Дело № 2а-684/2018 года
33RS0010-01-2018-000889-86
РЕШЕНИЕ
именем Российской федерации
«20» ноября 2018 года г. Киржач
Киржачский суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Вавильченковой Г.И.,
при секретаре Кудаковой К.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области к Киржачскому городскому общественному движению «Общественный контроль ЖКХ «Новый город» о ликвидации, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области (далее по тексту Управление) обратилось в суд с иском о ликвидации Киржачского городского общественного движения «Общественный контроль ЖКХ «Новый город» на основании под. 3 п. 3 ст.61 ГК РФ и об исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявленных требований сослалось на осуществление общественным движением деятельности с нарушениями федерального законодательства, а именно: в нарушение пунктов 4,8 статьи 29 Федерального закона 19 мая 1995г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (Федерального закона N 82-ФЗ) и подпункта «б» пункта 3 Приказа Минюста России от 17.03.2011 №81, административный ответчик не проинформировал орган, принимающий решение о государственной организации общественных объединений, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ. Данная организация не предоставила информацию за 2015,2016, 2017 годы об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных лиц и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях использования и об их фактическом расходовании.
В связи с вышеуказанными нарушениями действующего законодательства Управление в адрес организации вынесло и направило предупреждения от 24.05.2017 года №33/03-1703, от 29.06.2018 года №33/03-1904, которые вернулись с отметкой «истек срок хранения», что свидетельствует о том, что организация не обеспечивает с органом, осуществившим регистрацию некоммерческой организации необходимую связь. Предупреждение от 29.06.2017 года №33/03-2286 вернулось с отметкой «отсутствие адреса по указанному адресу», что свидетельствует о нарушении пункта 2 статьи 29 Федерального закона N 82-ФЗ, согласно которому организация обязана информировать орган, принимающий решение о ее государственной регистрации (Управление) в трехдневный срок об изменении места нахождения постоянно действующего исполнительного органа фонда. Кроме того организации было вынесено предупреждение от 18.07.2017 №33/03/2513 и направлено по месту жительства председателя правления Чернова В.М., которое вернулось в адрес Управления с отметкой «истек срок хранения». Постановлениями мирового судьи судебного участка №2 г.Киржач и Киржачского района Владимирской области от 29.06.2017 года организация дважды привлечена по ст.19.7 КоАП РФ за не предоставление в государственный орган сведений, предусмотренных аб.4,8, части 1 статьи 29 Федерального закона N 82-ФЗ.
Административный истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, указал, что поддерживает административные исковые требования.
Административный ответчик, извещенный надлежащим образом - заказной почтой, в судебное заседание представителя не направил, судебная корреспонденция возвращена с отметкой почтового оператора «истек срок хранения».
Заинтересованное лицо ИФНС России по Октябрьскому г.Владимира, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителя в суд не направило.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регламентированы Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ).
Из статьи 7 Федерального закона N 82-ФЗ следует, что одной из организационно-правовых форм общественного объединения является общественное движение.
В соответствии с положениями части первой статьи 26 и статьи 44 названного Закона общественное объединение может быть ликвидировано решением суда по заявлению федерального органа государственной регистрации (в данном случае - Управления Минюста России по Владимирской области) в случае неоднократного или грубого нарушения фондом Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематического осуществления общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Аналогичные основания ликвидации юридического лица закреплены в подпункте 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. Грубым также является нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства.
Статьей 29 Федерального закона N 82-ФЗ установлена обязанность общественного объединения, в том числе соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в течение трех дней с момента таких изменений.
В свою очередь, пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержит требование о представлении юридическим лицом адреса его места нахождения и решения о его изменении.
Федеральный закон N 82-ФЗ возлагает на орган, принимающий решение о государственной регистрации фонда, обязанность осуществлять контроль за соответствием его деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе: 1) запрашивать у руководящих органов фонда его распорядительные документы; 2) направлять своих представителей для участия в проводимых мероприятиях; 3) не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия его деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, его уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции; 4) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций; 5) в случае выявления нарушения фондом Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения действий, противоречащих его уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации фонда, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд (статья 38).
Судом установлено, что Киржачское городское общественное движение «Общественный контроль ЖКХ «Новый город» создано решением инициативной группы учредителей 21.10.2015 года.
Запись о некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 30.12.2015 года Управлением Федеральной налоговой службы по Владимирской области за основным государственным регистрационным номером 1153300000930.
Киржачское городское общественное движение «Общественный контроль ЖКХ «Новый город» зарегистрировано Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области 30.12.2015 года, учетный №3312020028.
Согласно уставу Киржачское городское общественное движение «Общественный контроль ЖКХ «Новый город» - не имеющее членства некоммерческое общественное объединение, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе.
Между тем, в нарушение в нарушение пунктов 4,8 статьи Федерального закона N 82-ФЗ административный ответчик не проинформировал орган, принимающий решение о государственной организации общественных объединений, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ. Общественное движение не предоставила информацию за 2015, 2016, 2017 годы об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных лиц и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях использования и об их фактическом расходовании.
Указанные обстоятельства свидетельствует об отсутствии прозрачности и публичности деятельности организации, препятствует должному контролю за ее деятельностью со стороны общества и государства.
Письменными предупреждениями от 29.06.2017 года №33/03-2286, от 29.06.2017 года №33/03-1904, от 18.07.2017 №33/03-2513 Управление обязало организацию устранить выявленные нарушения и не допускать их впредь.
Предупреждения вернулись с отметками «истек срок хранения и отсутствие адреса по указанному адресу», что свидетельствует о нарушении статьи 29 Федерального закона N 82-ФЗ.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Киржачским городским общественным движением «Общественный контроль ЖКХ «Новый город» допущены грубые нарушения действующего федерального законодательства, которые не могут быть устранены законным способом, что в силу абзаца 3 части 1 статьи 44 Федерального закона "Об общественных организациях" является основанием для ее ликвидации.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является в данном случае соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
В соответствии с п.19 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» суд считает возможным освободить административного ответчика от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 264 КАС РФ суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области к Киржачскому городскому общественному движению «Общественный контроль ЖКХ «Новый город» удовлетворить.
Ликвидировать Киржачское городское общественное движение «Общественный контроль ЖКХ «Новый город», учетный номер <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты> и исключить сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Киржачский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий судья Г.И.Вавильченкова
Мотивированное решение составлено 23 ноября 2018 года
Председательствующий судья Г.И.Вавильченкова