УИД 91RS0022-01-2023-003815-69
Дело в суде первой инстанции № 2-3330/2023 судья Данилова О.А.
Дело в суде апелляционной инстанции № 33-3634/2024
Резолютивная часть апелляционного определения оглашена 03.04.2024
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 10.04.2024
Апелляционное определение
03 апреля 2024 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Лозового С.В.,
судей Белинчук Т.Г., Хмарук Н.С.,
при секретаре судебного заседания Абкаировой З.Э.,
с участием прокурора Военной З.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лозового С.В.
гражданское дело по иску прокурора г. Феодосии Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Школа № 8 г. Феодосии Республики Крым», администрации г. Феодосии Республики Крым, Управлению образования администрации г. Феодосии Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе администрации г. Феодосии Республики Крым и апелляционной жалобе Муниципального казенного учреждения «Управления образования администрации г. Феодосии Республики Крым» на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 08 ноября 2023 года, которым постановлено:
«исковые требования прокурора города Феодосии Республики Крым, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Школа №8 г. Феодосии Республики Крым», администрации города Феодосии Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению "Управление образования администрации города Феодосии Республики Крым" о возложении обязанности оснащения лингафонного кабинета, третьи лица: Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Министерство финансов Республики Крым - удовлетворить.
Возложить на администрацию города Феодосии Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение "Управление образования администрации города Феодосии Республики Крым", Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №8 г. Феодосии Республики Крым», обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обеспечить оснащение лингафонного кабинета в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Школа №8 г. Феодосии Республики Крым», по адресу: пер. Школьный, д.1, с. Береговое, г. Феодосия, Республика Крым, в соответствии с подразделом 9 раздела 2 Перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания, утвержденных Приказом министерства просвещения России от 6 сентября 2022 года №804»,
установила:
прокурор города Феодосии Республики Крым, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Школа №8 г. Феодосии Республики Крым» (далее - Школа №8, образовательное учреждение), администрации города Феодосии Республики Крым (далее - Администрация), Муниципальному казенному учреждению «Управление образования администрации города Феодосии Республики Крым» (далее - Управление образования) в котором просил возложить на ответчиков обязанность оборудовать лингафонный кабинет.
В обоснование требований истец указал, в ходе проведенной проверки установлено, что в Школе №8 лингафонный кабинет, обеспечивающий изучение иностранных языков, не оборудован в соответствии с подразделом 9 раздела 2 Перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания, утвержденных Приказом министерства просвещения России от 6 сентября 2022 года №804.
В адрес Управления образования внесено представление об устранении нарушений от 31 июля 2023 года, которые не устранены.
В судебном заседании суда первой инстанции прокурор просил иск удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Представители ответчиков просили в удовлетворении иска отказать.
Представители третьих лиц в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Не согласившись с решением суда, Администрация подала апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда в части возложения на Администрацию обязанности обеспечить оснащение лингафонного кабинета отменить и принять в обжалуемой части новое решение об отказе в иске к Администрации.
По мнению апеллянта, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска к Администрации, поскольку не принял во внимание, что возможность выделить денежные средства для приобретения лингафонного кабинета у Администрации отсутствует ввиду недостаточного финансирования.
Управление образования также подало апелляционную жалобу, в которой ссылаясь на его незаконность, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение от отказе в иске.
В частности апеллянт ссылается на то, что в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 287, отсутствуют требования о том, что организация, осуществляющая образовательную деятельность, реализующая основную образовательную программу основного общего образования должна иметь лингафонные кабинеты.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Извещенные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ другие лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
Исходя из приведенных обстоятельств и руководствуясь нормами ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения прокурора, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» следует, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права (ч. 2 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует вышеизложенным требованиям.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в Школе №8 лингафонный кабинет, обеспечивающий изучение иностранных языков, не оборудован в соответствии с подразделом 9 раздела 2 Перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания, утвержденных Приказом министерства просвещения России от 6 сентября 2022 года №804.
Учредителем Школы №8 является муниципальное образование городской округ Феодосия Республики Крым, а полномочия учредителя осуществляет Управление образования, что предусмотрено пунктом 1.5 Устава Школы №8 (с учетом изменений, внесенных в Устав).
Школа №8 осуществляет деятельность по начальному общему образованию, общему основному образованию, среднему общему образованию, дополнительному образованию детей.
31 июля 2023 года в адрес начальника Управления образования прокуратурой города Феодосии внесено представление об устранении нарушений требования законодательства об образовании, которое рассмотрено 31 августа 2023 года и сообщено, что бюджет сформирован в режиме жесткой экономии бюджетных средств, в связи с их недостаточностью. При формировании бюджета на 2024 год администрацией образовательного учреждения будет рассмотрена возможность в выделении денежных средств на приобретение звукотехнической и проекционной аппаратурой для оснащения лингафонных кабинетов. На данный момент проводится сбор коммерческих предложений на оборудование для лингафонных кабинетов для дальнейшей подачи заявки о необходимом финансировании в администрацию города Феодосии Республики Крым.
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 06.09.2022 № 804 утвержден перечень средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания (далее - Перечень).
Подраздел 9 указанного перечня содержит список необходимого оборудования, которое должно быть размещено в кабинете иностранного языка: основное оборудование - программное обеспечение для лингафонного кабинета с возможностью организации сетевого взаимодействия и контроля рабочих мест учащихся учителем и обучения иностранным языкам (2.9.1), наушники с микрофоном (2.9.2), динамики для громкого воспроизведения ( 2.9.3), дополнительное вариативное оборудование - планшетный компьютер (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент, система защиты от вредоносной информации) (2.9.4); модели объемные, плоские (аппликации): основное оборудование - Модель-аппликация демонстрационная по иностранному языку для начальных классов (2.9.5); демонстрационные учебно-наглядные пособия: основное оборудование - комплект портретов иностранных писателей (2.9.6), раздаточные учебные материалы по иностранному языку (2.9.7), комплект словарей по иностранному языку (2.9.8), демонстрационные пособия по иностранному языку для начальных классов (2.9.9), раздаточные карточки по иностранному языку для начальных классов (2.9.10), дополнительное вариативное оборудование - карты для кабинета иностранного языка (2.9.11); игры: основное оборудование - игровые наборы на изучаемом иностранном языке для начальных классов (2.9.12), куклы персонажи для начальных классов (2.9.13); мобильный лингафонный класс: тележка-хранилище ноутбуков/планшетов с системой подзарядки в комплекте с ноутбуками (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент и система защиты от вредоносной информации, программное обеспечение с возможностью подготовки к ГИА, программное обеспечение для цифровых лабораторий)/планшетами (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент и система защиты от вредоносной информации, программное обеспечение с возможностью подготовки к ГИА, программное обеспечение для цифровых лабораторий) (2.9.14), программное обеспечение для организации сетевого взаимодействия и контроля рабочих мест учащихся с возможностью обучения иностранным языкам (2.9.15), наушники с микрофоном (2.9.16).
Как следует из раздела III «Требования к функциональному оснащению общеобразовательных организаций» к основному оборудованию, включаемому в перечень средств обучения и воспитания, относится оборудование, обязательное к приобретению для оснащения общеобразовательной организации (далее - Основное оборудование).
Оснащение общеобразовательных организаций должно осуществляться в соответствии с перечнем средств обучения и воспитания, что предусматривает приобретение всего Основного оборудования, перечисленного в перечне средств обучения и воспитания.
Дополнительное вариативное оборудование, указанное в перечне средств обучения и воспитания, комплектуется субъектом Российской Федерации исходя из потребностей общеобразовательной организации при условии оснащения общеобразовательной организации всем Основным оборудованием за счет средств федерального бюджета и (или) за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
На основании п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В силу п. 1 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Указанный Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования.
В соответствии с пп. 3 п. 24 разд. IV Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. Приказом Министерства образования и науки России от 17.12.2010 N 1897 организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательной деятельности при получении основного общего образования.
В силу п. 26 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» средствами обучения и воспитания являются приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.
Согласно положениям ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
К компетенции образовательной организации также относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года К273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, создание условий для осуществления ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Разрешая спор по существу, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционных жалоб Администрации и Управления образования не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и доводы апелляционной жалобы не могут служить поводом к его отмене или изменению, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленным по делу доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, основания для признания результата оценки доказательств неправильным отсутствуют, нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 08 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Феодосии Республики Крым и апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения «Управления образования администрации г. Феодосии Республики Крым» без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: