Дело №2а-351/2021
УИД 22RS0034-01-2021-000431-26
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Михайловское 22 июня 2021 года
Михайловский районный суд Алтайского края в составе:
судьи Махрачевой О.В.,
при секретаре Брайт А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению главы Малиновоозерского поссовета Михайловского района Дениченко Александра Ивановича к прокурору Михайловского района Морякову Роману Владимировичу, прокуратуре Алтайского края о признании незаконным решения о проведении проверки,
У С Т А Н О В И Л:
Глава администрации Малиновоозерского поссовета Михайловского района Алтайского края Дениченко А.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к прокурору Михайловского района Алтайского края Морякову Р.В. о признании решения незаконным, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Малиновоозерского поссовета Михайловского района поступило решение прокурора Михайловского района Алтайского края Морякова Р.В. о проведении проверки соблюдения действующего законодательства в сфере пожарной безопасности. Административный истец выражает несогласие с принятым решение, указывая на то, что решение противоречит Конституции РФ, является необоснованным, поскольку вынесено без достаточных на оснований, уведомление о проведении проверки и оспариваемое решение содержит разные даты проведения проверки. Кроме того, указывает, что в режиме постоянных проверок со стороны различных контролирующих органов, органы местного самоуправления лишены возможности нормально функционировать и осуществлять свои полномочия. Деятельность по обеспечению пожарной безопасности на территории Малиновоозерского поссовета входит в компетенцию МЧС России по Алтайскому краю, в связи с чем проводить проверку в администрации Малиновоозерского поссовета нецелесообразно. В связи с изложенным административный истец просил отменить решение прокурора Михайловского района №21 от 31.05.2021 как незаконное и противоречащее Конституции РФ.
Определением суда от 07.06.2021 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена прокуратура Алтайского края.
В судебное заседание не явился прокурор Михайловского района Моряков Р.В., о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела от него не поступило, с учетом мнения участников процесса, суд находит возможным рассмотреть дело без его участия.
В судебном заседании административный истец глава администрации Малиновоозерского поссовета Михайловского района Алтайского края Дениченко А.И. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, в дополнение пояснил, что оспариваемое решение вынесено в нарушение ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которой проверка исполнения законов прокуратурой проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушений законов, требующих принятия мер прокурором. В решении о проведении проверки не содержится ссылки на факты допущенных администрацией Малиновоозерского поссовета нарушения нарушений закона.
Представитель прокуратуры Алтайского края Лысиков И.И. возражал против удовлетворения административного иска. В обоснование своих возражений указал, что положения ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и п. 6 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», позволяют органам прокуратуры самостоятельно инициировать проверки на основании результатов надзорной деятельности и анализа состояния законности, существа рассмотрения ранее в прокуратуре, либо судах, контролирующих органах обращений граждан и иных лиц, другой информации, свидетельствующей о неблагополучном состоянии законности в определенной сфере правоотношений. Основанием для проведения проверки в данном случае послужило поручение прокуратуры Алтайского края № Исуб-7/1-3234-21/20010001 от 28.05.2021, о чем в решении имеется ссылка, также в решении указаны цель и предмет проверки. К компетенции органов местного самоуправления относится в том числе полномочия по обеспечению пожарной безопасности, в связи с чем в отношении органа местного самоуправления может быть проведена проверка соблюдения требований Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности».
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п. 15 ст. 21 Федерального Закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее по тексту Федерального Закона о прокуратуре), действия (бездействия) и решения прокурора, связанные с проведением проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах решение прокурора о проведении проверки соблюдения требований законодательства, может быть оспорено в судебном порядке путем обращения с административным иском.
В силу ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). В том числе на вышеуказанный орган, организацию, лицо возлагается обязанность доказывания обстоятельств, свидетельствующих о том, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 2 ст. 227 названного Кодекса суд удовлетворяет требование о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, только в том случае, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (п. 1). При отсутствии совокупности названных условий, суд отказывает в удовлетворении заявленного требования (п. 2).
Как усматривается из материалов дела решением прокурора Михайловского района Алтайского края Морякова Р.В. от 31.05.2021 № 21 назначено проведение проверки администрации Малиновоозерского поссовета с целью проверки соблюдения действующего законодательства в сфере пожарной безопасности, основанием проведения проверки указано поручение прокуратуры Алтайского края №Исуб-7/1-3234-21/-20010001 от 28.05.2021г., предметом проверки является исполнение норм действующего законодательства в сфере пожарной безопасности. Установлен срок проведения проверки с 31.05.2021 по 30.06.2021. Решение получено администрацией Малиновоозерского поссовета Михайловского района 01.06.2021.
Вопросы проведения прокурорских проверок регламентируются Федеральным Законом о прокуратуре
В силу пунктов 1, 2, 3 статьи 21 Федерального Закона о прокуратуре, прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
Как видно из пункта 6 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07 декабря 2007 года N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", органам прокуратуры поручено проводить проверки исполнения законов, на основании поступившей к ним информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь - для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите; при этом к поводам прокурорской проверки отнесены материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях законов.
Основанием для проведения проверки в рамках оспариваемого решения прокурора являлось поручение прокуратуры Алтайского края №Исуб-7/1-3234-21/120010001 от 28.05.2021, из которого следует, что по поступившим из Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 26.05.2021 сведениям, на территории Михайловского района вблизи р.п. Малиновое Озеро произошло три лесных пожара на площади 8,0 га, 22,0 га, 4,0 га, имелась угроза распространения огня в границы населенного пункта. Поручено провести проверку и дать оценку своевременности и полноты мер, принятых в том числе органом местного самоуправления (готовность сил и средств муниципалитета к пожароопасному периоду 2021 года) (л.д. 9).
В соответствии с п.п.9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Исходя из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 17 февраля 2015 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта "г" статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", с учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, связанных с поддержанием правопорядка и обеспечением своевременного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан и их объединений, предполагается, что органы прокуратуры должны адекватно реагировать с помощью всех доступных им законных средств на ставшие известными факты нарушения законов независимо от источника информации, включая информацию, полученную прокурором самостоятельно на законных основаниях.
Таким образом, в действующем правовом регулировании допускается осуществление прокурорского надзора за исполнением законов не только в связи с конкретными обращениями, но и в инициативном порядке, перечень поводов для проведения прокурорской проверки не конкретизирован, компетенция прокуроров в решении вопроса о наличии оснований для принятия необходимых мер прокурорского реагирования не ограничена.
Соблюдение требований законодательства о пожарной безопасности являются одним из приоритетных направлений надзорной деятельности прокурора, следовательно, такие действия, совершенные в рамках Федерального Закона о прокуратуре, не могут быть признаны вмешательством в деятельность организации.
Решение о проведении проверки в отношении администрации Малиновоозерского поссовета принято компетентным должностным лицом – прокурором Михайловского района, в решении указаны цель, основание и предмет проверки, срок проведения проверки, решение доведено до сведения органа местного самоуправления до начала проверки.
Вопреки требованиям ч. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным истцом не представлены доказательства несоответствия оспариваемого решения прокурора положениям нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, влекущие нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Иные доводы административного искового заявления не основаны на нормах права, регулирующих спорные правоотношения и не влекут незаконности принятого должностным лицом решения о проведении проверки.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований, суд не находит.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления главы Малиновоозерского поссовета Михайловского района Дениченко Александра Ивановича к прокурору Михайловского района Морякову Роману Владимировичу, прокуратуре Алтайского края о признании незаконным решения о проведении проверки № 21 от 31.05.2021, отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в мотивированном виде путем подачи апелляционной жалобы через Михайловский районный суд Алтайского края.
Мотивированное решение изготовлено 30.06.2021.
Судья О.В. Махрачева