Судья Сташ И.Х. 33а-1209/2022
(I инст. - 2а-860/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 мая 2022 года г. Майкоп
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего Хапачевой Р.А.,
судей Бзегежевой Н.Ш. и Тхагапсовой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дауровой М.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Управления федеральной налоговой службы России по Республике Адыгея по доверенности Кадакоева А.Н. на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 13 октября 2021 года, которым постановлено:
в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Адыгея к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени, отказать.
Заслушав доклад судьи Хапачевой Р.А., изложившей обстоятельства административного дела, содержание обжалуемого судебного акта и доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав позицию представителя УФНС России по Республике Адыгея Кадакоева А.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Административный истец обратился с административным иском в суд о взыскании с ФИО2 недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 201 210.00 руб. В обоснование административного иска указал на то, что по данным ГИБДД МВД Республики Адыгея за налогоплательщиком зарегистрированы следующие транспортные средства: Фольксваген Гольф с регистрационным номером №, Самолет с регистрационным номером №, АН-2 с регистрационным номером №, Спайс Стар с регистрационным номером №
Судом принято обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда первой инстанции, вынести новое об удовлетворении административных исковых требований. В обоснование жалобы указывает на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) индивидуальный предприниматель освобождается от уплаты налога в отношении недвижимых вещей по объектам собственности, указанным в пункте 1 статьи 401 НК РФ. Обращает внимание суда на то, что пунктом 3 статьи 346.11 НК РФ не предусмотрено освобождение индивидуального предпринимателя от уплаты транспортного налога. При этом, статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено указанной статьей.
В возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик считает апелляционную жалобу необоснованной, полагает ее не подлежащей удовлетворению. Считает, что освобожден от уплаты транспортного налога на самолеты АН-2. Указывает на то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в подпункте 4 пункта 2 указанной статьи определено, что не являются объектом налогообложения пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, надлежаще уведомлен о дате, времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия на основании статей 150, 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего о причинах своей неявки, и не представившего доказательств уважительности этих причин.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, налогоплательщику направлялось требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога, срок для исполнения которого определен ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).
Неисполнение в установленный срок требования послужило основанием для обращения налогового органа к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены ДД.ММ.ГГГГ в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (л.д. 4)
Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 указанного Кодекса, если иное не предусмотрено указанной статьей.
В силу пункта 1 статьи 18 НК РФ специальные налоговые режимы, установленные НК РФ, могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.
По общему правилу организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, в соответствии с пунктами1,2 ст. 346.11 НК РФ не освобождаются от уплаты транспортного налога. Также не установлено особенностей расчета и уплаты транспортного налога при применении упрощенной системы налогообложения.
Таким образом, индивидуальные предприниматели, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения по транспортному налогу, рассчитывают и уплачивают его в общем порядке.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ не являются объектами налогообложения транспортным налогом, в частности, воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.
Данные преимущества за индивидуальными предпринимателями нормативно закреплены Федеральным законом от 27.12.2009 №368-ФЗ.
Указанная налоговая преференция предоставляется организации и индивидуальному предпринимателю в отношении предназначенных для перевозки пассажиров и грузов пассажирских и грузовых морских, речных и воздушных судов (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления), если пассажирские или грузовые перевозки являются основным видом деятельности предпринимателя.
Таким образом, налоговая льгота, предусмотренная подпунктом 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ, предоставляется индивидуальному предпринимателю в отношении вышеуказанных судов, если пассажирские или грузовые перевозки являются основным видом деятельности.
В определении от 01.12.2009 №1552-О-О Конституционный суд РФ указал, что при установлении льготы по подпункту 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ законодатель вправе исходить из специфики условий хозяйствования в определенных отраслях экономики (в том числе в сфере речного, морского и воздушного транспорта), в связи с чем освобождение от налогообложения по данным основанием поставлено в зависимость именно от вида основной деятельности налогоплательщика.
Таким образом, для применения установленной подпунктом 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ налогоплательщик должен осуществлять деятельность оп перевозке пассажиров (грузов).
Как следует из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 16.05.2022, представленной в суде апелляционной инстанции в материалы дела (ЕГРИП), основным видом деятельности предпринимателя ФИО1 является деятельность в области растениеводства - код 01.61 общероссийского классификатора видов экономической деятельности. Дополнительными видами деятельности являются выращивание овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур, грибов и трюфелей, выращивание прочих плодовых и ягодных культур, выращивание рассады, деятельность пассажирского воздушного транспорта. Также, из материалов дела следует, что ФИО1 осуществлялась деятельность по выполнению авиационно-химических работ по внесению удобрений, борьбе с сорной растительностью, болезнями и вредителями сельскохозяйственных культур.
Пунктом 9 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 № 713, предусмотрено, что основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг. Соответственно, в качестве критерия того, является тот или иной вид деятельности основным для организации, может быть применена оценка объема выручки от данной деятельности. Кроме того, подтверждением того, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, могут также является получение выручки от пассажирских и грузовых перевозок и наличие установленной законодательством отчетности (в том числе статистической) по выполненным перевозкам пассажиров и (или) грузов. При этом под деятельностью по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок необходимо понимать деятельность по перевозке пассажиров. Багажа, грузов или почты на основании договора перевозки в соответствии с главой 40 Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, для применения нормы статьи 358 НК РФ собственнику воздушных судов необходимо представить в налоговый орган документы, подтверждающие факт осуществления в качестве основного вида деятельности перевозки пассажиров (грузов), в том числе положения учредительных документов (учредительного договора, устава, положения и других документов), определяющие пассажирские и (или) грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности, цели создания организации; наличие действующей лицензии на осуществление грузовых перевозок и (или) пассажирских перевозок, получение выручки от пассажирских и грузовых перевозок; систематическое выполнение пассажирских и (или) грузовых перевозок в течение навигации (для водных транспортных средств); наличие установленной законодательством отчетности (в том числе статистической) по выполненным перевозкам пассажиров и (или) грузов.
Аналогичные выводы содержит Определение Конституционного суда Российской Федерации от 01.12.2009 №1552-О-О.
Довод административного истца о том, что им выполняются авиационно-химические работы, которые не являются лицензионным видом деятельности, но при этом подразумевает под собой перевозку грузов в виде минеральных удобрений, ввиду чего он освобождается от уплаты налога, не состоятелен.
Перевозка пассажиров, их багажа, грузов, почтовых отправлений, а также соответствующие договоры перевозки регламентируются главой XV Воздушного кодекса РФ. В соответствии со статьей 9 Воздушного кодекса РФ деятельность в области авиации подлежит лицензированию, в том числе деятельность по осуществлению и обеспечению воздушных (внутренних и междугородных) пассажиров, багажа, грузов и почты на коммерческой основе. Перевозчиком, согласно статье 100 Воздушного кодекса РФ является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации. Из смысла приведенных норм следует, что для применения льготы необходимо наличие двух условий: нахождение воздушных судов, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок; наличие соответствующей лицензии. Согласно подпункту 23 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 201 2 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» воздушная перевозка грузов, подлежит, обязательному лицензированию.
Перечень лицензируемых видов деятельности является исчерпывающим, в связи, с чем при отсутствии лицензии на пассажирских и (или) грузовых перевозок налогоплательщик не вправе воспользоваться льготой, предусмотренной подпунктом 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ.
Для применения нормы статьи 358 НК РФ собственнику воздушных судов необходимо представить в налоговый орган документы, подтверждающие факт осуществления в качестве основного вида деятельности перевозки пассажиров (грузов), в том числе положения учредительных документов (учредительного договора, устава, положения и других документов), определяющие пассажирские и (или) грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности, цели создания организации; наличие действующей лицензии на осуществление грузовых перевозок и (или) пассажирских перевозок, получение выручки от пассажирских и грузовых перевозок; систематическое выполнение пассажирских и (или) грузовых перевозок в течение навигации (для водных транспортных средств); наличие установленной законодательством отчетности (в том числе статистической) по выполненным перевозкам пассажиров и (или) грузов.
Согласно части 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное судом первой инстанции решение указанным требованиям не отвечает и подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела (пункта 3 части 2 статьи 310 КАС РФ).
С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 308, 309, пункт 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 13 октября 2021 года отменить, принять по делу новое решение.
Административные исковые требования Управления федеральной налоговой службы России по Республике Адыгея о взыскании задолженности по налогам удовлетворить.
Взыскать с ФИО2, ИНН № недоимку по транспортным налогам с физического лица в размере 201 210.00руб.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в соответствии с положениями главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в суд кассационной инстанции через Майкопский городской суд Республики Адыгея.
Председательствующий Р.А. Хапачева
Судьи Н.Ш. Бзегежева
Е.А. Тхагапсова