ОПУБЛИКОВАТЬ
Дело № 2а-1271 /2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«24» мая 2018 года, Коломенский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Коломенского городского суда Московской области Зуйкиной И.М., при секретаре судебного заседания Кургиной П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Клинкова Дмитрия Алексеевича, Клинковой Дарьи Викторовны к Администрации Коломенского городского округа Московской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛ:
Клинков Д.А., Клинкова Д.В. обратились в суд с административным иском к Администрации Коломенского городского округа <адрес> о признании незаконным отказа Администрации Коломенского городского округа <адрес> от 28 марта 2018 года в выдаче разрешения на строительство на номер обращения №, №, отмене решения Администрации Коломенского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на строительство на номер обращения №, №, обязании выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем земельном участке по адресу: <адрес>, кадастровый №, общей площадью 979 кв.м.
Административный истец Клинкова Д.В. о времени и месте судебного заседания извещена (л.д. 96), в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 101). С учетом установленных обстоятельств и мнения участников процесса, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца Клинковой Д.В., в порядке ч. 6 ст. 226 КАС РФ.
В обоснование своих требований административный истец Клинков Д.А. указал и пояснил, что ему и Клинковой Д.В. на праве общей совместной собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, общей площадью 979 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились в Администрацию Коломенского городского округа <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, однако решением административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в выдаче разрешения на строительство, в связи с необходимостью проведения государственной историко–культурной экспертизы с целью обнаружения объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, а также ввиду отсутствия заключения Роснедр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.
Истец полагает, что права истцов решением ответчика об отказе в выдаче разрешения на строительство, нарушены, поскольку в градостроительном плане земельного участка, принадлежащего истцам, отсутствуют ограничения использования данного земельного участка и необходимость получения заключения Роснедр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.
Представитель административного ответчика – Администрации Коломенского городского округа <адрес> Мазаева Н.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до 31.12.2018г. (л.д. 102) с иском не согласилась, пояснила, что спорный земельный участок находится в зоне Ж1, в соответствии с требованиями ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и разъяснениями ГУ Культурного наследия <адрес> по вопросу проведения государственной экспертизы, был получен ответ, что необходимо провести экспертизу на спорном земельном участке. ДД.ММ.ГГГГ было разработано письмо Федерального агентства по недропользованию, в котором сказано, что данное заключение не требуется. По всем земельным участкам необходима данная экспертиза, за исключением земель, где были уже проведены археологические исследования. Спорный.
Заинтересованное лицо – Главное управление культурного наследия <адрес> о времени и месте рассмотрения дела извещалось надлежащим образом, не направило своего представителя в судебное заседание, не сообщило суду об уважительных причинах неявки. С учетом установленных обстоятельств и мнения участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица в порядке ст. 150 КАС РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и дав им оценку, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, далее по тексту «КАС РФ», гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Срок обращения Клинкова Д.А., Клинковой Д.В. в суд не пропущен.
В судебном заседании установлено, что на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, административным истцам Клинкову Д.А., Клинковой Д.В. на праве общей совместной собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номерам 50:57:0030410:27, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 979 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (л.д. 14-15).
Административные истцы обратились в Администрацию Коломенского городского округа <адрес> с заявлениями о выдаче разрешения на строительство на указанном земельном участке.
Решением административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ Клинкову Д.А., Клинковой Д.В. было отказано в выдаче разрешения на строительство (л.д. 88-89). В отказе Администрация Коломенского городского округа <адрес> ссылается на положения письма Главного управления культурного наследия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №ТГ-879, согласно которому, необходимо проведение государственной историко-культурной экспертизы с целью обнаружения объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.
Кроме того, Администрацией Коломенского городского округа направлен запрос в Федеральное агентство по недропользованию для разъяснения необходимости получения заключения в случае застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также необходимости получения заключения Роснедр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки на земельных участках расположенных в границах населенного пункта.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации, далее по тексту «ЗК РФ», собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства.
Согласно ч. 1, 14 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, определен частями 9 (объекты индивидуального жилищного строительства) и 7 (иные объекты капитального строительства) ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 той же статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В соответствии с ч. 10 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в ч. 9 настоящей статьи документов.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы местного самоуправления проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, проводят проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения (ч.11 ст. 51).
Согласно ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Из объяснений истца, представителя административного ответчика, а также из отказа в выдаче истцам разрешения на строительство, усматривается, что основанием отказа в выдаче разрешения на строительство являлось необходимость проведения государственной историко-культурной экспертизы с целью обнаружения объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, а также необходимо разрешение Роснедр.
Градостроительный план земельного участка административных истцов не содержит ограничений использования земельного участка и необходимости получения заключения Роснедр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.
В соответствии с письмом Главного управления культурно наследия <адрес> от 12.02.2018г., на земельном участке с кадастровым номером 50:57:0030410:27 отсутствуют объекты культурного наследия, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также выявленные объекты культурного наследия (л.д. 23-25).
В силу ст. 30 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», проектирование и проведение земляных, строительных и мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи. Изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы,, работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных ст. 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенных п. 2 ст. 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
В силу п. 3 ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
Согласно ст. 3.1 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.
Границы территории объекта культурного наследия, включаемого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждаются в составе акта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - для объекта культурного наследия федерального значения, в составе акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - для объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.
Границы территории выявленного объекта культурного наследия утверждаются актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта (далее - объединенная зона охраны объектов культурного наследия).
Состав объединенной зоны охраны объектов культурного наследия определяется проектом объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.
Требование об установлении зон охраны объекта культурного наследия к выявленному объекту культурного наследия не предъявляется.
Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
Зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия (п. 2 ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).
Порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Государственная историко-культурная экспертиза проводится в целях: обоснования включения объекта культурного наследия в реестр; определения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия; обоснования изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, исключения объекта культурного наследия из реестра; установления требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места либо особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; установления границ территорий зон охраны объекта культурного наследия, особых режимов использования земель в границах зон охраны объекта культурного наследия; установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места; определения наличия или отсутствия объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных земельных участках, землях лесного фонда либо водных объектах или их частях объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона; определения соответствия проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия; уточнения сведений об объекте культурного наследия, включенном в реестр, о выявленном объекте культурного наследия; обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ; определения границ защитной зоны объекта культурного наследия в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Доводы административного ответчика о том, что разрешение на строительство индивидуального жилого дома не может быть выдано, поскольку отсутствуют сведения о проведенных натурных археологических исследованиях на земельном участке с целью обнаружения объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, что указывает на необходимость проведения государственной историко - культурной экспертизы указанного земельного участка, суд считает необоснованными, с вязи с тем, что доказательств того, что земельный участок административных истцов расположен в зоне объектов культурного наследия или в зоне охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия административным ответчиком в нарушение ст. 62 КАС РФ не представлено.
Ссылка Администрации Коломенского городского округа в Московской области на те обстоятельства, что административными истцами не получено разрешение Роснедр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки, является несостоятельной, поскольку получение разрешения Роснедр нормами ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отказ административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на строительство свидетельствует об ограничении прав собственников без предусмотренных на то оснований, поэтому является незаконным.
Таким образом, суд требования административных истцов подлежит частичному удовлетворению, суд признает незаконным отказ Администрации Коломенского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на строительство на номер обращения № №, обязывает Администрацию Коломенского городского округа в Московской области устранить нарушение прав административных истцов и повторно рассмотреть обращения Клинкова Д.А., Д.В. №
Поскольку требование Клинкова Д.А., Клинковой Д.В. к Администрации Коломенского городского округа Московской области об отмене решения об отказе в выдаче разрешения на строительство не соответствует требованиям ст. 227 КАС РФ, в удовлетворении данных требований суд административным истцам отказывает.
Требование административного искового заявления, об обязании выдать разрешение на строительство, суд также оставляет без удовлетворения, поскольку права и законные интересы административных истцов могут быть устранены способом повторного рассмотрения заявления о выдачи разрешения на строительство.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Клинкова Дмитрия Алексеевича, Клинковой Дарьи Викторовны о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Администрации Коломенского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на строительство на номер обращения № № обязать Администрацию Коломенского городского округа в Московской области повторно рассмотреть обращения Клинкова Дмитрия Алексеевича, Клинковой Дарьи Викторовны №, №.
В остальной части административное исковое заявление Клинкова Дмитрия Алексеевича, Клинковой Дарьи Викторовны к Администрации Коломенского городского округа Московской области об отмене решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, обязании выдать разрешение на строительство, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Коломенский городской суд в течение одного месяца, с момента его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено «25» мая 2018 года.
Судья
Коломенского городского суда
Московской области подпись И.М. Зуйкина