Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2022 года <адрес>
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Бакулина И.В.,
при секретаре Филипповской Е.А.,
с участием представителя истца Метелица Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственного казенного учреждения Республики Карелия «<адрес> центральное лесничество» к ФИО1 о взыскании остаточной стоимости форменной одежды,
установил:
государственное казенное учреждение Республики Карелия «<адрес> центральное лесничество» (далее также - ГКУ РК «<адрес> центральное лесничество») обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании остаточной стоимости форменной одежды в размере 4250 руб. по тем основаниям, что ответчик ДД.ММ.ГГГГ был принят в ГКУ РК «<адрес> центральное лесничество» на должность государственного инспектора по охране леса <адрес> участкового лесничества. В период осуществления трудовых обязанностей ФИО1 была выдана форменная одежда. ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с ответчиком расторгнут на основании его письменного заявления. На дату увольнения ответчика стоимость форменной одежды, рассчитанная пропорционально сроку, оставшемуся до истечения установленного срока носки, с учетом износа составила 4250 руб. Поскольку добровольно остаточная стоимость ответчиком не погашена, ДД.ММ.ГГГГ в его адрес было направлено претензионное письмо, согласно которому он должен был оплатить указанную сумму, однако до настоящего времени оплата не произведена.
Представитель истца Метелица Н.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в представленных возражениях просил в удовлетворении иска отказать, указал, что получил форменную одежду бывшую в употреблении, с Порядком выдачи, учета, возврата форменной одежды должностным лицам ГКУ РК «<адрес> центральное лесничество» ознакомлен не был, при увольнении форму сдал, поскольку износить не успел, так как надевал ее несколько раз. Кроме этого указал, что при увольнении был согласен получить расчетные за вычетом стоимости формы, однако со слов бухгалтера сумму нужно было внести именно наличными средствами, которыми он на тот момент не располагал. В телефонограмме просил о рассмотрении дела без его участия.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в представленном отзыве просила о рассмотрении дела без участия представителя, указав, что сдать предметы форменной одежды возможно только в случае ее неиспользования, а освобождение от оплаты стоимости форменной одежды возможно только при увольнении по сокращению штатов, ликвидации (упразднении) организации или в связи с уходом на пенсию. Поскольку ответчик был уволен по собственному желанию и использовал форменную одежду при выполнении своих трудовых обязанностей, требования истца являются законными и обоснованными.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 8 Трудового кодекса РФ работодатели принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными| нормативными актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Как предусмотрено ст. 9 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.
В соответствии со ст. 57 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре работника могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности: об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами.
По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений.
Из материалов дела следует, что между ГКУ РК «<адрес> центральное лесничество» и ФИО1 был заключен трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого ответчик принят на должность государственного инспектора по охране леса <адрес> участкового лесничества. Постановлением Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №П утверждено Положение об обеспечении форменной одеждой должностных лиц, осуществляющих отдельные полномочия в области лесных отношений, переданные Российской Федерацией органам государственной власти Республики Карелия, которое предусматривает категории форменной одежды, перечень и описание предметов форменной одежды, знаки различия форменной одежды, порядок ношения и учета форменной одежды, нормы выдачи и сроки носки предметов форменной одежды для должностных лиц органа исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченного на осуществление переданных Российской Федерацией отдельных полномочий в области лесных отношений, и государственных казенных учреждений Республики Карелия - центральных лесничеств (далее - должностные лица, осуществляющие переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений). Приказом Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № сформирован перечень должностных лиц государственных казенных учреждений Республики Карелия-центральных лесничеств, осуществляющих отдельные полномочия в области лесных отношений, переданные Российской Федерацией органам государственной власти Республики Карелия, подлежащих обеспечению форменной одеждой. Приказом ГКУ РК «<адрес> центральное лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о порядке выдачи, учета, возврата форменной одежды должностным лицам ГКУ РК «<адрес> центральное лесничество», осуществляющим отдельные полномочия в области лесных отношений (далее также - Положение ГКУ РК «<адрес> центральное лесничество»). Настоящее Положение является локальным нормативным актом ГКУ РК «<адрес> центральное лесничество» и разработано в соответствии с Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении образцов форменной одежды, знаков различия и отличия, порядка ношения форменной одежды должностными лицами Федерального агентства лесного хозяйства и его территориальных органов», вышеназванными Постановлением Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №П, Приказом Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №. Пунктами 3.5, 3.8, 3.14, 3.15, 3.12 Положения ГКУ РК «<адрес> центральное лесничество» установлены порядок ношения и учета форменной одежды должностных лиц лесничества, осуществляющих отдельные полномочия в области лесных отношений, нормы выдачи и сроки носки предметов форменной одежды, из которых следует, что предметы форменной одежды выдаются должностным лицам лесничества, осуществляющим отдельные полномочия в области лесных отношений, по установленным нормам выдачи и срокам их носки безвозмездно и являются их личной собственностью на период выполнения служебных обязанностей. Срок носки предметов форменной одежды исчисляется со дня возникновения у должностного лица права на получение того или иного предмета. При увольнении должностных лиц лесничества, осуществляющих отдельные полномочия в области лесных отношений, по сокращению штатов, ликвидации (упразднении) организации или в связи с уходом на пенсию по старости или инвалидности, а также переводе на должность, не дающую права на ношение форменной одежды, они освобождаются от оплаты стоимости форменной одежды, и форменная одежда не сдается. В случае увольнения должностного лица лесничества, осуществляющего отдельные полномочия в области лесных отношений, по инициативе администрации за должностные проступки или по собственному желанию работники обязаны возместить стоимость форменной одежды с учетом срока носки ее предметов или сдать неиспользованные предметы форменной одежды. В случае неоплаты стоимости форменной одежды с учетом ее износа с работника взыскивается стоимость форменной одежды в установленном порядке. Учет предметов форменной одежды, их выдача и сдача должностными лицами лесничества, осуществляющим отдельные полномочия в области лесных отношений, фиксируется записью в личной карточке (книге) учета выдачи имущества в пользование должностному лицу лесничества, осуществляющему отдельные полномочия в области лесных отношений. Обеспечение форменной одеждой должностных лиц лесничества, осуществляющих отдельные полномочия в области лесных отношений, производится за счет средств субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий РФ в области лесных отношений.
Данный порядок выдачи, учета, возврата форменной одежды в полной мере согласуется с пунктами 17, 18, 23 Положения об обеспечении форменной одеждой должностных лиц, осуществляющих отдельные полномочия в области лесных отношений, переданных Российской Федерацией органам государственной власти Республики Карелия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №П.
Приложениями № и № к Положению ГКУ РК «<адрес> центральное лесничество» установлено, что должность государственного инспектора по охране леса включена в перечень работников, подлежащих обеспечению форменной одеждой, срок носки форменной одежды, в частности, костюма форменного двубортного мужского, который в соответствии с пунктом 2.4 данного Положения входит в зимний мужской комплект форменной одежды, составляет 3 года.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получил от истца форменную одежду (комплект зимний), что в том числе подтверждается карточкой (книгой) учета выдачи имущества в пользование и не оспаривается ответчиком. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 был уволен по инициативе работника на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
Таким образом, на момент увольнения ФИО1 срок носки полученной им форменной одежды не истек.
Согласно представленному истцом расчету стоимость форменной одежды (комплекта зимнего), рассчитанная пропорционально сроку, оставшемуся до истечения установленного срока носки, с учетом износа составила 4250,00 руб.
ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика было направлено претензионное письмо, согласно которому он должен был в десятидневный срок с момента получения настоящего письма оплатить указанную сумму. В свою очередь ФИО1 на указанную претензию сообщил, что им произведен возврат форменной одежды в бухгалтерию работодателя, в связи с чем он не обязан оплачивать заявленную остаточную стоимость.
Ответчиком, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ расчет истца не оспорен, доказательств иной стоимости форменной одежды или нормы износа, как и оплаты указанной задолженности, не представлено.
С учетом установленных обстоятельств, исходя из условий трудового договора, поскольку ФИО1 расторг трудовые отношения с работодателем по собственной инициативе, в соответствии с действующим законодательством он обязан возместить работодателю остаточную стоимость форменной одежды за неполный срок носки.
Доводы ФИО1 о том, что форма сдана в бухгалтерию работодателя, и он не обязан оплачивать остаточную стоимость, являются несостоятельными, так как отношения между истцом и ответчиком регулируется специальным локальным нормативным актом: Положением ГКУ РК «<адрес> центральное лесничество», согласно которому в случае увольнения должностного лица лесничества, осуществляющего отдельные полномочия в области лесных отношений, по собственному желанию, работник обязан возместить стоимость форменной одежды с учетом срока ее носки, при этом возможность возврата использованной форменной одежды не предусмотрена. Доводы ФИО1 о том, что ему была выдана форма бывшая в употреблении, судом отклоняются, поскольку доказательств тому материалы дела не содержат и ответчиком не представлено. Доводы ФИО1 об отсутствии доказательств его ознакомления с порядком выдачи, учета, возврата форменной одежды должностных лиц ГКУ РК «<адрес> центральное лесничество», судом отклоняются, поскольку пунктами 2.2.1 трудового договора, 1.10 должностной инструкции, предусмотрена обязанность работника добросовестно выполнять работу по указанной должности в соответствии с настоящим трудовым договором, должностной инструкцией, локальными нормативными актами работодателя, действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами, распоряжениями работодателя и своего непосредственного руководителя; в своей деятельности руководствоваться нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Карелия, приказами и распоряжениями Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Министерство), и Учреждения; настоящей должностной инструкцией; правилами внутреннего трудового распорядка Учреждения; Уставом Учреждения. При этом, ФИО1 своей подписью в трудовом договоре подтвердил, что до его подписания ознакомлен с действующими в Учреждении: Положением об оплате труда, Положением о материальном стимулировании работников, Правилами внутреннего распорядка, Коллективным договором, Должностной инструкцией государственного инспектора по охране леса и иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника.
В то же время, суд обращает внимание, что несмотря на отсутствие в трудовом договоре обязанности по возмещению остаточной стоимости выданной работнику форменной одежды в случае увольнения по соответствующим основаниям, такая обязанность в безусловном порядке предусмотрена соответствующим нормативным актом - Постановлением Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №П «Об утверждении Положения об обеспечении форменной одеждой должностных лиц, осуществляющих отдельные полномочия в области лесных отношений, переданные Российской Федерацией органам государственной власти Республики Карелия», являющимся общедоступным для ознакомления, в связи с чем не освобождает ответчика от выполнения изложенных в нем положений и требований.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что истцом представлены доказательства, подтверждающие наличие трудовых отношений между истцом и ответчиком, факт получения истцом форменной одежды, размер остаточной стоимости форменной одежды и наличие оснований для возмещения остаточной стоимости форменной одежды, в связи с чем, имеются основания для взыскания с ответчика остаточной стоимости форменной одежды в сумме 4250,00 руб.
В силу ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Следовательно, с ответчика подлежит взысканию в бюджет Калевальского муниципального района государственная пошлина в размере 400,00 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194 -198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования государственного казенного учреждения Республики Карелия «<адрес> центральное лесничество» удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 (ИНН №) в пользу государственного казенного учреждения Республики Карелия «<адрес> центральное лесничество» (ИНН №) остаточную стоимость форменной одежды в сумме 4250 руб. 00 коп.
Взыскать с ФИО1 (ИНН № в бюджет № муниципального района государственную пошлину в сумме 400 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья И.В.Бакулин
Справка: мотивированное решение в порядке статьи 199 ГПК РФ составлено 28.11.2022