Дело № 2-495/2018 год
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
02 марта 2018 года г.Севастополь
Гагаринскийрайонный суд г. Севастополя в составе:
председательствующегосудьи – Гавуры О.В.,
при участии секретаря – ФИО4,
с участием:
представителя истца ФИО5,
представителя ответчика ФИО2 – ФИО6
представителя ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений Минобороны России»ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к ФИО2, ФИО3 о признании права отсутствующим; третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Правительство Севастополя, ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений Минобороны России», Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя,
У С Т А Н О В И Л:
Минобороны России обратилось в суд с исковыми требованиями в котором поставлен вопрос о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, общей площадью 0,0400 га., расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
Исковые требования обоснованы тем, что ФИО2 было получено свидетельство о праве частной собственности на вышеуказанный земельный участок на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 29 декабря 2009 года №-р об утверждении проекта землеустройства по отведению земельных участков для индивидуального дачного строительства.
Однако, земельный участок общей площадью 0,0400 га является частью земельного участка занимаемого военным городком №, находящимся в пользовании Вооруженных Сил Российской Федерации по условиями Соглашения о параметрах раздела Черноморского флота от 28.05.1997 г. (далее Соглашение). Полномочия же по управлению государственным имуществом распоряжением Кабинета Министров Украины № 555-р от 21.12.2005 г. были переданы Фонду государственного имущества Украины. Пунктом 3 указанного Распоряжения Министерству иностранных дел Украины, Министерству обороны Украины, Госкомзему при участии заинтересованных центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления поручено образовать комиссию для проведения инвентаризации государственного имущества, указанного в приложениям 2 и 3 к Соглашению, а также государственного имущества, которое не вошло в настоящие приложения, но фактически используется Черноморским флотом. Учитывая, что работа по инвентаризации имущества органами государственной власти проведена не была, правовой статус спорного земельного участка подпадает под признаки ст.77 Земельного кодекса Украины, которой установлено, что землями обороны признаются земли, предоставленные для размещения и постоянной деятельности военных частей, учреждений военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, образованный в соответствии с законодательством Украины. В отношении спорного земельного участка действовал особый правовой режим, изменение целевого назначения земельного участка в соответствии с установленным законом порядком не производилось, полномочия Севастопольской городской государственной администрации по распоряжению указанным имуществом, отсутствовали. Более того, в соответствии с действующим земельным законодательством Украины полномочия относительно распоряжения земельными участками, находящимися в границах города Севастополя, относились к компетенции Севастопольского городского совета, в виду чего, распоряжение №-р принято неуполномоченным органом.
То есть, право собственности на земельный участок у ответчика возникло вопреки законодательству, действовавшему на момент его возникновения, то есть без принятия соответствующего решении уполномоченным органом власти.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик ФИО2 признала исковые требования, которые в силу ст.173 ГПК Российской Федерации приняты судом.
Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени месте рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом.
Представитель третьего лицо ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России просил исковые требования удовлетворить.
Представители третьих лиц Правительства Севастополя, Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебное заседании не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом.
Суд, выслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав представленные в деле доказательства, приходит к следующему.
По содержанию ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Судом установлено, что согласно решению Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-р ответчику передан в собственность земельный участок в пределах безоплатной приватизации, расположенный по адресу <адрес>, № в г.Севастополе для индивидуального дачного строительства.
В последствие ФИО2 получено свидетельство о праве собственности на указанный выше земельный участок, целевое назначение - для индивидуального дачного строительства.
В силу ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее закон № 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с ч.1 ст.5 Закона № 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета. При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (ст.7 Закона № 221-ФЗ).
В соответствии с ч.4 ст.6 Закона № 221-ФЗ при проведении государственного кадастра недвижимости применяется единая государственная система координат, установленная Правительством РФ для использования при осуществлении геодезических и картографических работ.
В ст.2 Закона № 221-ФЗ установлен перечень представляемых на кадастровый учет документов, в том числе и межевой план.
Судом также установлено, что Распоряжением Правительства Севастополя от 28.10.2014 г. № 367 в соответствии с Законом «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации и распоряжения собственностью города Севастополя», Законом города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», Уставом города Севастополя, Постановлением Правительства Севастополя от 14.11.2014 г. №483, Распоряжением Правительства Севастополя № 195-РП от 20.03.20015 г., для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, в федеральную собственность передано имущество, в частности, военный городок №, площадь земельного участка 194,2815 га.
В соответствии с п.14 Порядка безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 14.11.2014 г.№ 483, право на имущество возникает с даты подписания передаточного акта.
Акт приема-передачи имущества между Правительством Севастополя и Минобороны России в лице ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России подписан 25 марта 2015 года.
Пунктом 3 Распоряжение № 195-РП ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России предложено обеспечить осуществление подготовки документации, необходимой для постановки передаваемого имущества на кадастровый учет и регистрации прав на него, иных фактических и юридических действий.
Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя 17.08.2016 г. было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка военного городка № в виду полного наложения на переданные третьим лицам земельные участки, в том числе, и на земельный участок ФИО8, который числится «как ранее учтенный».
В соответствии со ст.60 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: 1.признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; 2.самовольного занятия земельного участка; 3в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Действия, нарушающие права на землю граждан или юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могу быть пресечены путем, в том числе, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (п.4 ч.2 ст.60 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота от 28.05.1997 года (приложение №) в пользовании Черноморского флота Российской Федерации находится военный городок № общей площадью 191,3 га.
Распоряжением Кабинета Министров Украины от 21.12.2005 г. № 555-р «Об управлении государственным имуществом, которое использовал Черноморский флот прежнего СССР» (далее Распоряжение № 555-р), принято решение об образовании комиссии для проведения инвентаризации государственного имущества, указанного в приложениях 2 и 3 к Соглашению, а также государственного имущества, которое не включено в настоящие приложения, но фактически используется Черноморским флотом Российской Федерации.
Пунктом 3 Распоряжения № 555-р Министерству иностранных дел, Фонду государственного имущества, Минобороны и Госкомзему при участии заинтересованных центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления поручено образовать комиссии для проведения инвентаризации государственного имущества, указанного в приложениях 2 и 3 к Соглашению, а также государственного имущества, которое не вошло в настоящие приложения, но фактически используется Черноморским флотом Российской Федерации. Срок проведения указанной инвентаризации установлен до 30 апреля 2006 года.
Поскольку Распоряжением № 555-р полномочия по управлению государственным имуществом, указанного в приложениях 2 и 3 к Соглашению, переданы Фонду государственного имущества Украины и в отношении спорного земельного участка действовал особый правовой режим, полномочия у органов местного самоуправления либо исполнительной властипо распоряжению указанным имуществом отсутствовали.
Кроме того, в соответствии со ст.19 Конституции Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основаниях, в пределах полномочий и способами, предусмотренными Конституцией и законами Украины.
В соответствии со ст.170 Гражданского кодекса Украины государство приобретает и осуществляет гражданские права и обязанности через органы государственной власти в пределах их компетенции, установленной законом.
Статьями 81, 116 Земельного кодекса Украины определено, что граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки, в частности, на основании бесплатной передачи. Граждане и юридически лица приобретают право собственности или пользовании земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных Земельным Кодексом Украины.
В соответствии со ст.9 Земельного кодекса Украины, к полномочиям Севастопольского городского Совета в области земельных отношений на его территории относились, в частности, полномочия по распоряжению землями территориальной громады города, а также передаче земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины до разграничения земель государственной или коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов – соответствующие органы исполнительной власти.
Земельный участок, переданный Зябловой Е.И., находится в административных границах города Севастополя, в виду чего Распоряжение №-р принято неуполномоченным органов властных полномочий.
Согласно ч.5 ст.116, ч.1 ст.149 Земельного кодекса Украины, нормы которого действовали в момент предоставления земельного участка в собственность ответчице, предоставление гражданам земельных участков, находящихся в собственности или пользовании, производится лишь после их изъятия в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Как видно из приложения № к Соглашению в пользовании Черноморского флота Российской Федерации находится военный городок №, обозначенный как аэродром рассредоточения Херсонес, в силу ст.ст.46, 47 Воздушного кодекса Российской Федерации размещение в районе аэродрома зданий и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с собственником аэродрома и осуществляться с воздушным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, установив, что спорный земельный участок предоставлен ответчику в собственность в нарушение ст.ст.116, 118, 149 Земельного кодекса Украины, ст.19 Конституции Украины, суд приходит к выводу о том, что право собственности ответчика является отсутствующим.
В порядке ст. ст. 91, 98, 103 ГПК РФ, поскольку истец освобождён от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с исковым заявлением, суд считает необходимым взыскать с ответчиков судебные расходы по делу в размере 300,00 руб. солидарно, исходя из размера государственной пошлины, установленной п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по требованиям неимущественного характера, поскольку земельный участок выбыл из государственной собственности с указанием на безоплатную приватизацию земли.
Руководствуясь ст.ст.55-57, 67, 98, 193, 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности ФИО2 на земельный участок № по <адрес> в г.Севастополе общей площадью 0,0400 га.
Взыскать с ответчиков ФИО2, ФИО3 в доход бюджета судебные расходы в размере по 300,00 руб. солидарно.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Гагаринский районный суд города Севастополя.
Полный текст решения изготовлен 07.03.2018.
Судья Гагаринского районного суда
города Севастополя О.В.Гавура