Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
дата. Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Митиной Е.А.,
РїСЂРё секретаре Борисовой Рњ.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №... по административному исковому заявлению Сомова А. Б. к Прокуратуре Октябрьского района г. Самары о признании бездействий незаконными, с участием заинтересованного лица – Прокуратуры Самарской области
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Сомов А.Б. обратился в суд с указанным административным иском, в котором просил признать незаконными бездействия Прокуратуры Октябрьского района г. Самары, выразившиеся в не рассмотрении его обращения от дата., обязать адрес дать ответ на его обращение от дата.
В обоснование заявленных требований указал, что дата. через сайт Прокуратуры Самарской области им было направлено в Прокуратуру Октябрьского района г. Самары обращение о неполучении ответа на его обращение в Администрацию Октябрьского внутригородского района г. Самары от дата. До настоящего времени истец не получил ответа на свое обращение от дата., в связи с чем, ответчиком нарушен установленный законом 30-дневный срок рассмотрения обращения.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Прокуратура Самарской области.
В судебном заседании административный истец -Сомов А.Б. заявленные требования поддержал по вышеизложенным в административном иске основаниям, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика и заинтересованного лица – Андреева В.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, просила отказать в их удовлетворении.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что дата. через сайт Прокуратуры Самарской области им было направлено в Прокуратуру Октябрьского района г. Самары обращение о неполучении ответа на его обращение в Администрацию Октябрьского внутригородского района г. Самары от дата. В подтверждение отправки обращения истцом представлена распечатка скриншота с сайта Прокуратуры Самарской области от дата.
РР· текста обращения РІ уполномоченный орган усматривается, что заявитель указывал РЅР° отправку РёРј обращения дата. через сайт Р“РРЎ Р–РљРҐ РІ Администрацию Октябрьского внутригородского района Рі. Самары Рё неполучение ответа РЅР° СЃРІРѕРµ обращение РІ течение 30 дней, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, РїСЂРѕСЃРёР» привлечь Рє ответственности лиц, виновных РІ нарушении Закона в„–59-ФЗ, обязать Администрацию дать ответ РЅР° его обращение РѕС‚ дата. (Р».Рґ. 4-6).
Представитель уполномоченного органа РІ судебном заседании получение обращения РЎРѕРјРѕРІР° Рђ.Р‘. дата. отрицал, указывал, что данное обращение поступило РІ Прокуратуру Самарской области, РЅР° которое обратившемуся лицу дата. был дан ответ, что подтверждается скриншотом РёР· РђРРљ «Надзор» Рѕ поступивших обращениях РЎРѕРјРѕРІР° Рђ.Р‘. РІ прокуратуру области Рё прокуратуру Октябрьского района Рі. Самары. Представитель административного ответчика РїСЂРё этом отмечала, что СЃ аналогичным обращением РЎРѕРјРѕРІ Рђ.Р‘. обращался РІ Прокуратуру Октябрьского района Рі. Самары дата., РЅР° основании данного обращения прокуратурой была проведена проверка, заявителю РІ установленный законом СЃСЂРѕРє был направлен ответ Рѕ подтверждении факта нарушения СЃСЂРѕРєРѕРІ рассмотрения его обращения РІ Администрацию Октябрьского внутригородского района Рі. Самары, поскольку ответ РЅР° обращение истца был направлен ему только дата., С‚.Рµ. через *** РґРЅСЏ СЃ момента поступления, РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј было вынесено представление РѕР± устранении нарушений требований законодательства Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ рассмотрения обращений граждан. Определением Рё.Рѕ. РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° района РѕС‚ дата. отказано РІ возбуждении дела РѕР± административном правонарушении РІ отношении должностных лиц Администрации Октябрьского внутригородского района Рі. Самары РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ истечением СЃСЂРѕРєРѕРІ давности привлечения Рє административной ответственности.
В силу ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", на прокурату возложены обязанности по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии с п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении возложенных на него функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные ст. 22 настоящего Федерального закона.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (ч. 1 ст. 1).
В силу п. 3 ст. 5 указанного Федерального закона, при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
На основании п. 3 ст. 7 данного Закона, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно Рї. 4.1. Рнструкции Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ рассмотрения обращений Рё приема граждан РІ органах прокуратуры Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 30 января 2013 РіРѕРґР° N 45, РїРѕСЂСЏРґРѕРє проверки обращений Рё запросов, обеспечивающий наиболее объективное, всестороннее Рё своевременное рассмотрение поставленных РІ РЅРёС… РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ, определяется руководителями соответствующих прокуратур.
Статьей 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (ч.9).
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений С‡.2 СЃС‚. 227 РљРђРЎ Р Р¤, СЃСѓРґ удовлетворяет заявленные требования Рѕ признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рё законные интересы административного истца, Р° также РЅРµ соответствует закону или РёРЅРѕРјСѓ нормативному правовому акту.
РР· вышеуказанных положений закона следует, что предъявление любого заявления РѕР± оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти Рё должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав Рё законных интересов обратившегося РІ СЃСѓРґ лица, Р° СЃРїРѕСЃРѕР± защиты права должен соответствовать РїРѕ содержанию нарушенному праву Рё характеру нарушения.
Необходимым условием для удовлетворения заявления в порядке административного судопроизводства является нарушение прав и свобод гражданина, обратившегося в суд за защитой своих прав.
Таким образом, требование об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод заявителя и с непременным указанием на способ восстановления такого права.
В судебном заседании административный истец не оспаривал, что ответ на его повторное обращение в Прокуратуру Октябрьского района г. Самары от дата. по факту неполучения ответа на обращение из Администрации Октябрьского внутригородского района г. Самары от дата. им получен, о мерах прокурорского реагирования ему известно.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства судом не установлено нарушений прав истца со стороны Прокуратуры Октябрьского района г. Самары, поскольку по его обращению на бездействия Администрации Октябрьского внутригородского района г. Самары органами прокуратуры была проведена соответствующая проверка, по итогам которой прокурором вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан.
РљСЂРѕРјРµ того, РІ соответствии СЃ представленной РІ дело справкой главного специалиста прокуратуры Октябрьского района Рі. Самары РѕС‚ дата. анализ поступивших обращений РІ форме электронного документа посредством Рнтернет-приемной РЅР° официальном сайте прокуратуры Самарской области показал факт отсутствия поступления обращения РЎРѕРјРѕРІР° Рђ.Р‘. РѕС‚ дата. РІ прокуратуру Октябрьского района Рі. Самары.
При разрешении заявленных требований суд приходит также к выводу о пропуске административным истцом срока обращения с указанными административными исковыми требованиям.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
На основании ч.5 указанной статьи, пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда.
Поскольку законом предусмотрен 30-дневный срок рассмотрения обращения гражданина уполномоченным органом, о неполучении ответа на обращение от дата. истцу должно было быть известно дата. Однако с данными требованиями истец обратился в суд только дата
Ссылка истца на то, что допущенное ответчиком бездействие является длящимся, в связи с чем, срок обращения за защитой его прав не пропущен, судом отклоняется, поскольку, как следует из материалов дела, истец повторно обращался к ответчику дата. с аналогичным обращением, соответственно, о неполучении ответа на первичное обращение ему не могло быть не известно.
При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-178 КАС РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
административные исковые требования Сомова А. Б. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено дата.
Судья /подпись/ Е.А. Митина
Копия верна.
Судья: Секретарь: