Решение по делу № 33-4271/2023 от 29.05.2023

УИД 47RS0004-01-2022-000129-70

суд первой инстанции № 2-6283/2022

суд апелляционной инстанции № 33-4271/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург                         11 июля 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Соломатиной С. И.,

судей     Ильичевой Т. В., Тумашевич Н. С.,

при секретаре              Максимчуке В. И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6283/2022 по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 20 декабря 2022 года, которым ФИО1 отказано в удовлетворении исковых требований к ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о перерасчете пенсии.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Соломатиной С. И., объяснения представителя истца ФИО1 – Вишневской Е. О., поддержавшей апелляционную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,

установила:

ФИО1 обратился во Всеволожский городской суд Ленинградской области с иском к ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об обязании включить в общий и специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости период службы в Советской Армии с 10 мая 1983 года по 26 июня 1985 года и произвести перерасчет назначенной с 22 июля 2021 года пенсии с учетом включенной в специальный стаж службы в армии по призыву, осуществить доплаты.

Требования мотивированы тем, что 10 сентября 1980 года он был зачислен в ОГПТУ-6 г. Мурманска по профессии моторист судовой I кл., матрос –II класс, которое окончил 6 июля 1983 года. Во время учебы в период с 9 февраля 1983 года по 3 мая 1983 года работал мотористом в Мурманском траловом флоте, откуда уволен в связи с призывом на военную службу. С 10 мая 1983 года по 26 июня 1985 года проходил военную службу по призыву в войсковой части № 03219 – место дислокации в 1983-1985 годы – п. Белушья Губа, остров Новая Земля, архипелаг в Северном Ледовитом океане между Баренцевым и Карским морем. Истец полагал, что пенсия назначена ему без учета службы в армии, досудебные обращения оставлены пенсионным органом без удовлетворения, в связи с чем, он обратился в суд за защитой нарушенного права.

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 20 декабря 2022 года ФИО1 в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Апеллянт считает, что период военной службы должен быть включен в стаж работы с особыми условиями труда (в районах Крайнего Севера), поскольку срочная военная служба истца проходила в районах Крайнего Севера, и после окончания военной службы истец поступил на работу в районах Крайнего Севера.

Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истца, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ № 400-ФЗ (далее – Закон № 400-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 4 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ).

Частью 2 статьи 8 Закона № 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Частью 1 статьи 11 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Закона № 400-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнею Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», проработавшие 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, имеющие страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Порядок подсчета и подтверждения страхового и специального стажа для установления страховых пенсий регулируются нормами статьи 14 Закона № 400-ФЗ, Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 1015 от 2 октября 2014 года, а также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, уволенным, начиная с 1968 года с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий праве на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним и при наличии одновременно следующих условий: военная служба являлась службой по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов, старшин и военных строителей; военная служба проходила в районах, относящихся в период её прохождения к районам Крайнего Севера: перерыв между увольнением с военной службы (начиная с 1968года) и работой составляет не более 3 месяцев; на дату зачисления на работу после окончания военной службы территория, где осуществлялась работа, также относилась в районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям: поступление на вышеуказанную работу состоялось до 1 января 1992 года.

Как следует из материалов дела, ФИО1 с 22 июля 2021 года является получателем досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ в связи с работой в районах Крайнего Севера.

Согласно документам выплатного дела, при назначении пенсии учтены все периоды работы истца по представленным справкам о стаже и сведениям индивидуального (персонифицированного) учета.

При назначении истцу пенсии выбран вариант расчета пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ) как наиболее выгодный.

При этом страховой стаж истца по 31 декабря 2020 года (учтенный на дату назначения пенсии) составил 33 года 08 мес. 13 дней,     стаж для конвертации пенсионных прав в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона 173-ФЗ (по 31 декабря 2001 года) - 14 лет 07 месяцев 24 дня,      стаж работы для валоризации в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ по 31 декабря 1990 года - 07 лет 01 мес. 26 дней (коэффициент валоризации 17%),     стаж работы в районах Крайнего Севера - 15 лет 04 месяца 28 дней.

Заработная плата истца учтена по сведениям справок о заработной плате за периоды работы с сентября 1985 по май 1993 за 60 месяцев подряд. Отношение составляет 2,038 (с учетом ограничения - 1,2). Так как отношение заработной платы значительно выше средней заработной платы по стране за тот же период, размер пенсии по старости определен в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ как наиболее выгодный вариант и не может расцениваться как нарушение прав заявителя.

Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 17 Закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет (у мужчин), устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии.

Так как стаж работы ФИО1 в районах Крайнего Севера, рассчитанный при назначении пенсии, составляет 15 лет 04 месяца 28 дней, размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости был изначально установлен с повышением на 50 процентов и составляет с 1 января 2022 года     9846,47 руб. (с учетом индексации).

Размер пенсии ФИО1 с 1 января 2022 года с учетом фиксированной выплаты составляет 26 028,84 руб., в том числе фиксированная выплата 9846,47 руб. (с учетом повышения за выработанные 15 лет стажа в районах Крайнего Севера), страховая пенсия – 16 182,37 руб.

Поскольку по данным индивидуального персонифицированного учета ФИО1 является работающим пенсионером, то индексация (увеличение) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона № 400-ФЗ и корректировка размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона № 400-ФЗ ему не производились в связи с отсутствием права.

Выплата пенсии истцу производится без учета индексации в размере 23 967,89 руб., в том числе фиксированная выплата – 9066,72 руб., страховая пенсия – 14 901,17 руб. (по стоимости ИПК с 1 января 2021 года).

Оснований для произведения перерасчета размера пенсии ФИО1, с учетом включения периода военной службы с 10 мая 1983 года по 26 июня 1985 года в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение за работу в районах Крайнего Севера, не имеется, поскольку это приведет к уменьшению размера пенсии истца.

При таком положении оснований для отмены решения суду первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 20 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Курбатова Э. В.

33-4271/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Савельев Олег Александрович
Ответчики
ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
Суд
Ленинградский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.lo.sudrf.ru
30.05.2023Передача дела судье
11.07.2023Судебное заседание
01.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2023Передано в экспедицию
11.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее