О.В.
судей Кушнаренко Н.В., Васильева С.А.
при секретаре Лучкиной А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Цимлянского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Красноярское сельское поселение» об обязании выполнить требования законодательства о погребении и похоронном деле, по апелляционным жалобам Администрации муниципального образования «Красноярское сельское поселение» и Администрации Цимлянского района Ростовской области на решение Цимлянского районного суда Ростовской области от 04 июля 2018 года. Заслушав доклад судьи Кушнаренко Н.В., судебная коллегия
установила:
прокурор Цимлянского района Ростовской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Красноярское сельское поселение» об обязании исполнить требования законодательства о погребении и похоронном деле.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Цимлянского района Ростовской области проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования «Красноярское сельское поселение» полномочий по организации ритуальных услуг на территории Красноярского сельского поселения и полномочий по содержанию мест захоронений, находящихся в границах Красноярского сельского поселения, в ходе которой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенном западнее ст. Красноярская, находится общественное кладбище, открытое на основании Постановления Главы администрации города Цимлянска Ростовской области от 01.02.1999 г. № 4.
Право собственности муниципального образования на вышеуказанный объект и земельный участок, на котором находится кладбище, в установленном порядке не зарегистрировано; кладбище не поставлено на кадастровый учет, не проведено межевание и не определены границы указанного земельного участка.
Данное кладбище на балансе администрации поселения не состоит, в реестре муниципальной собственности в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 г. №424 не числится, правоустанавливающие и землеотводящие документы на земельный участок отсутствуют.
Указанные обстоятельства, по мнению прокурора, свидетельствуют о том, что Администрацией Красноярского сельского поселения не реализуются закрепленные в законе полномочия по организации на территории поселения ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, что нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, охрану здоровья, получение установленных законом гарантий погребения умерших на отведенных и предоставленных для этих целей земельных участках.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, прокурор просил суд обязать Администрацию муниципального образования «Красноярское сельское поселение» в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу изменить вид разрешенного использования и зарегистрировать право собственности на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенный западнее ст. Красноярская, используемый под размещение общественного кладбища, и обязать Администрацию муниципального образования «Красноярское сельское поселение» принять в муниципальную собственность указанный земельный участок, используемый под размещение общественного кладбища.
Решением Цимлянского районного суда Ростовской области от 04 июля 2018 года исковые требования прокурора удовлетворены. Суд обязал Администрацию муниципального образования «Красноярское сельское поселение» изменить вид разрешенного использования и зарегистрировать право собственности на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Ростовская область, район Цимлянский, ЗАО им. Ленина, используемый под размещение общественного кладбища в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Также, суд обязал Администрацию муниципального образования «Красноярское сельское поселение» принять в муниципальную собственность земельный участок, площадью 32286 кв.м, с кадастровым номером 61:41:06:0009:471, по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Ростовская область, район Цимлянский, ЗАО им. Ленина, используемый под размещение общественного кладбища.
В апелляционных жалобах Администрация муниципального образования «Красноярское сельское поселение» и Администрация Цимлянского района Ростовской области просят отменить решение суда, отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
В обоснование апеллянты приводят довод о неисполнимости постановленного решения судом, поскольку решение суда не содержит порядок осуществления действий для его исполнения.
Апеллянты обращают внимание судебной коллегии на то, что решение суда не влечет восстановления прав неопределенного круга лиц.
Указывают на то, что прокурор является ненадлежащим истцом по настоящему делу, поскольку с 1999 г. земельный участок находится в бессрочном пользовании Прихода храма Святителя-Николая г. Цимлянска Ростовской области на основании договора от 12.01.1999 г., в связи с чем только Приход как правообладатель земельного участка вправе поставить вопрос об изменении вида разрешенного использования этого участка.
На апелляционные жалобы поступили возражения.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителей ответчиков, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб, что подтверждается имеющимися в деле уведомлениями.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб, выслушав пояснения прокурора, представителя Прихода храма Святителя-Николая г. Цимлянска Ростовской области по доверенности, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Поводом к обращению в суд с настоящим иском о возложении на Администрацию муниципального образования «Красноярское сельское поселение» обязанности изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенного западнее ст. Красноярская, с вида "земли сельскохозяйственного назначения" на вид "под общественное кладбище" послужило несоответствие фактического использования земельного участка – под общественное кладбище установленному виду разрешенного использования "земли сельскохозяйственного назначения", ссылаясь на наличие оснований и соответствующих полномочий у администрации муниципального образования «Красноярское сельское поселение» для изменения вида разрешенного использования земельного участка (ст. 8 ГрК РФ и ст. 11 Земельного кодекса РФ).
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального Закона РФ № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федерального Закона РФ от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», нормами ГК РФ, ГрК РФ и Земельного кодекса РФ и исходил из наличия у Администрации муниципального образования «Красноярское сельское поселение», как органа местного самоуправления, предусмотренных законом полномочий по постановке на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены общественные кладбища, и организации надлежащего содержания мест захоронений в границах муниципального образования.
Установив, что право собственности муниципального образования на вышеуказанный объект и земельный участок, на котором находится кладбище, в установленном порядке не зарегистрировано, кладбище не поставлено на кадастровый учет, не проведено межевание и не определены границы указанного земельного участка, кладбище на балансе администрации поселения не состоит, в реестре муниципальной собственности в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 г. №424 не числится, правоустанавливающие и землеотводящие документы на земельный участок отсутствуют, суд пришел к выводу о том, что Администрацией Красноярского сельского поселения не реализуются закрепленные в законе полномочия по организации на территории поселения ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, что нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, охрану здоровья, получение установленных законом гарантий погребения умерших на отведенных и предоставленных для этих целей земельных участках.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 11, 12 ГПК РФ и судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Пунктом 70 приказа Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" установлено, что сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в реестр объектов недвижимости на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (пункт 9 статьи 1, пункты 2 и 6 статьи 30, статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, на основании статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 1 января 2012 года решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением установленных законом случаев, с учетом результатов публичных слушаний.
В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории относятся к вопросам местного значения поселения.
Согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации также предусмотрены полномочия органов местного самоуправления поселений по утверждению правил землепользования и застройки поселений. К полномочиям муниципальных районов в данной области отнесено утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий (подпункт 3 пункта 2 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
С учетом того, что изменение вида разрешенного использования определяется в градостроительном регламенте, утверждаемом в составе правил землепользования и застройки органом местного самоуправления, суд апелляционной инстанции считает, что при наличии утвержденных правил землепользования и застройки вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка, находящегося на территории сельского поселения, относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района, в состав которого входит поселение, а не этого поселения.
Следовательно, Администрацией муниципального образования «Красноярское сельское поселение» не допущено незаконное бездействие в виде непринятия решения об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка, поскольку принятие такого решения не входит в их компетенцию.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения заявления прокурора к Администрации муниципального образования «Красноярское сельское поселение» у суда отсутствовали.
Следовательно, решение суда первой инстанции не соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому имеются основания для его отмены и принятия нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора.
Вместе с этим, судебная коллегия, анализируя действующее в настоящее время законодательство, регулирующее возникшие спорные правоотношения, считает необходимым также отметить следующее.
Исходя из толкования ст. 11 ГК РФ, нарушенные или оспоренные гражданские права подлежат защите в судебном порядке.
В соответствии с положениями ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
По смыслу указанных норм защите подлежат лишь нарушенные или оспоренные права, при этом обязанность по доказыванию самого наличия такого права и его нарушения кем-либо, лежит на лице, обратившемся в суд.
При этом необходимо отметить то, что избираемый гражданином способ защиты права, которое лицо считает нарушенными, должен соответствовать нарушенному или оспариваемому праву, а также отвечать требованиям закона.
Определение предмета спора и избрание средств гражданского судопроизводства не входит в компетенцию суда, поскольку в силу п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им права.
В данном конкретном случае прокурором неверно избран и способ защиты нарушенного права.
Разрешенное использование земельных участков определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством и подлежит регулированию нормами законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса РФ и ст. 11 Земельного кодекса РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений. В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.
Из материалов дела усматривается, что вид разрешенного использования спорного земельного участка установлен Правилами землепользования и застройки Цимлянского района Ростовской области.
Поскольку в силу ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов органов местного самоуправления, способом защиты нарушенных прав в данном случае могло являться признание недействительным акта органа местного самоуправления, на основании которого возник тот или иной вид разрешенного использования земельного участка, однако в ходе рассмотрения дела прокурор правом на уточнение заявленных им исковых требований не воспользовался.
При таких обстоятельствах, у суда не имелось законных оснований для удовлетворения заявленных требований прокурора и возложения на Администрацию сельского поселения обязанности по изменению вида разрешенного использования земельного участка. При этом прокурор не лишен права иным способом, предусмотренным ст. 12 ГК РФ, ст. 60 ЗК РФ требовать пресечения действий, создающих угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Поскольку требования об обязании Администрации муниципального образования «Красноярское сельское поселение» принять в муниципальную собственность указанный земельный участок, используемый под размещение общественного кладбища, производны от требований об изменении вида разрешенного использования этого же земельного участка, в удовлетворении которых судебной коллегией отказано, требования прокурора подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Цимлянского районного суда Ростовской области от 04 июля 2018 года отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Цимлянского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Красноярское сельское поселение» об обязании выполнить требования законодательства о погребении и похоронном деле отказать.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 03.10.2018 г.