РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июля 2024 г. г. Орел
Орловский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Каверина В.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Марокиной К.С.,
рассмотрев судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Волкова Анатолия Васильевича к Нечаевой Любови Васильевне, Волкову Виктору Васильевичу, Волкову Роману Ивановичу, Иванюк Любови Ивановне, Самусенко Ирине Николаевне, Волковой Оксане Николаевне, а также Петрову Александру Сергеевичу и Петровой Ольге Николаевне, действующим в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей, о признании права собственности,
установил:
Волков А.В. обратился в суд с иском к Нечаевой Л.В., Волкову В.В., Волкову Р.И., Иванюк Л.И., Самусенко И.Н., Волковой О.Н., а также Петрову А.С. и Петровой О.Н., действующим в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей, о признании права собственности.
Заявленные требования обоснованы тем, что 25.10.1994 умерла мать истца ВМП, после смерти которой открылось наследство в виде земельного участка <адрес>, а также расположенный на нем жилой дом. Земельный участок принадлежал наследодателю на основании свидетельства о праве собственности на землю №1317 от 12.11.1992. В свою очередь дом был приобретен супругом ВМП – ВВВ 22.10.1965. Согласно похозяйственной книге после смерти ВВВ, умершего 04.04.1971 главой хозяйства стала ВМП Однако наследодатель право собственности на дом не оформлял, техническую документацию не изготавливал. Вместе с тем, на дату открытия наследства жилой дом фигурировал в похозяйственной книге, и, согласно техническому плану, изготовленному уже самим истцом представляет собой одноэтажное кирпичное здание 1963 г. постройки, относящееся к объектам индивидуального жилищного строительства, площадью 93,4 кв.м. Истец Волков А.В. на момент смерти ВМП проживал вместе с ней, на основании чего фактически принял наследство.
На основании изложенного Волков А.В. просил суд включить в состав наследства, открывшегося после смерти ВМП, земельный участок площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером № и жилой дом площадью 94 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, и признать за ним право собственности на земельный участок площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером № в соответствии с координатами характерных точек земельного участка, изложенными в межевом плане кадастрового инженера Кириллова А.Ю. от 14.12.2023, а также на жилой дом площадью 94 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> в границах в соответствии с координатами характерных точек в соответствии с техническим планом кадастрового инженера Кириллова А.Ю. от 18.12.2023.
В судебное заседание стороны не явились, извещались надлежащим образом.
Представитель истца и ответчик Волков Р.И. представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Наследование осуществляется по завещанию и по закону (абз. 1 ст. 1111 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
В силу п. 2 названной статьи принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
П. 1 ст. 1153 ГК РФ определено, что принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В силу п. 2 названной статьи признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 №9 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного ст. 1154 ГК РФ.
П. 1 ст. 1154 ГК РФ определено, что наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В п. 52 Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования, утвержденного Приказом Минюста России от 30.08.2017 №156, указано на то, что наличие документов, выданных органами регистрационного учета граждан о регистрации по месту жительства или месту пребывания, органами местного самоуправления или управляющей организацией, и иных документов, подтверждающих совместное проживание наследника с наследодателем на момент открытия наследства, дает основание для оформления наследственных дел в нотариальном, то есть бесспорном порядке.
Материалами дела установлено, что 24.10.1994 умерла ВМП, проживавшая на дату смерти согласно выписке из похозяйственной книги в
<адрес>
Наследственное дело после смерти ВМП не заводилось, однако по утверждению истца наследниками 1 очереди являлись ее сыновья ВИВ, ВНВ, ВВВ, Волков А.В. и дочь ВЛВ
Согласно выписке из похозяйственной книги Болшекуликовского сельского поселения на момент смерти ВМП с ней из числа наследников первой очереди совместно проживал только истец Волков А.В., который считается фактически принявшим наследство после смерти своей матери.
Иные наследники правопритязаний к наследственному имуществу не предъявляли.
Определяя состав наследства, суд отмечает, что на основании договора купли-продажи от 22.10.1965 отец истца и супруг наследодателя ВВВ приобрел в собственность жилой дом вместе с подвалом и сараем.
Вместе с тем, ВВВ умер 04.04.1971 и после его смерти согласно похозяйственным книгам главой хозяйства указывалась уже ВМП
Более того, согласно справке Большекуликовской сельской администрации от 19.04.1994 указанный жилой дом значится в собственности ВМП
Согласно техническому плану данный жилой дом представляет собой одноэтажное жилое строение 1963 г. постройки площадью 93,4 кв.м., то есть является объектом недвижимости.
На основании изложенного суд полагает, что данное имущество, а именно жилой дом и земельный участок подлежат включению в состав наследства.
Тот факт, что участок и жилой дом наследодателем не оформлен, не лишает право истца на приобретение его в собственность.
На основании изложенного суд считает необходимым удовлетворить иск в полном объеме, признав за истцом право собственности на вышеуказанный жилой дом и земельный участок.
Вместе с тем, помимо требований о признании права собственности на земельный участок истцом ставился вопрос об определении границ местоположения земельного участка.Из ч. 3 ст. 6 ЗК РФ следует, что под земельным участком понимается часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Согласно ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Из ч. 10 указанной выше статьи следует, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
По делу установлено, что земельный участок истца является ранее учтенным и местоположения границ в ЕГРН не содержит.
Для определения местоположения границ истцом заказан межевой план, в графической схеме местоположения которого указано, что данный участок граничит с участком с кадастровым номером №, участком № и землями общего пользования.
Участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет с определением координат характерных точек границы, а участок № – без таковых.
Согласно схеме наложения границ спорного участка и участка с кадастровым номером № не имеется, ввиду чего нарушения прав собственником вариант установления границ, предложенный истцом, не допускает.
В свою очередь собственники участка с кадастровым номером №, а также орган местного самоуправления возражений относительно предложенного варианта установления границ не заявили, в связи с чем суд считает необходимым определить границы спорного участка согласно представленному межевому плану.
Аналогичный вывод суд делает и в отношении спорного дома, поскольку он расположен в пределах участка истца, его местоположение является сложившимся на протяжении более 15 лет и спора по дому на разрешение суда не поступало.
Разрешая вопрос о процессуальных издержках на основании ст. 98 ГПК РФ, суд принимает во внимание разъяснения, содержащиеся в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 №1 «Онекоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», и, учитывая, что необходимость защиты прав истца не обусловлена установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиками, приходит к выводу, что судебные издержки распределению не подлежат.Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основанием для осуществления государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
В силу п. 1 ст. 58 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Волкова Анатолия Васильевича к Нечаевой Любови Васильевне, Волкову Виктору Васильевичу, Волкову Роману Ивановичу, Иванюк Любови Ивановне, Самусенко Ирине Николаевне, Волковой Оксане Николаевне, а также Петрову Александру Сергеевичу и Петровой Ольге Николаевне, действующим в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей, о признании права собственности удовлетворить.
Включить в состав наследства, открывшегося после смерти ВМП, умершей 24.10.1994, земельный участок площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером № и жилой дом площадью 94 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.
Признать за Волковым Анатолием Васильевичем, <адрес>, право собственности на земельный участок площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером № в границах в соответствии с координатами характерных точек земельного участка, изложенными в межевом плане кадастрового инженера Кириллова А.Ю. от 14.12.2023, а также на жилой дом площадью 94 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в границах в соответствии с координатами характерных точек в соответствии с техническим планом кадастрового инженера Кириллова А.Ю. от 18.12.2023.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Орловский районный суд Орловской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Мотивированное решение изготовлено 01.08.2024.
Судья В.В. Каверин