Дело № 2-3412/2022
УИД 61RS0022-01-2022-004796-91
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Таганрог Ростовской области 04.08.2022 г.
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи: А.В. Жерноклеевой,
при секретаре: А.Н. Панцыревой,
с участием: представителя истца – старшего помощника прокурора г. Таганрога – Ищенко И.П., представителя ответчика Администрации г. Таганрога, Разумной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Таганрога к Администрации г. Таганрога, третьи лица ООО «Экотранс», Министерство ЖКХ Ростовской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Таганрога обратился в суд с иском к Администрации г. Таганрога о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов. В обоснование иска указано, что Прокуратурой г. Таганрога проведена проверка соблюдения администрацией г. Таганрога законодательства об отходах производства и потребления, охране окружающей среды. В ходе проверки установлено, что часть земельного участка, собственность на который не разграничена, расположенного в кадастровом квартале №, по адресному ориентиру: район СНТ «Тополь» (<адрес>) вдоль лесополосы от с-з окраины товарищества в сторону <адрес> находится в ведении муниципального образования «Город Таганрог», на вышеуказанном земельном участке выявлены очаги несанкционированного размещения твердых бытовых отходов. Размещение твердых бытовых отходов в нарушение требований природоохранного законодательства, в том числе, на территориях, не оборудованных для данных целей, т.е. на несанкционированных свалках, может повлечь возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных и насекомых, являющихся разносчиками опасных болезней, оказать негативное влияние на состояние окружающей природной среды и благополучие человека. Неисполнение требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ведет к нарушению требований санитарных и экологических норм, увеличению количества несанкционированных свалок, а также влияет на состояние окружающей среды в местах размещения отходов, создает препятствия к их рациональной утилизации. Обязанность по предотвращению загрязнения земель отходами лежит на органе местного самоуправления городского округа как органе, уполномоченном распоряжаться земельными участками, собственность на которые не разграничена, т.е. на администрации г. Таганрога. Из объяснений представителя по доверенности УЖКХ г.Таганрога следует, что ликвидация вышеперечисленных свалочных очагов требует значительных финансовых затрат, при этом лимиты бюджетных обязательств на 2022 финансовый год на устранение указанных нарушений не предусмотрены.
Истец просит суд возложить на администрацию г. Таганрога обязанность в течение восьми месяцев со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированные свалки отходов на земельном участке, расположенном в кадастровом квартале № с адресным ориентиром: район СНТ «Тополь» (<адрес>), вдоль лесополосы от с-з окраины товарищества в сторону <адрес>.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Таганрога Ищенко И.П. поддержал исковые требования, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснил, что на сегодняшний день свалка не ликвидирована, там достаточно большой объем строительных отходов, поэтому требует достаточно больших денежных средств и достаточно много времени. Поэтому считают, что необходимо возложить эту обязанность на Администрацию г. Таганрога, поскольку как орган местного самоуправления в силу действующего законодательства должен обеспечивать экологическое благополучие, экологическую безопасность. Что касается доводов в отношении регионального оператора, истец с данными доводами не согласен, считают, что надлежащий ответчик Администрация, исходя из позиции, которую прислали ООО «Экотранс» видно, что обязанности возлагать на регионального оператора законных оснований не имеется, они убирают только в четко установленных местах, а также в связи с заключенными договорами.
Представитель ответчика Администрации г. Таганрога Разумная И.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала письменные возражения на иск. Возражения в частности сводились к тому, что в соответствии с соглашением №133/18Т от 15.05.2018 «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности Неклиновского МЭОКа» заключенного между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области и ООО «ЭКОТРАНС» на территории муниципального образования «Город Таганрог» региональным оператором является ООО «ЭКОТРАНС». Согласно данного соглашения и пункта 3.1.4. постановления Правительства Ростовской области от 20.042017№ 295 «Об утверждении правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ростовской области» региональный оператор ликвидирует места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в порядке, установленном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами. В связи с чем, Администрация города Таганрога считает себя не надлежащим ответчиком, в удовлетворении исковых требований просят отказать.
Представители 3-их лиц ООО «Экотранс», Министерство ЖКХ Ростовской области в судебное заседание не явились, извещены о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом. Дело рассмотрено в отсутствие представителей 3-х лиц, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
В адрес суда от ООО «Экотранс» поступил письменный отзыв на иск, в котором указано, что считают что исковые требования прокурора к Администрации г.Таганрога подлежат удовлетворению.
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив и оценив представленные доказательства, материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с абзацами четвертым и восьмым статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 названного кодекса в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Понятие отходов содержится в статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в соответствии с данной статьей отходы производства и потребления - вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
Примечанием к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001 установлено, что в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В целях охраны земель на собственников, арендаторов земельных участков, землепользователей, землевладельцев возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подп. 2 п. 2 ст. 13 ЗК РФ).
Прокуратурой г. Таганрога проведена проверка соблюдения Администрацией г. Таганрога законодательства об отходах производства и потребления, охране окружающей среды.
В ходе проверки установлено, что на земельном участке, расположенном в кадастровом квартале № с адресным ориентиром: район СНТ «Тополь» (<адрес>), вдоль лесополосы от с-з окраины товарищества в сторону <адрес>, выявлены свалочные очаги отходов производства и потребления
Таким образом, Администрации г. Таганрога в целях сохранения природы на территории муниципального образования «Город Таганрог», исключения загрязнения, предупреждения и минимизации экологических рисков надлежало в рамках своих полномочий организовать мероприятия по охране окружающей среды на данной местности.
Вышеуказанные земельные участки по указанным выше адресным ориентирам входят в территорию муниципального образования «Город Таганрог».
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 11, 24, 25, 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с утвержденными правилами благоустройства, осуществление муниципального земельного контроля.
Аналогичные положения содержатся в п. 24 ч. 1 ст. 10, п. 31 ч. 1 ст. 41 Устава Муниципального образования «Город Таганрог».
В материалах дела отсутствуют документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на указанных выше земельных участках.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных названным пунктом (абзац третий); органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных упомянутым пунктом (абзац четвертый).
По смыслу приведенной нормы права в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся только земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования. За участки, расположенные на территории городского поселения, отвечает орган местного самоуправления такого поселения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Принимая во внимание, что несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, расположенном на территории муниципального образования «Город Таганрог», которое в силу приведенных выше положений законодательства несет обязанность среди прочего по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки, возложение обязанности по ликвидации свалки на орган местного самоуправления, требования прокурора г. Таганрога подлежат удовлетворению именно с Администрации г. Таганрога.
По вышеуказанным основаниям являются несостоятельными доводы ответчика, о том, что к компетенции органов местного самоуправления не относится ликвидация несанкционированных свалок, это должен делать региональный оператор. Кроме того. приходя к такому выводу, суд исходит из следующего.
Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 (далее -Правила) собственники земельного участка обязаны самостоятельно обеспечить ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Таким образом, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования, независимо от формы собственности на землю, равно как и участие в организации деятельности в области обращения с отходами, являющимися результатом жизнедеятельности местного сообщества, в отсутствие правообладателей земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка отходов на территории муниципального образования, относятся к компетенции органа местного самоуправления.
Учитывая, вышеизложенное и в соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Закона № 131, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения, разрешение которых законодательством возложено на органы местного самоуправления, к которым относится муниципальное образование «город Таганрог», выбор способа осуществления данных обязанностей (делегирование полномочий, создание специализированных организаций, отраслевых (функциональных) органов администрации) не освобождает орган местного самоуправления от ответственности за неисполнение данных обязанностей.
Администрации г.Таганрога в своих возражениях ссылается на Постановление Правительства № 1156 от 12.11. 2016 года № 1156, в частности на то, что в случае обнаружения региональным оператором несанкционированной свалки, он должен об этом уведомить собственника свалки, орган местного самоуправления и направить собственнику проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места свалки и если собственник не ликвидировал свалку и не заключил договор, то региональный оператор ликвидирует место несанкционированной свалки и в этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов, не может являться основанием для освобождения Администрации г.Таганрога.
Наделение данными правами регионального оператора в отношении собственников несанкционированных свалок, не освобождает в данном случае Администрацию г.Таганрога от обязанностей по организации устранения несанкционированных свалок.
Действующим законодательством на регионального оператора не возложена обязанность по организации ликвидации несанкционированной свалки во всех случаях.
Действительно согласно пункту 16 Правил N1156 в случае обнаружения региональным оператором места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней уведомить собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО; уведомить собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в течение 30 дней.
Между тем, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления. Непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Закрепление в пункте 14 части 1 статьи 15 Закона N131-ФЗ в качестве вопроса местного значения муниципального района участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территорий муниципального района своевременное и бесперебойное оказание услуг по обращению с отходами, а также позволяющих производить их утилизацию и обработку.
Указанные в иске свалки выявлены не в результате обнаружения их региональным оператором, а в результате проверки, проведенной Прокуратурой на земельных участках, расположенных на территории муниципального образования « Город Таганрог».
Иск заявлен прокурором г.Таганрога в интересах неопределенного круга лиц.
Поскольку свалка расположена на земельных участках Муниципального образования «город Таганрог», то обязанность по организации устранения несанкционированных свалок лежит на указанном муниципальном образовании в лице его Администрации.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Таганрога (ИНН 6164045555 ) к Администрации г. Таганрога (ИНН 6154061491), третьи лица ООО «Экотранс» (ИНН 6623121815), Министерство ЖКХ Ростовской области (ИНН 6163053257) о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов, - удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Таганрога ликвидировать несанкционированные свалки отходов, расположенные на земельном участке, расположенном в кадастровом квартале № с адресным ориентиром: район СНТ «Тополь» (<адрес>), вдоль лесополосы от с-з окраины товарищества в сторону <адрес> в течение восьми месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в апелляционном порядке через Таганрогский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: А.В. Жерноклеева
Решение в окончательной форме изготовлено 11.08.2022 года.