Решение по делу № 21-193/2024 от 14.02.2024

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело №21-193/2024

№ 12-3068/2023

РЕШЕНИЕ

28 марта 2024 года судья Воронежского областного суда
Удоденко Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО «Воронежнефтепродукт» на постановление главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Воронежской области №36/6-45-23-ИЗ/12-30777-И/04-283 от 25.05.2023 и решение судьи Ленинского районного суда г.Воронежа от 20.12.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Воронежнефтепродукт»

(судья районного суда Булгаков С.Н.),

установил:

постановлением главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Воронежской области Шамаева Д.И. №36/6-45-23-ИЗ/12-30777-И/04-283 от 25.05.2023 АО «Воронежнефтепродукт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50000 руб.

Решением судьи Ленинского районного суда г.Воронежа от 20.12.2023 постановление №36/6-45-23-ИЗ/12-30777-И/04-283 от 25.05.2023 оставлено без изменения, жалоба АО «Воронежнефтепродукт» - без удовлетворения (л.д.130-133).

В жалобе, поданной в Воронежский областной суд, защитник АО «Воронежнефтепродукт» просит отменить состоявшие по делу акты с прекращением производство по делу. В обоснование жалобы указывает, что Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 №290н, а также приказ Минздравсоцразвития России от 09.12.2009 №970н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам нефтяной промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» утратили силу 1.09.2023. В настоящее время действуют новые Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами (приказ Минтруда России от 29.10.2021 №766н) и новые Единые нормы выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств (приказ Минтруда России от 29.10.2021 №767н), согласно которым у работодателя отсутствует обязанность в обеспечении оператора заправочных станций сапогами резиновыми с защитным подноском. В связи с чем, исходя из положений части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом того, что действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания, а также с учетом разъяснений, приведенных в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2021 №45, полагала, что производство по делу в отношении Общества подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, защитник АО «Воронежнефтепродукт» указывает в жалобе, что административный орган неправильно квалифицировал бездействие Общества по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку сапоги резиновые с защитным подноском, которыми, по мнению административного органа, не был обеспечен работник, являются средствами индивидуальной защиты 2 класса в соответствии Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты», в связи с чем необеспечение работника такими средствами индивидуальной защиты образуют состав правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что прямо предусмотрено в примечании к указанной норме. При этом, поскольку переквалификация действия (бездействия) привлекаемого лица невозможна, ввиду того, что санкция части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает для юридического лица более строгое наказание, то производство по делу по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, защитник АО «Воронежнефтепродукт» указывает в жалобе, что административный орган необоснованно применил к сложившимся правоотношениям пункт 224 Типовых норм бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам нефтяной промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в соответствии с которым работодатель обязан обеспечить оператора-заправщика сапогами резиновыми с защитным подноском, поскольку АО «Воронежнефтепродукт» осуществляет деятельность по нефтепродуктообеспечению, выдача средств индивидуальной защиты оператору заправочных станций осуществляется в соответствии с пунктом 861 указанного Приказа №970, положения которого не предусматривают выдачу работнику (оператору заправочных станций) сапог резиновых с защитным подноском.

В судебном заседании защитник по доверенности Черноштан М.А. доводы жалобы поддержала, дополнительно указала, что производство по делу в отношении Общества подлежит прекращению в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности, поскольку вмененное Обществу правонарушение совершено в форме бездействия, выразившегося в неисполнении требований абзаца 9 части 3 статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации, предписывающего обеспечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, средствами индивидуальной защиты, а также пункта 10 Межотраслевых правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами (приказ Минтруда России от 29.10.2021 №766н), предписывающего, что работодатель не вправе допускать работников к выполнению работ без обеспечения средствами индивидуальной защиты. В этой связи и принимая во внимание, что Общество обязано обеспечить работника средствами индивидуальной защиты до начала выполнения работ, а согласно трудовому договору от 17.11.2020 и личной карточке работник Олейников А.В. приступил к работе с 17.11.2020, то годичный срок привлечения Общества к административной ответственности истек 17.11.2021 (л.д.197-198).

Участвующий в деле государственный инспектор труда Государственной инспекции труда Воронежской области Вдовик И.И. по доводам жалобы возражала.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

В соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения АО «Воронежнефтепродукт» к административной ответственности на основании части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о допущенных обществом нарушениях требований действующего трудового законодательства в области охраны труда, выявленных в ходе расследования, проведенного в период с 28.03.2023 по 28.04.2023, несчастного случая на производстве, произошедшего с оператором-заправщиком Олейниковым А.В. 25.03.2023.

Так, было установлено, что АО «Воронежнефтепродукт» в нарушение требований статей 214, 221 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктов 4, 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1.06.2009 №290н, пункта 224 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам нефтяной промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 9.12.2009 №970н, специальные средства индивидуальной защиты оператору-заправщику АО «Воронежнефтепродукт» Олейникову А.В. выданы не в полном объеме, а именно не выданы сапоги резиновые с жестким подноском и др.

Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации к обязанностям работодателя отнесены, помимо прочих, обязанность соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; исполнение иных обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Согласно подпункту «д» пункта 47 приказа Минтруда России от 29.10.2021 №776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда» основным процессом по охране труда является, в том числе обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Положениями статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что работодатель обязан обеспечить, в том числе приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть первая статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации).

Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1.06.2009 №290н (далее - Межотраслевые правила от 1.06.2009 №290н).

В силу пунктов 4, 13 указанных Межотраслевых правил от 1.06.2009 №290н работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки.

В соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам нефтяной промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 09.12.2009 №970н (далее - Типовые нормы от 09.12.2009 №970н), оператор заправочных станций относится к рабочим раздела 5 «Транспортирование и хранение нефти, нефтепродуктов и газа. Нефтебазы. Магистральный трубопроводный транспорт», и должен быть обеспечен, в том числе ботинками кожаными с жестким подноском или сапогами кожаными с жестким подноском (1 пара в год); сапогами резиновыми с жестким подноском (1 пара в год).

Выявленные нарушения АО «Воронежнефтепродукт» вышеуказанных государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в статьях 214, 221 Трудового кодекса Российской Федераци, пунктах 4, 13 Межотраслевых правил от 1.06.2009 №290н, пункте 224 Типовых норм от 09.12.2009 №970н послужили основанием для привлечения АО «Воронежнефтепродукт» к административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании постановления должностного лица Государственной инспекции труда в Воронежской области от 25.05.2023, с выводами которого согласился районный суд в решении от 20.12.2023.

Принимая решение о признании АО «Воронежнефтепродукт» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо и судья районного суда исходили из доказанности представленными материалами дела об административном правонарушении факта нарушения АО «Воронежнефтепродукт» государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

Оснований не согласиться с изложенными в постановлении должностного лица и решении судьи районного суда выводами не имеется.

Доводы жалобы о неверной квалификации правонарушения по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом отклоняются, поскольку они основаны на неверном толковании норм права. Как следует из оспариваемых актов основанием для привлечения Общества к административной ответственности послужили выявленные в ходе расследования несчастного случая нарушения АО «Воронежнефтепродукт» вышеуказанных государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, что образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, оснований для переквалификации действий АО «Воронежнефтепродукт» с части 1 на часть 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и дальнейшего прекращения производства по делу об административном правонарушении не установлено.

Также несостоятельны доводы о наличии оснований для применения обратной силы закона в соответствии со статьей 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с введением в действие с 1.09.2023 новых Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами (приказ Минтруда России от 29.10.2021 №766н) и новой Единой нормы выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств (приказ Минтруда России от 29.10.2021 №767н), согласно которым у работодателя отсутствует обязанность в обеспечении оператора заправочных станций сапогами резиновыми с защитным подноском.

Вопреки суждениям заявителя, вышеприведенные нормативные акты, нарушение которых вменено Обществу, юридической силы и на текущий момент не утратили, являются действующими и подлежащими применению работодателем до 31.12.2024, а, следовательно, их нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем положения статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как основание для прекращения производства по делу в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам по настоящему делу не применимы.

Также подлежат отклонению доводы жалобы АО «Воронежнефтепродукт» о неверном применении пункта 224 Типовых норм от 09.12.2009 №970н, в соответствии с которым работодатель обязан обеспечить оператора-заправщика сапогами резиновыми с защитным подноском, поскольку как следует из приказа АО «Воронежнефтепродукт» №00232-22 от 14.03ю2022 «Об утверждении перечня и норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты», Обществом на основании пункта 224 приказа №970н от 09.12.2009 (ред.20.02.2014) утверждена бесплатная выдача средств индивидуальной защиты для оператора-заправщика, в том числе сапог резиновых с жестким подноском (пункт 1 указанного Перечня) (л.д.37-39).

Кроме того, согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, видами деятельности АО «Воронежнефтепродукт» являются, в том числе производство нефтепродуктов, продажа топлива, хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки (п.п.50,64,76 раздела «Сведения о видах деятельности»). Как следует из Типовых норм от 09.12.2009 №970н, оператор заправочных станций относится к рабочим раздела 5 «Транспортирование и хранение нефти, нефтепродуктов и газа. Нефтебазы. Магистральный трубопроводный транспорт», и должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты в соответствии с пунктом 224 раздела 5 указанных Типовых норм, в том числе сапогами резиновыми с жестким подноском (1 пара в год).

Доводы жалобы о том, что на момент вынесения постановления о назначении административного наказания срок давности привлечения АО «Воронежнефтепродукт» к административной ответственности истек, судья также признает ошибочным, основанным на неправильном применении норм материального права.

Согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Из материалов дела усматривается, что вмененное АО «Воронежнефтепродукт» административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является длящимся, и выявлено 28.04.2023. Следовательно, годичный срок давности привлечения, предусмотренный частью 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на день вынесения оспариваемого постановления 25.05.2023, не истек.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае вина АО «Воронежнефтепродукт» состоит в том, что им не были приняты все зависящие от него меры по исполнению требований трудового законодательства, прямым следствие чего и явилось совершение рассматриваемого по настоящему делу административного правонарушения.

Учитывая изложенное, судья полагает правильным вывод должностного лица Государственной инспекции труда в Воронежской области, судьи районного суда в оспариваемых актах о наличии в деянии АО «Воронежнефтепродукт» состава административного правонарушения, предусмотренных частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вины юридического лица в его совершении.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом не установлено.

Назначенное АО «Воронежнефтепродукт» административное наказание, согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также тяжести содеянного, размер административного штрафа является минимальным, исходя из санкции части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.

В отсутствие сведений о включении юридического лица в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства вопрос о снижении размера штрафа по правилам части 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей не решается.

Также судья областного суда не усматривает оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в соответствии статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку общество привлечено к административной ответственности за правонарушение, влекущее угрозу причинения вреда жизни и здоровью работника, что отнесено частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам, исключающим возможность назначения административного наказания в виде предупреждения.

При таких обстоятельствах, оснований, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Воронежской области Шамаева Д.И. №36/6-45-23-ИЗ/12-30777-И/04-283 от 25.05.2023 и решение судьи Ленинского районного суда г.Воронежа от 20.12.2023 оставить без изменения, а жалобу АО «Воронежнефтепродукт» - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья областного суда Удоденко Г.В.

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело №21-193/2024

№ 12-3068/2023

РЕШЕНИЕ

28 марта 2024 года судья Воронежского областного суда
Удоденко Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО «Воронежнефтепродукт» на постановление главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Воронежской области №36/6-45-23-ИЗ/12-30777-И/04-283 от 25.05.2023 и решение судьи Ленинского районного суда г.Воронежа от 20.12.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Воронежнефтепродукт»

(судья районного суда Булгаков С.Н.),

установил:

постановлением главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Воронежской области Шамаева Д.И. №36/6-45-23-ИЗ/12-30777-И/04-283 от 25.05.2023 АО «Воронежнефтепродукт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50000 руб.

Решением судьи Ленинского районного суда г.Воронежа от 20.12.2023 постановление №36/6-45-23-ИЗ/12-30777-И/04-283 от 25.05.2023 оставлено без изменения, жалоба АО «Воронежнефтепродукт» - без удовлетворения (л.д.130-133).

В жалобе, поданной в Воронежский областной суд, защитник АО «Воронежнефтепродукт» просит отменить состоявшие по делу акты с прекращением производство по делу. В обоснование жалобы указывает, что Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 №290н, а также приказ Минздравсоцразвития России от 09.12.2009 №970н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам нефтяной промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» утратили силу 1.09.2023. В настоящее время действуют новые Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами (приказ Минтруда России от 29.10.2021 №766н) и новые Единые нормы выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств (приказ Минтруда России от 29.10.2021 №767н), согласно которым у работодателя отсутствует обязанность в обеспечении оператора заправочных станций сапогами резиновыми с защитным подноском. В связи с чем, исходя из положений части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом того, что действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания, а также с учетом разъяснений, приведенных в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2021 №45, полагала, что производство по делу в отношении Общества подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, защитник АО «Воронежнефтепродукт» указывает в жалобе, что административный орган неправильно квалифицировал бездействие Общества по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку сапоги резиновые с защитным подноском, которыми, по мнению административного органа, не был обеспечен работник, являются средствами индивидуальной защиты 2 класса в соответствии Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты», в связи с чем необеспечение работника такими средствами индивидуальной защиты образуют состав правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что прямо предусмотрено в примечании к указанной норме. При этом, поскольку переквалификация действия (бездействия) привлекаемого лица невозможна, ввиду того, что санкция части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает для юридического лица более строгое наказание, то производство по делу по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, защитник АО «Воронежнефтепродукт» указывает в жалобе, что административный орган необоснованно применил к сложившимся правоотношениям пункт 224 Типовых норм бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам нефтяной промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в соответствии с которым работодатель обязан обеспечить оператора-заправщика сапогами резиновыми с защитным подноском, поскольку АО «Воронежнефтепродукт» осуществляет деятельность по нефтепродуктообеспечению, выдача средств индивидуальной защиты оператору заправочных станций осуществляется в соответствии с пунктом 861 указанного Приказа №970, положения которого не предусматривают выдачу работнику (оператору заправочных станций) сапог резиновых с защитным подноском.

В судебном заседании защитник по доверенности Черноштан М.А. доводы жалобы поддержала, дополнительно указала, что производство по делу в отношении Общества подлежит прекращению в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности, поскольку вмененное Обществу правонарушение совершено в форме бездействия, выразившегося в неисполнении требований абзаца 9 части 3 статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации, предписывающего обеспечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, средствами индивидуальной защиты, а также пункта 10 Межотраслевых правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами (приказ Минтруда России от 29.10.2021 №766н), предписывающего, что работодатель не вправе допускать работников к выполнению работ без обеспечения средствами индивидуальной защиты. В этой связи и принимая во внимание, что Общество обязано обеспечить работника средствами индивидуальной защиты до начала выполнения работ, а согласно трудовому договору от 17.11.2020 и личной карточке работник Олейников А.В. приступил к работе с 17.11.2020, то годичный срок привлечения Общества к административной ответственности истек 17.11.2021 (л.д.197-198).

Участвующий в деле государственный инспектор труда Государственной инспекции труда Воронежской области Вдовик И.И. по доводам жалобы возражала.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

В соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения АО «Воронежнефтепродукт» к административной ответственности на основании части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о допущенных обществом нарушениях требований действующего трудового законодательства в области охраны труда, выявленных в ходе расследования, проведенного в период с 28.03.2023 по 28.04.2023, несчастного случая на производстве, произошедшего с оператором-заправщиком Олейниковым А.В. 25.03.2023.

Так, было установлено, что АО «Воронежнефтепродукт» в нарушение требований статей 214, 221 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктов 4, 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1.06.2009 №290н, пункта 224 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам нефтяной промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 9.12.2009 №970н, специальные средства индивидуальной защиты оператору-заправщику АО «Воронежнефтепродукт» Олейникову А.В. выданы не в полном объеме, а именно не выданы сапоги резиновые с жестким подноском и др.

Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации к обязанностям работодателя отнесены, помимо прочих, обязанность соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; исполнение иных обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Согласно подпункту «д» пункта 47 приказа Минтруда России от 29.10.2021 №776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда» основным процессом по охране труда является, в том числе обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Положениями статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что работодатель обязан обеспечить, в том числе приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть первая статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации).

Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1.06.2009 №290н (далее - Межотраслевые правила от 1.06.2009 №290н).

В силу пунктов 4, 13 указанных Межотраслевых правил от 1.06.2009 №290н работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки.

В соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам нефтяной промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 09.12.2009 №970н (далее - Типовые нормы от 09.12.2009 №970н), оператор заправочных станций относится к рабочим раздела 5 «Транспортирование и хранение нефти, нефтепродуктов и газа. Нефтебазы. Магистральный трубопроводный транспорт», и должен быть обеспечен, в том числе ботинками кожаными с жестким подноском или сапогами кожаными с жестким подноском (1 пара в год); сапогами резиновыми с жестким подноском (1 пара в год).

Выявленные нарушения АО «Воронежнефтепродукт» вышеуказанных государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в статьях 214, 221 Трудового кодекса Российской Федераци, пунктах 4, 13 Межотраслевых правил от 1.06.2009 №290н, пункте 224 Типовых норм от 09.12.2009 №970н послужили основанием для привлечения АО «Воронежнефтепродукт» к административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании постановления должностного лица Государственной инспекции труда в Воронежской области от 25.05.2023, с выводами которого согласился районный суд в решении от 20.12.2023.

Принимая решение о признании АО «Воронежнефтепродукт» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо и судья районного суда исходили из доказанности представленными материалами дела об административном правонарушении факта нарушения АО «Воронежнефтепродукт» государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

Оснований не согласиться с изложенными в постановлении должностного лица и решении судьи районного суда выводами не имеется.

Доводы жалобы о неверной квалификации правонарушения по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом отклоняются, поскольку они основаны на неверном толковании норм права. Как следует из оспариваемых актов основанием для привлечения Общества к административной ответственности послужили выявленные в ходе расследования несчастного случая нарушения АО «Воронежнефтепродукт» вышеуказанных государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, что образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, оснований для переквалификации действий АО «Воронежнефтепродукт» с части 1 на часть 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и дальнейшего прекращения производства по делу об административном правонарушении не установлено.

Также несостоятельны доводы о наличии оснований для применения обратной силы закона в соответствии со статьей 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с введением в действие с 1.09.2023 новых Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами (приказ Минтруда России от 29.10.2021 №766н) и новой Единой нормы выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств (приказ Минтруда России от 29.10.2021 №767н), согласно которым у работодателя отсутствует обязанность в обеспечении оператора заправочных станций сапогами резиновыми с защитным подноском.

Вопреки суждениям заявителя, вышеприведенные нормативные акты, нарушение которых вменено Обществу, юридической силы и на текущий момент не утратили, являются действующими и подлежащими применению работодателем до 31.12.2024, а, следовательно, их нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем положения статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как основание для прекращения производства по делу в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам по настоящему делу не применимы.

Также подлежат отклонению доводы жалобы АО «Воронежнефтепродукт» о неверном применении пункта 224 Типовых норм от 09.12.2009 №970н, в соответствии с которым работодатель обязан обеспечить оператора-заправщика сапогами резиновыми с защитным подноском, поскольку как следует из приказа АО «Воронежнефтепродукт» №00232-22 от 14.03ю2022 «Об утверждении перечня и норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты», Обществом на основании пункта 224 приказа №970н от 09.12.2009 (ред.20.02.2014) утверждена бесплатная выдача средств индивидуальной защиты для оператора-заправщика, в том числе сапог резиновых с жестким подноском (пункт 1 указанного Перечня) (л.д.37-39).

Кроме того, согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, видами деятельности АО «Воронежнефтепродукт» являются, в том числе производство нефтепродуктов, продажа топлива, хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки (п.п.50,64,76 раздела «Сведения о видах деятельности»). Как следует из Типовых норм от 09.12.2009 №970н, оператор заправочных станций относится к рабочим раздела 5 «Транспортирование и хранение нефти, нефтепродуктов и газа. Нефтебазы. Магистральный трубопроводный транспорт», и должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты в соответствии с пунктом 224 раздела 5 указанных Типовых норм, в том числе сапогами резиновыми с жестким подноском (1 пара в год).

Доводы жалобы о том, что на момент вынесения постановления о назначении административного наказания срок давности привлечения АО «Воронежнефтепродукт» к административной ответственности истек, судья также признает ошибочным, основанным на неправильном применении норм материального права.

Согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Из материалов дела усматривается, что вмененное АО «Воронежнефтепродукт» административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является длящимся, и выявлено 28.04.2023. Следовательно, годичный срок давности привлечения, предусмотренный частью 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на день вынесения оспариваемого постановления 25.05.2023, не истек.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае вина АО «Воронежнефтепродукт» состоит в том, что им не были приняты все зависящие от него меры по исполнению требований трудового законодательства, прямым следствие чего и явилось совершение рассматриваемого по настоящему делу административного правонарушения.

Учитывая изложенное, судья полагает правильным вывод должностного лица Государственной инспекции труда в Воронежской области, судьи районного суда в оспариваемых актах о наличии в деянии АО «Воронежнефтепродукт» состава административного правонарушения, предусмотренных частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вины юридического лица в его совершении.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом не установлено.

Назначенное АО «Воронежнефтепродукт» административное наказание, согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также тяжести содеянного, размер административного штрафа является минимальным, исходя из санкции части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.

В отсутствие сведений о включении юридического лица в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства вопрос о снижении размера штрафа по правилам части 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей не решается.

Также судья областного суда не усматривает оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в соответствии статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку общество привлечено к административной ответственности за правонарушение, влекущее угрозу причинения вреда жизни и здоровью работника, что отнесено частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам, исключающим возможность назначения административного наказания в виде предупреждения.

При таких обстоятельствах, оснований, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Воронежской области Шамаева Д.И. №36/6-45-23-ИЗ/12-30777-И/04-283 от 25.05.2023 и решение судьи Ленинского районного суда г.Воронежа от 20.12.2023 оставить без изменения, а жалобу АО «Воронежнефтепродукт» - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья областного суда Удоденко Г.В.

21-193/2024

Категория:
Административные
Ответчики
АО "Воронежнефтепродукт"
Суд
Воронежский областной суд
Судья
Удоденко Галина Вячеславовна
Статьи

5.27.01

Дело на сайте суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
14.02.2024Материалы переданы в производство судье
19.03.2024Судебное заседание
28.03.2024Судебное заседание
19.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.04.2024Дело оформлено
23.04.2024Дело передано в экспедицию
28.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее