Дело № 2-29/2021
УИД: 25RS0020-01-2020-000409-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«18» января 2021 г. с. Лазо Лазовского района Приморского края
Лазовский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Галчатникова А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Овсяник Д.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-29/2021 по иску прокурора Лазовского района в защиту интересов Козловой Фирузы Мухаметовны к Обществу с ограниченной ответственностью «ГАЛОС» о признании незаконным увеличения тарифа на услуги и возложении обязанности произвести перерасчет,
при участии в судебном заседании:
помощника прокурора Лазовского района Приморского края Юрышевой О.Ю.,
Установил:
Прокурор Лазовского района Приморского края обратился в суд в защиту интересов Козловой Ф.М. к Обществу с ограниченной ответственностью «ГАЛОС» (далее по тексту - ООО «ГАЛОС», Управляющая организация) о признании незаконным увеличения тарифа на услуги и возложении обязанности произвести перерасчет.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района в связи с поступившим обращением Козловой Ф.М. проведена проверка исполнения ООО «ГАЛОС» требований жилищного законодательства при управлении многоквартирными домами, по результатам которой выявлены нарушения закона.
С ДД.ММ.ГГГГ управление многоквартирными домами на территории Преображенского городского поселения осуществляет ООО «ГАЛОС» на основании лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ., выданной государственной жилищной инспекцией Приморского края.
Проведённой проверкой установлено, что администрацией Преображенского городского поселения проведён открытый конкурс по отбору управляющей организации по управлению многоквартирными домами Преображенского городского поселения. Конкурсной документацией, в том числе, утверждены тарифы на услуги управляющей компании.
По итогам конкурса победителем стало Общество с ограниченной ответственностью «Исток» (после переименования – ООО «ГАЛОС»). Управляющая организация начала деятельность по управлению многоквартирными домами Преображенского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ., тариф за содержание имущества собственников МКД согласно конкурсной документации составил 17,15 руб.
В ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления администрации Преображенского городского поселения Лазовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ №) тариф на услуги ООО «ГАЛОС» проиндексирован с ДД.ММ.ГГГГ на 1,7 %, с ДД.ММ.ГГГГ – на 2,4 %. Таким образом, тариф для жителей многоквартирного дома по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ составил 17,44 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 17,86 руб.
Вместе с тем, указанное постановление не может быть применено в качестве основания изменения тарифа, так как законом предусмотрен иной порядок изменения тарифа на услуги управляющей компании, а именно, решение собственников многоквартирного жилого дома.
Собственниками дома по адресу: <адрес>, решение об установлении тарифа в ином размере не принималось.
Данные нарушения действующего законодательства нарушают право граждан на получение качественных и в полном объёме коммунальных услуг.
По данному факту прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление директору ООО «ГАЛОС», по результатам рассмотрения которого управляющей компанией не приняты меры, направленные на устранение выявленных нарушений.
Козлова Ф.М. является пенсионером по возрасту, юридическими знаниями не обладает и не может самостоятельно отстаивать свои права и интересы в суде.
На основании изложенного прокурор просил суд признать незаконным увеличение тарифа на услуги ООО «ГАЛОС» по содержанию общего имущества многоквартирных домов на основании постановления администрации Преображенского городского поселения Лазовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № № (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ №), обязать ООО «ГАЛОС» произвести перерасчет за оказанные Козловой Ф.М. услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с применением тарифа за содержание общего имущества многоквартирного дома, предусмотренного конкурсной документацией.
В судебное заседание Козлова Ф.М., представители ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Юрышева О.Ю. представила заявление об уточнении исковых требований, в соответствии с которым прокурор просит суд признать незаконным увеличение тарифа на услуги ООО «Галос» по содержанию общего имущества многоквартирного <адрес>, применяемого при расчёте платы за оказанные Козловой Фирузе Мухаметовне услуги на основании постановления администрации Преображенского городского поселения Лазовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ №), и обязать ООО «Галос» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу произвести перерасчёт за оказанные Козловой Фирузе Мухаметовне услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с применением тарифа за содержание общего имущества многоквартирного дома, предусмотренного конкурсной документацией. В остальном поддержала иск, с учётом уточнения его предмета.
Согласно поступившему от представителя ООО «ГАЛОС» отзыву на исковое заявление, считает иск нарушающим требования жилищного законодательства и права собственников помещений на обеспечение надлежащего содержания общего имущества в связи со следующим.
ООО «ГАЛОС» управляло многоквартирными домами в соответствии с условиями договора управления, заключенного по результатам открытого конкурса. Срок действия договора составлял с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по истечении срока его действия ООО «ГАЛОС» направило в органы ГЖИ Приморского края уведомление о прекращении договора управления, а также исключении многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО «ГАЛОС», из реестра лицензий. ДД.ММ.ГГГГ. вынесено постановление Преображенского городского поселения Лазовского муниципального района №, которым принято решение об индексации размера платы за содержание, текущий ремонт и найм помещения на 1,7 % с ДД.ММ.ГГГГ Данное постановление вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ и не отменено. В период с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время в адрес управляющей компании не поступало заявлений или обращений собственников об изменении тарифа на содержание жилья и текущий ремонт. Постановление администрации Преображенского поселения от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени не отменено, носит конкретный характер и в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ № является нормативным правовым актом, исполнение которого для ООО «ГАЛОС» является обязательным в силу требований ч. 4 ст. 158 ЖК РФ. Кроме того, на территории Преображенского поселения с ДД.ММ.ГГГГ действует постановление администраии Преображенского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении размера платы за жилые помещения в многоквартирных домах для собственников помещений».
На основании изложенного представитель ООО «ГАЛОС» просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации Преображенского городского поселения Лазовского муниципального района – согласно поступившему ходатайству, указал на отсутствие возражений по существу иска.
Суд, заслушав помощника прокурора Юрышеву О.Ю., изучив доводы искового заявления, с учётом уточнения его предмета, отзыва на иск и исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В силу ч. 1 ст. 11, ст. 12 ГК РФ, ст. 3 ГПК РФ предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 2 ст. 162 ЖК РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно ч. 9 ст. 155 ЖК РФ собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Как установлено п. 1 ст. 156 ЖК РФ, плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно п. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В соответствии с п. 1 ст. 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 4 статьи 158 ЖК РФ установлено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, и нормативно - правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления в соответствии с указанными методическими рекомендациями.
Таким образом, в том случае, когда управляющая компания назначена по результатам проведенного органами местного самоуправления конкурса, первоначальная стоимость размера платы за содержание жилого помещения устанавливается в конкурсной документации и соответствует цене договора управления многоквартирным домом.
Из системного анализа приведенных норм права следует, что основным (первоочередным) способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определено только волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме путем принятия решения об этом на общем собрании. Закрепление законодателем такой процедуры как первоочередной направлено на защиту прав и законных интересов собственников.
При этом действующее законодательство не предусматривает возможность самовольного увеличения управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения в МКД, в том числе на уровень инфляции или индекс потребительских цен, без соответствующего решения общего собрания собственников помещений в таком доме.
Из материалов дела следует, что администрацией Преображенского городского поселения проведен открытый конкурс по отбору управляющей организации по управлению многоквартирными домами Преображенского городского поселения. Конкурсной документацией утверждены тарифы на услуги управляющей компании, тариф за содержание общего имущества собственников МКД, согласно конкурсной документации, составил 17 руб. 15 коп.
По итогам конкурса победителем стало Общество с ограниченной ответственностью «Исток» (после переименования - ООО «ГАЛОС»). Управляющая компания ООО «ГАЛОС» начала деятельность по управлению многоквартирными домами Преображенского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «ГАЛОС» выдана лицензия № на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (л.д. 12-13)
Постановлением администрации Преображенского городского поселения Лазовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ № тариф на услуги ООО «ГАЛОС» проиндексирован с ДД.ММ.ГГГГ на 1,7 %, с ДД.ММ.ГГГГ - на 2,4 % (л.д. 43)
Таким образом, тариф для жителей многоквартирного дома по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ составил 17 руб. 44 коп., с ДД.ММ.ГГГГ - 17 руб. 86 коп.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Лазовского района внесено представление директору ООО «ГАЛОС» об устранении нарушений жилищного законодательства, в котором указано, в частности, на то, что постановление администрации Преображенского городского поселения об индексации тарифа на услуги ООО «ГАЛОС» не подлежало применению как противоречащее действующему законодательству (л.д. 55-60)
Указанное представление было оставлено без удовлетворения (л.д. 61-62)
Как установлено в судебном заседании, собственниками дома по адресу: <адрес> решение об установлении тарифа в сумме 17,15 руб. не принималось. Доказательств, которые бы свидетельствовали об обратном, суду не представлено.
Принимая во внимание вышеприведённые законодательные нормы, суд приходит к выводу о том, что изменение тарифа оплаты за содержание и ремонт жилья произведено ответчиком незаконно, поскольку волеизъявление собственников помещений многоквартирного жилого дома по увеличению платы отсутствовало, указанное фактически свидетельствует об изменении существенных условий договора в одностороннем порядке.
Ни правовые нормы ЖК РФ, ни принятые в соответствии с ним Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме не содержат указания на наличие у управляющей компании права в одностороннем порядке устанавливать (изменять) размер указанной платы, а лишь возлагают на управляющую компанию обязанность предоставить на утверждение общему собранию собственников многоквартирного дома свои обоснованные предложения по определению и установлению этого размера, порядок определения размера платы указывается в договоре управления многоквартирным жилым домом и должен соответствовать требованиям законодательства.
Процедура изменения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме регламентирована нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к положениям гражданского законодательства (ст. 424 ГК РФ) и имеют своей направленностью, прежде всего, гарантировать права и интересы собственников жилых помещений как более слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией.
Ответчиком не представлено доказательств, что он исполнил свою обязанность по предоставлению собственникам помещений многоквартирного жилого дома своих предложений по определению размера спорной платы.
Довод ответчика о том, что принятое ДД.ММ.ГГГГ администрацией Преображенского городского поселения Лазовского муниципального района постановление № «Об индексации размеров платы за найм жилого помещения» (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ №) является нормативно-правовым актом, обязательным для исполнения ООО «ГАЛОС», подлежит отклонению, поскольку не основан ни на законе, ни на договоре.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт 1 ст. 5 ЖК РФ).
Согласно пункту 7 ст. 5 ЖК РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 8 указанной статьи установлено, что в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.
Таким образом, в области регулирования жилищных правоотношений приоритетными являются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и нормативные правовые акты, принятые, в частности, органом местного самоуправления, и противоречащие ЖК РФ, применению не подлежат.
Как следует из представленных материалов, договор управления многоквартирным домом заключен по итогам открытого конкурса, проведенного органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3.1.1 договора управляющая организация обязана осуществлять управление многоквартирным домом в соответствии с условиями договора и действующим законодательством.
Данной обязанности корреспондирует обязанность собственников вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим (пункт 3.2.2 договора МКД).
Пунктом 4.1 данного договора размер платы за услуги управления многоквартирным домом устанавливается на время заключения настоящего договора. Согласно пункту 4.3 договора размер платы за содержание и ремонт жилого помещения определен конкурсной документацией и составляет 17,15 руб. за кв. м площади помещения.
При этом какие-либо положения об индексации размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в тексте договора отсутствуют.
Между тем, размер платы за содержание жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ был увеличен управляющей компанией в одностороннем порядке и составил 17,44 руб., с ДД.ММ.ГГГГ - 17,86 руб.
Договорные отношения регулируются в соответствии с ГК РФ. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422) (пункты 1, 4 статьи 421 ГК РФ). Соответственно, если одна из сторон договора управления многоквартирным домом, в том числе заключенного по результатам открытого конкурса, предлагает изменить условия договора в части размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, соответствующее решение должно быть принято решением собственников помещений многоквартирного дома, чего в спорной ситуации сделано не было.
При этом положения ЖК РФ позволяют управляющей организации инициировать проведение внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, касающимся выполнения условий настоящего договора, в том числе и по вопросу платы за содержание и ремонт жилых помещений, что в спорной ситуации сделано не было.
Также судом учитывается решение Арбитражного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу № оставленное без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Указанные судебные акты размещены на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», т.е. находятся в свободном доступе.
Из их содержания следует, что ООО «Галос» обращалось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Приморского края от № от ДД.ММ.ГГГГ, которым на ООО «ГАЛОС» была возложена обязанность произвести перерасчёт платы за содержание и текущий ремонт МКД в соответствии с тарифом, установленным договором управления МКД № от ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении заявления было отказано со ссылкой на соответствие вышеуказанного предписания действующему жилищному законодательству.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что увеличение ООО «Галос» платы за содержание и текущий ремонт многоквартирного дома произведено в нарушение действующего жилищного законодательства, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковое заявление прокурора Лазовского района в защиту интересов Козловой Фирузы Мухаметовны к Обществу с ограниченной ответственностью «ГАЛОС» о признании незаконным увеличения тарифа на услуги и возложении обязанности произвести перерасчет - удовлетворить.
Признать незаконным увеличение тарифа на услуги ООО «ГАЛОС» по содержанию общего имущества многоквартирного <адрес>, применяемого при расчёте платы за оказанные Козловой Фирузе Мухаметовне услуги на основании постановления администрации Преображенского городского поселения Лазовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ № №).
Обязать ООО «ГАЛОС» произвести перерасчет за оказанные Козловой Фирузе Мухаметовне услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с применением тарифа за содержание общего имущества многоквартирного дома, предусмотренного конкурсной документацией, то есть в размере 17,15 руб. за 1 кв. м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Лазовский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Лазовский районный суд Приморского края.
Мотивированное решение суда составлено 25 января 2021 года.
Судья А.С. Галчатников