УИД: 56RS0018-01-2022-010049-92
№2-554/2023 (2-7741/2022)
Решение
Именем Российской Федерации
г.Оренбург Оренбургская область 31 марта 2023 года
Ленинский районный суд г. Оренбурга Оренбургской области в составе судьи Михайловой О.П., при секретаре Бугаец А.С., с участием представителя истца Логиновой Л.В., представителя ответчика Кочановой Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Регионального отделения Оренбургской области Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов с ампутацией конечностей и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата «Опора», действующего в интересах Ковешникова С. В., к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Оренбургской области о признании незаконным бездействия по невыплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, компенсации морального вреда,
установил:
Региональное отделение Оренбургской области Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов с ампутацией конечностей и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата «Опора», действующее в интересах Ковешникова С.В.. обратилось с настоящим иском, указав в обоснование, что Ковешников С.В. является инвали... группы, инвалидность установлена бессрочно. В соответствии с программой реабилитации ему полагается техническое средство реабилитации: протез голени модульный, в том числе при недоразвитии. Исполнителем проведения реабилитационного мероприятия является региональное отделение Фонда социального страхования России.
Ввиду необеспечения техническим средством реабилитации истец самостоятельно приобрел в ООО «Оренбургский центр протезирования и ортопедии» в соответствии с договором ... от 18.02.2022г. техническое средство реабилитации.
Стоимость протеза по условиям договора составила 556740,33 руб.
Изготовление протеза оплачено Ковешниковым С.В. в полном объеме. Истец обратился с заявлением о выплате компенсации расходов за самостоятельно приобретенное средство реабилитации с полным пакетом документов.
13.07.2022г. ему выплачена компенсация в размере 143902,48 руб., с чем он не согласен, непогашенная часть стоимости, по мнению Ковешникова С.В. составила 412837,85 руб.
Истец просил признать незаконным бездействие ГУ -Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по невыплате ему компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации в полном объеме;
взыскать с ГУ - Оренбургского регионального отделения Фонда социального страхования РФ компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации (протез голени модульный, в том числе при врожденном недоразвитии) в размере 412837,85 руб., а также компенсацию морального вреда 20 тыс.руб.
В силу п.2 ч.4 ст.18 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации", с 1 января 2023 года создан Фонд пенсионного и социального страхования РФ. Территориальный фонд социального страхования РФ в связи с реорганизацией в форме присоединения переименовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Оренбургской области с 01.01.2023г. и является правопреемником ГУ – Оренбургское регионального отделения Фонда социального страхования РФ.
В соответствии со ст. 44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства. Все действия, совершенные до вступления правопреемника в процесс, обязательны для него в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
На основании ч. 4 ст. 57 ГК РФ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Согласно пункту 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
При таких обстоятельствах, с учетом положений ст.44 ГПК РФ, протокольным определением суда от 31.01.2023г. произведена замена ответчика ГУ – Оренбургского регионального отделения Фонда социального страхования РФ на правопреемника - ОСФР по Оренбургской области.
Представитель Регионального отделения Оренбургской области Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов с ампутацией конечностей и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата «Опора» и Ковешников С.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, истец в суд направила представителя.
Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Представитель истца Логинова Л.В., действующая на основании ордера, в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Кочанова Т.С., действующая на основании доверенности, против иска возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
Судом установлено, что Ковешников С.В. является инвалидом третьей группы бессрочно.
На основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида ... от 24.02.2021г., разработанной ФКУ «ГБ МСЭ по ...», с 24.02.2021г. установлена нуждаемость в протезе ... протез голени модульный, в том числе при врожденном недоразвитии бессрочно 1 шт. Исполнителем рекомендованных реабилитационных мероприятий является ГУ – Оренбургское региональное отделение ФСС РФ.
18.02.2022г. Ковешников С.В. заключил договор с ООО «Оренбургский центр протезирования и ортопедии» на выполнение работ по изготовлению технического средства реабилитации. По условиям указанного договора исполнитель проводит протезирование пациента и изготавливает протез, а пациент обязан предоставить все необходимые для изготовления протезно-ортопедического изделия документы и прибыть к исполнителю для изготовления протезно-ортопедического изделия, а также оплатить техническое средство реабилитации: протез голени модульный, в том числе при врожденном недоразвитии в количестве 1 штука.
Из функционального описания протеза голени следует, что самостоятельно приобретенный истцом протез состоит из следующих комплектующих: формообразующая часть косметической облицовки модульная мягкая пенополиуретановая. Косметическое покрытие облицовки – чулки ортопедические перлоновые. Приемная гильза индивидуальная, по слепку с культи нижней конечности пользователя (две пробные гильзы). Материал постоянной гильзы: литьевой слоистый пластик на основе акриловых смол, листовой термопластичный пластик. В качестве вкладного элемента применяется чехол полиуретановый (силиконовый) с высокой степенью поглощения динамических нагрузок. Крепление: вакуумный «герметизирующий» коленный бандаж сополимерный анатомической формы, с внешним текстильным покрытием: ваакумный клапан. Стопа углепластиковая, имеет гибкие, высокопрочные, титановые осевые пружины в сочетании с торсионным амортизатором и ротатором. Стоп подходит для агрессивной работы и активных занятий спортом. Регулировочно-соединительные устройства протеза рассчитаны на вес пациента до 125 кг. Все комплектующие протеза соответствуют 4 уровню активности пациента. Тип протеза постоянный.
Цена договора составила 556740,33 руб. (п.5.1).
Из материалов дела следует, что оплата по договору произведена Ковешниковым С.В. в полном объеме (платежное поручение N л.д.38).
06.05.2022г. средство реабилитации передано заказчику, что подтверждается актом оказания услуг N.
01.06.2022г. Ковешников С.В. обратился в ГУ – Оренбургское региональное ФСС РФ с заявлением о выплате полной компенсации стоимости технического средства реабилитации по договору ... от 18.02.2022г.
Уведомлением от 22.06.2022г. N принято решение о выплате Ковешникову С.В. компенсации за самостоятельно приобретенный протез голени модульный в размере 143902,48 руб. на основании ... от 24.02.2021г. по контракту 756 от 15.12.2020г.
Истец полагал, что выплата компенсации должна быть произведена в полном объеме, исходя из цены по контракту от 05.02.2021г. N.
Вместе с тем, судом установлено, что последним по времени осуществления закупки технических средств реабилитации, проведенной отделением Фонда социального страхования, является государственный контракт от 29.09.2020г. N, заключенный между отделением Фонда и ФГУП "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Указанный контракт был применен ответчиком для определения размера компенсации за самостоятельно приобретенное истцом техническое средство реабилитации, срок действия (исполнения) государственного контракта установлено до 30 ноября 2021 г.
Согласно данному контракту стоимость протеза голени модульного, в том числе при недоразвитии ...) установлена в размере 143902,48 руб.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью 14 статьи 11.1 данного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее также - Порядок).
В соответствии с пунктом 3 Порядка, компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств. Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 года N 214н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2013 года N 28858), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.
Согласно пункту 4 Порядка, размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
Согласно пункту 7 Порядка, определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в отношении оказания услуги по ремонту технического средства реабилитации), а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг.
В вышеуказанном Перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в пункте 8 раздела "Технические средства реабилитации" перечислены протезы и ортезы, в частности, протез голени модульный (пункт ...) с указанием наименования и номера вида технического средства реабилитации (изделий).
По смыслу статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Следовательно, объем реабилитационных мероприятий, включая технические средства реабилитации, определяется в индивидуальной программе реабилитации или реабилитации инвалидов, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Поскольку размер компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидом технические средства реабилитации не может быть более стоимости предоставляемого уполномоченным органом технического средства реабилитации, в котором нуждается инвалид в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, вид технического средства реабилитации, оплата стоимости которого ему гарантируется в случае самостоятельного приобретения, может подтверждаться только индивидуальной программой реабилитации инвалида (статья 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, пункты 3, 4, 7 Порядка).
Таким образом, вышеприведенными правовыми положениями закреплено право инвалида на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида, порядок реализации этого права, а также порядок выплаты уполномоченными органами и определения ими размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, который не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемого уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В целях определения размера данной компенсации уполномоченный орган устанавливает аналогичность технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом, техническому средству реабилитации, предоставляемому уполномоченным органом в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, приобретенного инвалидом, и вида технического средства реабилитации, предусмотренного классификацией технических средств реабилитации.
Разрешая требования, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, установив, что индивидуальной программой реабилитации Ковешникову С.В. установлена нуждаемость в таком техническом средстве реабилитации, как протез голени модульный, в том числе при врожденном недоразвитии, в соответствии с классификацией ... указаний на какие-либо дополнительные функции протеза в индивидуальной программе реабилитации не содержится, ответчик произвел выплату истцу компенсации с учетом стоимости протеза голени модульного, предусмотренного пунктом ... классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, определенной в соответствии с государственным контрактом 15.12.2020г. N, являющимся последним по времени осуществления закупки технических средств реабилитации, суд приходит к выводу о том, что компенсация стоимости приобретенного истцом технического средства реабилитации была выплачена ответчиком в соответствии с Порядком выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований отсутствуют.
При этом суд не может принять во внимание представленное истцом заключение специалиста ООО «...» о том, что отличия в протезах, указанных в Государственных контрактах N от 15.12.2020г. и N от 05.02.2021г. являются существенными и не являются однородными, поскольку объем реабилитационных мероприятий, включая технические средства реабилитации инвалидов, определяется в ИПРА инвалидов, которая является обязательной для исполнения.
Исходя из содержания Государственного контракта N от 15.12.2020г. вид технического средства реабилитации полностью соответствует ИПРА инвалида.
Суд приходит к выводу об отсутствии факта бездействия ответчика, поскольку выплата произведена, что истцом не оспаривалось.
При этом, суд учитывает, что возможность получения инвалидами компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в размере, который превышает стоимость аналогичных средств реабилитации, рекомендованных индивидуальной программой реабилитации инвалида и предоставляемых уполномоченным органом по результатам осуществляемых ими закупок этих средств, законодательством, регулирующим отношения в сфере обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, не предусмотрена.
Учитывая вышеизложенное, требования истца удовлетворению не подлежат в полном объеме.
Ссылка истца на правоприменительную практику по рассмотрению аналогичных споров в судах, выводов суда не опровергает и основанием для удовлетворения заявленных требований не является, поскольку указанные решения не имеют преюдициального значения при рассмотрении настоящего спора.
Руководствуясь ст.ст. 24, 56, 67, 194-199 ГПК РФ,
решил:
исковые требования Регионального отделения Оренбургской области Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов с ампутацией конечнеостей и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата «Опора», действующего в интересах Ковешникова С. В., к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Оренбургской области о признании незаконным бездействия по невыплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья подпись О.П. Михайлова
Решение в окончательной форме составлено ...
Срок подачи апелляционной жалобы истекает ...
Судья подпись О.П. Михайлова
Копия верна
Судья
Секретарь
Оригинал подшит в дело N (2-7741/2022) которое хранится в Ленинском районном суде ....