Дело № 2-2324/2021
УИД 21RS0022-01-2021-003150-96
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 ноября 2021г. г. Новочебокарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики под председательством судьи Кольцовой Е.В., при секретаре - помощнике судьи Жуковой С.Г.,
с участием истца Силюкова Л.Ю.,
представителя ответчика Лебедевой Т.Н.,
третьего лица Силюковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Силюкова Леонида Юрьевича к администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики о признании незаконным постановления об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, об обязании поставить на учет,
у с т а н о в и л:
Силюков Л.Ю. обратился в суд с иском к администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики о признании незаконным постановления администрации г. Новочебоксарск от 30.07.2021 № 1083 об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 года, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее Список), обязать поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в указанный Список с 30.07.2021. Требования мотивированы тем, что истец в соответствии с действующим законодательством относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Силюков Л.Ю. обратился с заявлением и прилагаемыми к нему документами в администрацию г. Новочебоксарск по вопросу постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного фонда. Постановлением администрации г. Новочебоксарск от 30.07.2021 № 1083 ему было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда г. Новочебоксарск в связи с тем, что он на момент постановки на учет в качестве нуждающегося достиг возраста 23 лет. Полагая, что его права нарушены, истец обратился в суд с настоящим иском.
Истец Силюков Л.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, вновь приведя их суду. Дополнительно пояснил, что в период его нахождения в Детском доме с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ никто в его интересах с заявлением о постановке его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, не обращался. Его мать ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ до достижения им возраста 18 лет. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он обучался в ЧГПУ. В связи с отбыванием наказания по приговорам суда находился в местах лишения свободы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ впервые был зарегистрирован у знакомых по адресу <адрес>, где сохраняет регистрацию по настоящее время. Ранее с матерью проживали на съемных квартирах, в собственности жилья не имеет, по месту жительства до ДД.ММ.ГГГГ нигде не был зарегистрирован. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировал брак с Силюковой Е.А. После освобождения из мест лишения свободы он обращался в прокуратуру с просьбой помочь в сборе документов и обращения в суд с заявлением о постановке его на учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устно обращался по данному вопросу в администрацию, однако требовали регистрацию по месту жительства, документы, необходимые для постановки на учет, в связи с их отсутствием в постановке на учет отказывали. Одним из оснований для отказа было то, что в свидетельстве о его рождении был вписан отец Силюков Ю.Л., который не являлся его биологическим отцом а так же отсутствие регистрации. Решением Калининского районного суда г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ постановлено исключить из актовой записи о его рождении сведения об отце Силюкове Ю.Л. Получив после вступления указанного решения в законную силу повторное свидетельство о рождении ДД.ММ.ГГГГ, он ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в администрацию г. Новочебоксарск, однако постановлением от 30.07.2021 № 1083 ему было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 года.
Представитель ответчика Лебедева Т.Н. иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, вновь приведя их суду.
Третье лицо Силюкова Е.А. поддержала исковые требования и суду показала, что с ДД.ММ.ГГГГ состоит в зарегистрированном браке с Силюковым Л.Ю. До заключения брака имела в общей долевой собственности с матерью ФИО14 квартиру по адресу <адрес>, которую продали ДД.ММ.ГГГГ, после чего в собственность иное жилое помещение не приобретала. В настоящее время с супругом проживает по адресу <адрес>, <адрес>, <адрес>, в доме, принадлежащим ее маме, зарегистрирована у друзей по месту пребывания по адресу <адрес>, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в собственности недвижимого имущества не имеет.
Представители привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерства финансов Чувашской Республики, отдел опеки и попечительства администрации г. Новочебоксарск, в судебное заседание не явились.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В адресованном начальнику детского республиканского приемника-распределителя заявления начальника отдела охраны детства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ содержится просьба о принятии до оформления в интернат ФИО2, <адрес> года рождения, не имеющего постоянного места жительства, проживающего с матерью по <адрес> <адрес>). Указано, что его мать ФИО4 бродяжничает, злоупотребляет алкоголем, не имеет постоянного места жительства; сведений об отце нет.
Согласно акта обследования жилищно-бытовых условий от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 нигде не учился и не учится, не зарегистрирован на территории Чувашии, свидетельства о рождении нет, места жительства нет, сведения об отце ребенка записаны со слов матери.
ФИО4 обратилась ДД.ММ.ГГГГ в Министерство образования, науки и высшей школы с просьбой устроить сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в школу - интернат, указав что постоянного места жительства не имеет.
Из сообщения «Порецкий детский дом им ФИО10» Министерства образования ЧР от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Силюков (ФИО19) Л.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находился в учреждении без свидетельства о рождении и места проживания. Свидетельство о рождении он получил ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Порецкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. В личном деле Силюкова Л.Ю. отсутствует информация о предпринятых мерах по защите жилищных прав. Сведения о направлении ходатайства в орган местного самоуправления по месту его жительства (пребывания) о постановке его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма тоже отсутствуют.
Решением Порецкого районного суда ЧР от ДД.ММ.ГГГГ постановлено установить факт рождения ребенка мужского пола Силюкова Леонида Юрьевича, определив, что он родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> ЧР, родители: отец Силюков Юрий Леонидович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, мать ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно свидетельства о рождении 1-РЛ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС <адрес>ной администрации ЧР, Силюков Л.Ю. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> ЧР, его родителями значатся: мать ФИО4, отец - ФИО23.
ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти 1-РЛ №).
Согласно справке «Порецкий детский дом им И.Н.Ульянова» Министерства образования ЧР от ДД.ММ.ГГГГ Силюков Л.Ю. в соответствии с ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей и находился на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Калининского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено исключить из актовой записи о рождении Силюкова Л.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> ЧР, произведенной Отделом <адрес> администрации ЧР, сведений об отце ребенка - Силюкове Юрии Леонидовиче, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
При принятии решения судом установлено, что Силюков (ранее ФИО19) Л.Ю. на основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, оставшись без опеки матери, был определен по заявлению матери и воспитывался в Порецком школе-интернат. Решением Порецкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ была составлена актовая запись о рождении Силюкова Л.Ю., так как регистрация его рождения в органах ЗАГС не производилась, т.е. постановлено: «Установить факт рождения ребенка Силюкова Леонида Юрьевича, определив, что он родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Чувашской Республики, родители: отец ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, мать - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения». При этом судом установлено, что отцом истца является ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который требования истца об оспаривании отцовства признал, от прохождения экспертизы отказался.
С учетом приведенных выше доказательств, суд приходит к выводу, что Силюков Л.Ю. будучи в возрасте до 18 лет относился к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако законным представителем не были приняты меры для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Из сообщения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что закрепление жилой площади за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, невозможно, так как по адресу <адрес>, мальчик не зарегистрирован и не проживает, постоянного места жительства не имеет.
Согласно архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ Силюков Л.Ю. обучался на психолого-педагогическом факультете ЧГПУ им. И.Я.Яковлева с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ Силюков Л.Ю. отбывал наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях по приговорам Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (справка №, требование ИЦ МВД ЧР).
Силюков Л.Ю. и ФИО13 зарегистрировали брак ДД.ММ.ГГГГ, после регистрации брака жене присвоена фамилия «Силюкова».
Согласно договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО14, ФИО13 (продавцы) продали ФИО15 квартиру по адресу <адрес>, общей площадью 56.0 кв.м, жилой площадью 32,3 кв.м, принадлежавшую продавцам на праве собственности на основании договора на передачу жилого помещения в собственность от ДД.ММ.ГГГГ №, соглашения об определении долей в квартире от ДД.ММ.ГГГГ.
Какого-либо жилого помещения на праве собственности Силюков Л.Ю. и его супруга Силюкова ЕА. не имеют, что подтверждается Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ. от ДД.ММ.ГГГГ.
Силюков Л.Ю. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>, в жилом доме площадью 43,9 кв.м, право собственности на которое принадлежит ФИО16 (копия паспорта № № выписка из похозяйственной книги, свидетельство о государственной регистрации права <адрес>, справка о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ). Сведений о том, что Силюков Л.Ю. является членом семьи ФИО16 материалы дела не содержат и суду не представлено.
Согласно свидетельства о регистрации по месту пребывания Силюкова Е.А. зарегистрирована по месту пребывания по адресу <адрес>, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы истца Силюкова Л.Ю. о его обращении с заявлением о включении в Список до ДД.ММ.ГГГГ подтверждены его обращением в Алатырскую межрайонную прокуратуру ЧР и ответом прокурора Порецкого района от ДД.ММ.ГГГГ, а так же обращением в администрацию <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, ответом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что истцу при его обращении был разъяснен порядок обращения, указан перечень документов подлежащих приложению к заявлению, указано на необходимость устранения недостоверных и неполных сведений, содержащихся в заявлении о включении в Список.
После вступления решения Калининского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в законную силу Силюкову Л.Ю. ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГС администрации <адрес> ЧР выдано повторное свидетельство о рождении 11-РЛ №, в котором родителями значится: мать ФИО4, сведения об отце отсутствуют.
Силюков Л.Ю. после устранения недостоверных и неполных сведений, содержащихся в заявлении о включении в Список, 14.12.2020 вновь обратился в администрацию г. Новочебоксарск с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 года, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Постановлением администрации г. Новочебоксарск № 1083 от 30.07.2021 Силюкову Л.Ю. отказано во включении в указанный Список. Основанием отказа явились письма Министерства просвещения РФ от 23.06.2020 № ДГ-812/07 «О направлении разъяснений» и Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ЧР от 16.07.2021 № 11/26-7780.
Так, согласно сообщения Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ЧР от 16.07.2021 № 11/26-7780 учитывая, что Силюков Л.Ю. в период с 18 до 23 лет не обращался в орган местного самоуправления по вопросу признания его нуждающимся в жилом помещении, достиг возраста 33 года, по имеющейся администрации информации является членом семьи собственника жилого помещения, в связи с чем в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ признание его нуждающимся в жилом помещении возможно в случае если обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет менее учетной норма. Решение вопроса о включение в список детей - сирот и лиц из их числа, имеющих право на предоставление специализированного жилого помещения, возможно на основании судебного решения.
С 01.01.2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2018 г. N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу п. п. 1 - 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац. 2 п. 1 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 г. N 267-ФЗ).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац. 3 п. 1 в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 г. N 185-ФЗ, от 28.11.2015 г. N 358-ФЗ, от 29.07.2018 г. N 267-ФЗ).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими (п. 2 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 г. N 267-ФЗ).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п. 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом п. 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список (п. 3 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 г. N 267-ФЗ).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9). Таким образом, новый порядок обеспечения жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от возраста указанных лиц.
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ (введена в действие с 01.01.2013 г.) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 и пп. 3 п. 3.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 г. N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Согласно данным Правилам, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).
Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).
Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.
В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01.01.2013 г. или после 01.01.2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
Аналогичные по сути положения содержатся и в Постановлении Кабинета Министров Чувашской Республики № 292 от 25.07.2013 «О мерах по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Как отражено в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013 г. лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые на 1 января 2013 г., не были обеспечены жилыми помещениями по Федеральному закону N 159-ФЗ, сохраняют право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с новым порядком, установленным Федеральным законом N 15-ФЗ с 1 января 2013 г., независимо от возраста указанных лиц.
В частности, препятствием к обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не может являться то обстоятельство, что указанные граждане не состояли ранее, до вступления в силу Федерального закона N 15-ФЗ, до 1 января 2013 г., на учете как нуждающиеся в жилье.
С принятием Федерального закона N 15-ФЗ детям-сиротам и лицам из их числа жилье предоставляется из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений вместо социального найма, в связи с чем им не вменяется обязанность становиться на учет как нуждающимся в жилом помещении в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.
До 01.01.2013 г. в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись вне очереди, что, однако, не исключало необходимость их признания в качестве нуждающихся в жилом помещении и, как следствие, постановки на соответствующий учет, так как жилые помещения по договорам социального найма предоставляются только тем гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях независимо от того, будут они получать его в порядке очереди или вне очереди (ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Однако это не означает, что если дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, не встали или не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими возраста 23 лет, им следует отказывать в праве на получение жилого помещения.
Таким образом, дети-сироты и лица из их числа независимо от достижения возраста 23 лет, не реализовавшие свое право на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке по договорам социального найма до 01.01.2013 г., должны обеспечиваться жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения после 01.01.2013 г. в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом N 159-ФЗ в редакции Федерального закона N 15-ФЗ, с учетом нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих порядок обеспечения жилыми помещениями лиц указанной категории.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд исходит из того, что истец Силюков Л.Ю. достиг возраста 23 лет ДД.ММ.ГГГГ, однако его законные представители («Порецкий детский дом им И.Н.Ульянова» Министерства образования ЧР, в котором находился истец) и органы опеки и попечительства не совершили необходимые действия для обеспечения Силюкова Л.Ю. жилым помещением в период, когда он был несовершеннолетним, не дали ему необходимые разъяснения до достижения возраста 23 лет. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Силюков Л.Ю. отбывал наказание в виде лишения свободы по приговорам суда. После рождения впервые зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>. При этом Силюков Л.Ю. обращался ДД.ММ.ГГГГ в Алатырскую межрайонную прокуратуру по вопросу содействия обращения в его интересах с заявлением о постановке на учет в Список, а так же ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> с заявлением о постановке его в Список. После вступления решения Калининского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в законную силу Силюкову Л.Ю. ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГС администрации <адрес> ЧР выдано повторное свидетельство о рождении 11-РЛ №, в котором родителями значится: мать ФИО4, сведения об отце отсутствуют, после чего 14.12.2020 Силюков Л.Ю. вновь обратился в администрацию г. Новочебоксарск с заявлением о постановке его на учет в Список. Указанные обстоятельства суд признает уважительными причинами, препятствующими истцу реализовать предусмотренное законом право в установленный срок, в связи с чем Силюков Л.Ю. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда с учетом его постоянного проживания в г. Новочебоксарск.
Наличие у Силюковой Е.А. в собственности доли в праве на квартиру по адресу <адрес>, общей площадью 56.0 кв.м, жилой площадью 32,3 кв.м, и ее отчуждение ДД.ММ.ГГГГ, не влечет утрату статуса истца, поскольку приходящаяся на каждого, обладающего в силу положений ч. 2 ст. 31 ЖК РФ равными бессрочными жилищными правами относительно указанного жилого помещения, составляет ниже учетной нормы. Иного жилого помещения Силюков Л.Ю. и его супруга Силюкова Е.А. в собственности не имеют.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о признании незаконным постановления администрации г. Новочебоксарск от 30.07.2021 № 1083 об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 года, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обязать администрацию г. Новочебоксарск поставить Силюкова Л.Ю. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в указанный Список с 30.07.2021.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Признать незаконным постановление администрации г. Новочебоксарск от 30.07.2021 № 1083 об отказе Силюкову Леониду Юрьевичу во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 года, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Обязать администрацию г. Новочебоксарск включить Силюкова Леонида Юрьевича в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 года, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями с 30 июля 2021 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики.
Судья Е.В. Кольцова
Мотивированное решение изготовлено 3 декабря 2021 г.