дело № 2-8985/2018
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 ноября 2018 года г. Казань
Советский районный суд г. Казани в составе
председательствующего судьи А.Ф. Гильмутдиновой
при секретаре судебного заседания А.Р. Миннемуллиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кувшинской ФИО15 к исполнительному комитету муниципального образования города Казани, Садоводческому некоммерческому товариществу "Казанка-2" о признании договора купли- продажи недвижимого имущества заключенным и признании права собственности на земельный участок и садовой дом,
установил:
Е.Н. Кувшинская обратилась в суд с иском к Садоводческому некоммерческому товариществу "Казанка-2" о признании договора купли- продажи недвижимого имущества заключенным и признании права собственности на земельный участок и садовой дом.
В обоснование заявленных требований указала, что более двадцати лет назад истец Якупова (после заключения брака Кувшинская) ФИО16 приобрела у члена с/т «Казанка-2» Елесиной ФИО17, расположенный в указанном садоводстве земельный участок № <номер изъят> площадью 270 кв.м, принадлежавший последней на основании постановления Высокогорского районного Совета народных депутатов от 28 декабря 1993 года № 123 и выданного государственного акта на право собственности на землю № <номер изъят>, с садовым домиком за десять тысяч рублей, в подтверждение чего была составлена расписка от 1 марта 1998 года, согласно которой истец передала Е.С. Елесиной в счет оплаты согласованную сумму, а Е.С. Елесина, в свою очередь, передала истцу предмет продажи, а так же подлинник государственного акта и членскую книжку садовода.
Таким образом, фактически между Е.С. Елесиной и истцом была совершена сделка - договор купли -продажи земельного участка и садового дома, подлежащая в установленном порядке государственной регистрации. Однако регистрация не была осуществлена, в связи со смертью Е.С. Елесиной в 1999 году. В связи с этим, истец, иначе как в судебном порядке, не имеет возможности защитить свои имущественные права, в связи с чем, вынуждена обратиться в суд с настоящим иском.
Из содержания расписки от 1 марта 1998 года, следует, что фактически действительная воля сторон, Е.С. Елесиной в качестве «продавца» и истца в качестве «покупателя» была направлена на заключение и исполнение договора купли - продажи конкретных (индивидуализированных) объектов недвижимости. О достижении сторонами соглашения по всем существенным условиям договора и их исполнении свидетельствует уплата согласованных денежных средств, их принятие в качестве расчета и передача объектов с приложением документов приобретателю. Данный факт, а также членство истца в СНТ «Казанка-2», бремя содержания приобретенного имущества, пользование им как своим собственным, подтверждается документально - справкой, выданной должностным лицом СНТ.
Наличие садового дома 1985 года постройки общей площадью 34,3 кв.м, действительной стоимостью 170 753 рубля в границах земельного участка № <номер изъят> в СНТ «Казанка- 2» подтверждается изготовленным ООО «Кадастровое дело» техническим паспортом по состоянию на 16 октября 2017 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 3 октября 2017 года садовый земельный участок общей площадью 261 кв.м, за № <номер изъят> расположенный в <адрес изъят> поставлен на кадастровый учет за № <номер изъят> по состоянию на 1 сентября 1999 года.
За истекший двадцатилетний период, каких- либо вещно-правовых требований в отношении приобретенного имущества к истцу со стороны ответчика, так и иных третьих лиц, не предъявлялось при том, что требование действующего законодательства об оформлении состоявшейся сделки в письменном виде и ее регистрации в уполномоченных органах не было реализовано по независящим от истца причинам.
При таких обстоятельствах, по мнению истца, положительное судебное решение о признании сделки, оформленной между истцом и Е.С. Елесиной письменной распиской от 1 марта 1998 года - действительным и заключенным договором купли-продажи садового дома и земельного участка, расположенных в СНТ «Казанка-2», признании права собственности на приобретенное недвижимое имущество на основании реально исполненного договора устранит правовую неопределенность в сложившейся ситуации и тем самым - защитит имущественные права истца.
На основании вышеизложенного, истец просит признать состоявшуюся сделку, подтвержденную письменной распиской от 1 марта 1998 года - договором купли-продажи садового дома площадью 34,3 кв.м и земельного участка № <номер изъят> площадью 261 кв.м, с кадастровым номером <номер изъят>, расположенных в СНТ «Казанка- 2» по адресу: <адрес изъят> - заключенным между Елесиной ФИО18 и истцом.
Признать за истцом право собственности на садовый дом общей площадью 34,3 кв.м и земельный участок № <номер изъят> площадью 261 кв.м, с кадастровым номером <номер изъят>, расположенные в <адрес изъят> в целях совершения государственной регистрации права.
Протокольным определением суд привлек к участию в деле в качестве соответчика исполнительный комитет муниципального образования г. Казани.
В судебное заседание истец Е.Н. Кувшинская не явилась, обеспечив явку своего представителя Г.Б. Денисовой, которая исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представители ответчиков СНТ "Казанка-2", исполнительного комитета муниципального образования города Казани о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, в судебное заседание не явились, не сообщив при этом об уважительных причинах своей неявки, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили, в связи с чем, суд, с учетом мнения представителя истца, определил рассмотреть дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства в соответствии со статьями 233-234 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав лиц, участвующих в деле, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущество иначе как по решению суда.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации - в качестве одного из способов защиты гражданских прав называет признание права.
В силу статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне ( покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму ( цену).
По договору купли-продажи недвижимого имущества продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или иное недвижимое имущество ( пункт 1 статьи 549 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 164 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Из материалов дела следует, что 26 декабря 2003 года В.В. Кувшинский и Е.Н. Якупова заключили брак, после заключения брака, жене была присвоена фамилия Кувшинская, что подтверждается свидетельством о заключении брака серии <данные изъяты>.
Судом установлено, что Елесина ФИО19 являлась членом с/т «Казанка-2», расположенный в указанном садоводстве земельный участок № <номер изъят> площадью 270 кв.м принадлежал ей на основании постановления Высокогорского районного Совета народных депутатов от 28 декабря 1993 года № 123 и государственного акта на право собственности на землю № <номер изъят>. На указанном земельном участке также расположен садовый дом.
Согласно расписке от 1 марта 1998 года Е.Н. Кувшинская передала Е.С. Елесиной в счет оплаты, вышеуказанных объектов недвижимости 10 000 рублей, а Е.С. Елесина, в свою очередь, передала истцу предмет продажи, а также подлинник государственного акта и членскую книжку садовода.
Между тем письменный договор купли- продажи между сторонами не составлялся.
Наследственное дело после смерти Н.С. Елесиной, 27 сентября 1933 года рождения, по состоянию на 14 ноября 2018 года не заводилось, что подтверждается реестром наследственных дел.
В соответствии со справкой № 2 от 31 марта 2018 года, выданной председателем СНТ «Казанка-2» О.Г. Гришиной, Е.Н. Кувшинская является с марта 1998 года членом СНТ «Казанка-2». Садовый участок № <номер изъят> с кадастровым номером <номер изъят> площадью 261 кв.м принадлежит на праве собственности. На садовом участке имеются хозяйственные постройки: дом, хозблок, баня, беседка; плодово-ягодные насаждения: 2 яблони, 4 куста смородины, 2 куста крыжовника. Е.Н. Кувшинская задолженности перед СНТ «Казанка-2» не имеет. Все взносы ею на 31 марта 2018 года уплачены полностью.
Из ответа АО «БТИ Республики Татарстан» на запрос суда следует, что по состоянию на 1 января 2000 года право собственности на садовый дом № <номер изъят>, расположенный по адресу: <адрес изъят> не зарегистрировано.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, который ведется с 1 января 2000 года, по состоянию на 11 октября 2018 года, права на объект недвижимости – земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> и садовый дом, расположенные по адресу: <адрес изъят>, не зарегистрированы, однако в архивных данных имеет копия государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № <номер изъят>, из которого следует, что Н.С. Елесиной постановлением Высокогорского районного Совета народных депутатов№ 123 от 28 декабря 1993 года в собственность выделен земельный участок площадью 0,027 га в с/т «Казанка-2» Высокогорского района Республики Татарстан.
Наличие садового дома 1985 года постройки общей площадью 34,3 кв.м, в границах земельного участка № <номер изъят> в СНТ «Казанка- 2» подтверждается изготовленным ООО «Кадастровое дело» техническим паспортом на здание, подготовленным ООО «Кадастровое дело» по состоянию на 16 октября 2017 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 3 октября 2017 года садовый земельный участок общей площадью 261 кв.м, за № <номер изъят> расположенный в <адрес изъят> поставлен на кадастровый учет за № <номер изъят> по состоянию на 1 сентября 1999 года.
В судебном заседании был опрошен свидетель Н.А. Пузякова, которая пояснила, что является соседкой Е.Н. Кувшинской, ее садовый домик находится напротив, прежних собственников она не знает и не видела.
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, согласно статье 550 Гражданского кодекса Российской Федерации договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.
Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» в статье 1 предусматривает обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Распоряжение земельным участком в пользу истца осуществлено Е.С. Елесиной после введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации, следовательно, подтверждение прав истца на земельный участок должно было быть подтверждено путем заключения договора купли-продажи, составленного в письменной форме. Учитывая, что факт заключения договора с соблюдением перечисленных требований не установлен, возникновение у истца права собственности на земельный участок и садовый дом в силу совершения сделки – заключения договора – невозможно.
Кроме того, учитывая разъяснения, приведенные в пункте 63 постановления пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно которым, сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки (пункт 3 статьи 165 Гражданского кодекса Российской Федерации). Сторона сделки не имеет права на удовлетворение иска о признании права, основанного на этой сделке, так как соответствующая сделка до ее регистрации не считается заключенной либо действительной в случаях, установленных законом.
Поскольку между истицей и Е.С. Елесиной договор купли-продажи не заключался, суд приходит к выводу, что надлежащим способом защиты в данном случае будет требования о признании права собственности.
При указанных обстоятельствах суд считает возможным иск удовлетворить.
Руководствуясь статьями 194 – 199, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Кувшинской ФИО20 к исполнительному комитету муниципального образования города Казани, Садоводческому некоммерческому товариществу "Казанка-2" о признании договора купли- продажи недвижимого имущества заключенным и признании права собственности на земельный участок и садовой дом, удовлетворить частично.
Признать за Кувшинской ФИО21 право собственности на садовый дом общей площадью 34,3 кв.м, расположенный в <адрес изъят> на земельном участке с кадастровым номером <номер изъят>.
Признать за Кувшинской ФИО22 право собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>, общей площадью 261 кв.м, расположенный в <адрес изъят>
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Ответчик вправе подать в Советский районный суд г. Казани заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения копии данного решения.
Заочное решение может быть также обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Советский районный суд г. Казани в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Советского
районного суда города Казани /подпись/ А.Ф. Гильмутдинова
Копия верна.
Судья А.Ф. Гильмутдинова
Мотивированное заочное решение изготовлено 19 ноября 20018 года.
Судья А.Ф. Гильмутдинова