Решение по делу № 33-21086/2020 от 17.08.2020

Судья: Лапшина И.А.

дело № 33-21086/2020

УИД 50RS0006-01-2019-002604-79

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Шмелева А.Л.,

судей Гулиной Е.М., Россинской М.В.,

при помощнике судьи Степанове В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 16 сентября 2020 года апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области на решение Долгопрудненского городского суда Московской области от 17 декабря 2019 года по делу № 2-1912/2019 по иску Б.Д.А. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области о признании увольнения незаконным, восстановлении на службе, взыскании среднего денежного довольствия за время вынужденного прогула,

заслушав доклад судьи Гулиной Е.М.,

объяснения истца, его представителя, представителей ответчика,

заключение прокурора Быхановой Е.В.,

УСТАНОВИЛА:

Б.Д.А. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области (далее ГУ МЧС России по Московской области) о признании увольнения незаконным, восстановлении на службе, взыскании среднего денежного довольствия за время вынужденного прогула с даты увольнения и до даты принятия решения судом о восстановлении на работе в размере 193 903 руб., морального вреда в размере 10000 руб.

В обосновании требований указал, что он работал в Федеральной противопожарной службе с 2007 г. С 12.12.2017 г. в должности начальника отдела надзорной деятельности по г. Долгопрудный Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Московской области. Приказом начальника ГУ МЧС России по Московской области от 10.09.2019 г. № 102 н/с истец освобожден от занимаемой должности и зачислен в распоряжение ГУ МЧС России по Московской области с 10.09.2019 г. Приказом начальника ГУ МЧС России по Московской области от 27.09.2019 г. № 109 н/с Б.Д.А. уволен из Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России по Московской области с 30.09.2019 г. на основании п. 7 ч. 3 ст. 83 ФЗ -141, в связи с прекращением в отношении него уголовного преследования в 2006 г. Б.Д.А. с приказами об освобождении от занимаемой должности и увольнении не согласен, считает их незаконными и подлежащими отмене, в связи с чем и обратился в суд с данным иском.

Истец и его представитель в судебном заседании на требования поддержали.

Представитель ответчика в судебном заседании не согласилась с требованиями и возражала против их удовлетворения.

Решением Долгопрудненского городского суда Московской области от 17 декабря 2019 года исковые требования удовлетворены, приказ начальника ГУ МЧС России по Московской области от 10.09.2019 г. № 102 н/с в части освобождения Б.Д.А. от должности начальника отдела надзорной деятельности по г. Долгопрудный управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Московской области и зачисления в распоряжение ГУ МЧС России по Московской области и приказ начальника ГУ МЧС России по Московской области от 27.09.2019 г. № 109 н/с об увольнении по п. 7 ч. 3 ст. 83 ТК РФ подполковника внутренней службы истца с 30.09.2019 г. признаны незаконными, истец восстановлен в должности начальника отдела надзорной деятельности по г. Долгопрудный управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Московской области с 17.12.2019 г., в пользу истца с ответчика взыскана компенсация за вынужденный прогул 01.10.2019 г. по 17.12.2019 г. в размере 193903 руб. и компенсация морального вреда в размере 10000 руб.

В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1); граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе (статья 32, часть 4).

В силу названных конституционных положений во взаимосвязи с конкретизирующими их положениями федерального законодательства государственная служба, поступая на которую гражданин реализует указанные конституционные права, представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов и лиц, замещающих государственные должности (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"). Специфика такой профессиональной деятельности предопределяет право федерального законодателя при осуществлении правового регулирования порядка прохождения государственной службы вводить особые правила поступления на нее, а также предъявлять к лицам, поступающим на государственную службу и замещающим должности государственных служащих, вытекающие из стоящих перед ней задач специальные требования, в том числе к их личным и деловым качествам. Несоответствие государственного служащего тем требованиям, которые установлены законодателем исходя из особенностей его профессиональной деятельности, обусловливает введение специальных оснований увольнения со службы.

В свою очередь, граждане, добровольно избирая такого рода деятельность, соглашаются с ограничениями, связанными с приобретаемым ими правовым статусом, а потому установление особых правил прохождения государственной службы и требований к избравшим ее лицам само по себе не может рассматриваться как нарушение закрепленных статьями 32 (часть 4) и 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации права на равный доступ к государственной службе и права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Б.Д.А. с 01 сентября 1996 г. по 22 сентября 2005 г. проходил службу в Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы на должностях среднего и начальствующего состава.

22 сентября 2005 г. истец уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по собственному желанию.

С 10 апреля 2007 г. по 30 сентябрь 2019 г. проходил службу в Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы на должностях начальствующего состава.

Приказом № 102-НС по личному составу «Об освобождении от занимаемых должностей и зачислением в распоряжение» от 10 сентября 2019 г. подполковник внутренней службы Б.Д.А. – начальник отдела деятельности по го Долгопрудный управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по МО освобожден от занимаемой должности и зачислен в распоряжение ГУ МЧС России по МО с 10 сентября 2019 г.

Приказом от 27 сентября 2019 г. № 109-НС Б.Д.А. уволен из Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России по п. ч. 3 ст. 83 ФЗ службе в Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: контракт подлежит расторжению, а сотрудник федеральной противопожарной службы увольнению со службы в федеральной противопожарной службе, в связи с прекращением в отношении сотрудника уголовного преследования, в связи с примирением сторон (за исключением уголовных дел частного обвинения).

Согласно Постановлению мирового судьи судебного участка № 30 Долгопрудненского судебного района Московской области от 28 апреля 2006 год, уголовное дело в отношении Б.Д.А. было прекращено в связи с примирением сторон.

В силу ст. 83 ТК РФ, трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в связи с возникновением установленных ТК РФ, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 ФЗ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде.

Лица, которые проходят службу в органах внутренних дел, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их специальный правовой статус (совокупность прав и свобод, гарантируемых государством, а также обязанностей и ответственности), содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанности по отношению к государству. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановления Конституционного Суда РФ от 06.06.1995 г., 18.03. 2004 г. и др.).

В соответствии со ст. 19 Закона РФ «О милиции» (редакция ФЗ, действовавшая на 2007 г.), не могут быть приняты на службу в милицию граждане, имеющие либо имевшие судимость.

Истец был принят на службу 10 апреля 2007 г.

Из представленных суду документов следует, что первоначальный контракт о приеме на работу в ГУ МЧС России по МО между истцом и ответчиком был заключен 10 июля 2007 г.

Впоследствии с Б.Д.А. заключался контракт, только связанный с исполнением обязанностей по должности начальника отдела надзорной деятельности по г. Долгопрудный.

Судебной коллегией в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ и п.п. 29 и 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012г. № 13 «О применении гражданского процессуального законодательства, регламентирующего производство в суде апелляционной инстанции», в качестве новых доказательств к материалам дела приобщены должностная инструкция начальника отдела надзорной деятельности по городскому округу Долгопрудный управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Московской области от 10..02.2017г. и должностной регламент начальника отдела надзорной деятельности по городскому округу Долгопрудный управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Московской области от 2019г., с которыми истец был ознакомлен и нарушений перечисленных в данных документах правил, согласно послужному списку, не допускал.

На основании ст. 19 Закона РФ «О милиции» (редакция ФЗ от 22.07.2010 г.), не могут быть приняты на службу в милицию граждане, имеющие либо имевшие судимость, а также граждане, уголовное преследование в отношении которых прекращено за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, за исключением уголовных дел частного обвинения, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием.

Согласно п. «м» ч. 1 ст. 58 «Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации», утвержденного Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 года № 4202-1, сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы в связи с осуждением за преступление после вступления в законную силу обвинительного приговора суда, а также прекращением уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, за исключением уголовных дел частного обвинения, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием.

Конституционный суд РФ в Постановлении от 8 декабря 2015 года № 31-П, пришел к выводу, что данная норма не противоречит Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагает безусловного увольнения сотрудников, судимость которых была снята или погашена до поступления на службу, замещающих должности пожарных в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, основными обязанностями которых являются тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, без учета факторов, позволяющих оценить риски наступления неблагоприятных последствий при продолжении такими сотрудниками службы, в том числе уголовно-правовых характеристик совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, а также с момента снятия или погашения судимости, поведения сотрудника в этот период, включая отношение к исполнению своих служебных обязанностей, и других значимых обстоятельств. Одновременно Конституционный Суд РФ указал, что применение Положения к правоотношениям по прохождению государственной службы в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий рассматривалось как временная мера, а специфику прохождения службы в ней предполагалось учесть в федеральном законе, который на тот момент не был принят.

Специальное правовое регулирование порядка прохождения службы в федеральной противопожарной охране положениями отдельного законодательного акта впервые осуществлено с принятием ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - 2016 г.

При таких обстоятельствах следует согласиться с вводом суда первой инстанции о том, что на дату принятия истца в противопожарную службу в 2007 году прекращение в отношении него уголовного преследования в связи с примирением стороны не могло явиться основанием для отказа в приеме его на работу, и как следствие, для его увольнения.

Согласно заключению по результатам проверки обращения гр. Парфенова от 11.02.2018 г., ст. 95 ФЗ-141, регламентирующая вопросы применения указанного ФЗ к правоотношениям, возникшим до вступления его в законную силу, не содержит упоминаний о возможности применения ст. 14 (ограничения, запреты и обязанности, связанные со службой в федеральной противопожарной службе) к правоотношениям, возникшим до его принятия.

Таким образом, судебная коллегия находит соответствующим закону вывод суда о том, что, учитывая срок, прошедший с момента прекращения уголовного дела в отношении Б.Д.А., обстоятельства, при которых оно было прекращено и поведение истца в тот период, его отношение к исполнению своих служебных обязанностей, послужной список истца, грамоты, награды, отсутствие нарушений трудового законодательства и Закона, регулирующего деятельность МЧС, истец не подлежал увольнению со службы, так как на дату принятия сотрудника на работу, оснований для увольнения (или для отказа в трудоустройстве), указанных в приказе об увольнении, не имелось.

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 36 ФЗ-141, зачисление сотрудника федеральной противопожарной службы в распоряжение федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения допускается в случае упразднение (ликвидация) подразделения или сокращение замещаемой сотрудником должности в федеральной противопожарной службе. Однако каких-либо данных о ликвидации подразделения или о сокращении должности истца в суд не представлено.

Принимая во внимание тот факт, что в ходе рассмотрения дела не установлено оснований для увольнения Б.Д.А. с занимаемой должности, суд обоснованно пришел к выводу, что требования истца о признании приказа начальника ГК МЧС России по Московской области от 10.09.2019 г. № 102 н/с об освобождении истца от должности начальника отдела надзорной деятельности по г. Долгопрудный управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Московской области и о зачислении в распоряжение ГУ МЧС России по Московской области, незаконным подлежат удовлетворению, с чем соглашается судебная коллегия.

В соответствии со ст. 394 ТК РФ, в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

Принимая во внимание тот факт, что истец восстановлен на службе, в его пользу с ответчика обоснованно взыскан средний заработок за время вынужденного прогула с 01 октября 2019 г. по 17 декабря 2019 г. в размере 193903 руб.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Суд первой инстанции, взыскивая с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., правильно учитывал объем причиненных истцу нравственных страданий, степень вины ответчика, а также требования разумности и справедливости.

Таким образом, судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, спор разрешен с соблюдением требований материального и процессуального законодательства и оснований для отмены решения суда не усматривается.

Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Долгопрудненского городского суда Московской области от 17 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья: Лапшина И.А.

дело № 33-21086/2020

УИД 50RS0006-01-2019-002604-79

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Шмелева А.Л.,

судей Гулиной Е.М., Россинской М.В.,

при помощнике судьи Степанове В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 16 сентября 2020 года апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области на решение Долгопрудненского городского суда Московской области от 17 декабря 2019 года по делу № 2-1912/2019 по иску Б.Д.А. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области о признании увольнения незаконным, восстановлении на службе, взыскании среднего денежного довольствия за время вынужденного прогула,

заслушав доклад судьи Гулиной Е.М.,

объяснения истца, его представителя, представителей ответчика,

заключение прокурора Быхановой Е.В.,

УСТАНОВИЛА:

Б.Д.А. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области (далее ГУ МЧС России по Московской области) о признании увольнения незаконным, восстановлении на службе, взыскании среднего денежного довольствия за время вынужденного прогула с даты увольнения и до даты принятия решения судом о восстановлении на работе в размере 193 903 руб., морального вреда в размере 10000 руб.

В обосновании требований указал, что он работал в Федеральной противопожарной службе с 2007 г. С 12.12.2017 г. в должности начальника отдела надзорной деятельности по г. Долгопрудный Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Московской области. Приказом начальника ГУ МЧС России по Московской области от 10.09.2019 г. № 102 н/с истец освобожден от занимаемой должности и зачислен в распоряжение ГУ МЧС России по Московской области с 10.09.2019 г. Приказом начальника ГУ МЧС России по Московской области от 27.09.2019 г. № 109 н/с Б.Д.А. уволен из Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России по Московской области с 30.09.2019 г. на основании п. 7 ч. 3 ст. 83 ФЗ -141, в связи с прекращением в отношении него уголовного преследования в 2006 г. Б.Д.А. с приказами об освобождении от занимаемой должности и увольнении не согласен, считает их незаконными и подлежащими отмене, в связи с чем и обратился в суд с данным иском.

Истец и его представитель в судебном заседании на требования поддержали.

Представитель ответчика в судебном заседании не согласилась с требованиями и возражала против их удовлетворения.

Решением Долгопрудненского городского суда Московской области от 17 декабря 2019 года исковые требования удовлетворены, приказ начальника ГУ МЧС России по Московской области от 10.09.2019 г. № 102 н/с в части освобождения Б.Д.А. от должности начальника отдела надзорной деятельности по г. Долгопрудный управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Московской области и зачисления в распоряжение ГУ МЧС России по Московской области и приказ начальника ГУ МЧС России по Московской области от 27.09.2019 г. № 109 н/с об увольнении по п. 7 ч. 3 ст. 83 ТК РФ подполковника внутренней службы истца с 30.09.2019 г. признаны незаконными, истец восстановлен в должности начальника отдела надзорной деятельности по г. Долгопрудный управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Московской области с 17.12.2019 г., в пользу истца с ответчика взыскана компенсация за вынужденный прогул 01.10.2019 г. по 17.12.2019 г. в размере 193903 руб. и компенсация морального вреда в размере 10000 руб.

В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1); граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе (статья 32, часть 4).

В силу названных конституционных положений во взаимосвязи с конкретизирующими их положениями федерального законодательства государственная служба, поступая на которую гражданин реализует указанные конституционные права, представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов и лиц, замещающих государственные должности (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"). Специфика такой профессиональной деятельности предопределяет право федерального законодателя при осуществлении правового регулирования порядка прохождения государственной службы вводить особые правила поступления на нее, а также предъявлять к лицам, поступающим на государственную службу и замещающим должности государственных служащих, вытекающие из стоящих перед ней задач специальные требования, в том числе к их личным и деловым качествам. Несоответствие государственного служащего тем требованиям, которые установлены законодателем исходя из особенностей его профессиональной деятельности, обусловливает введение специальных оснований увольнения со службы.

В свою очередь, граждане, добровольно избирая такого рода деятельность, соглашаются с ограничениями, связанными с приобретаемым ими правовым статусом, а потому установление особых правил прохождения государственной службы и требований к избравшим ее лицам само по себе не может рассматриваться как нарушение закрепленных статьями 32 (часть 4) и 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации права на равный доступ к государственной службе и права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Б.Д.А. с 01 сентября 1996 г. по 22 сентября 2005 г. проходил службу в Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы на должностях среднего и начальствующего состава.

22 сентября 2005 г. истец уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по собственному желанию.

С 10 апреля 2007 г. по 30 сентябрь 2019 г. проходил службу в Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы на должностях начальствующего состава.

Приказом № 102-НС по личному составу «Об освобождении от занимаемых должностей и зачислением в распоряжение» от 10 сентября 2019 г. подполковник внутренней службы Б.Д.А. – начальник отдела деятельности по го Долгопрудный управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по МО освобожден от занимаемой должности и зачислен в распоряжение ГУ МЧС России по МО с 10 сентября 2019 г.

Приказом от 27 сентября 2019 г. № 109-НС Б.Д.А. уволен из Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России по п. ч. 3 ст. 83 ФЗ службе в Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: контракт подлежит расторжению, а сотрудник федеральной противопожарной службы увольнению со службы в федеральной противопожарной службе, в связи с прекращением в отношении сотрудника уголовного преследования, в связи с примирением сторон (за исключением уголовных дел частного обвинения).

Согласно Постановлению мирового судьи судебного участка № 30 Долгопрудненского судебного района Московской области от 28 апреля 2006 год, уголовное дело в отношении Б.Д.А. было прекращено в связи с примирением сторон.

В силу ст. 83 ТК РФ, трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в связи с возникновением установленных ТК РФ, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 ФЗ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде.

Лица, которые проходят службу в органах внутренних дел, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их специальный правовой статус (совокупность прав и свобод, гарантируемых государством, а также обязанностей и ответственности), содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанности по отношению к государству. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановления Конституционного Суда РФ от 06.06.1995 г., 18.03. 2004 г. и др.).

В соответствии со ст. 19 Закона РФ «О милиции» (редакция ФЗ, действовавшая на 2007 г.), не могут быть приняты на службу в милицию граждане, имеющие либо имевшие судимость.

Истец был принят на службу 10 апреля 2007 г.

Из представленных суду документов следует, что первоначальный контракт о приеме на работу в ГУ МЧС России по МО между истцом и ответчиком был заключен 10 июля 2007 г.

Впоследствии с Б.Д.А. заключался контракт, только связанный с исполнением обязанностей по должности начальника отдела надзорной деятельности по г. Долгопрудный.

Судебной коллегией в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ и п.п. 29 и 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012г. № 13 «О применении гражданского процессуального законодательства, регламентирующего производство в суде апелляционной инстанции», в качестве новых доказательств к материалам дела приобщены должностная инструкция начальника отдела надзорной деятельности по городскому округу Долгопрудный управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Московской области от 10..02.2017г. и должностной регламент начальника отдела надзорной деятельности по городскому округу Долгопрудный управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Московской области от 2019г., с которыми истец был ознакомлен и нарушений перечисленных в данных документах правил, согласно послужному списку, не допускал.

На основании ст. 19 Закона РФ «О милиции» (редакция ФЗ от 22.07.2010 г.), не могут быть приняты на службу в милицию граждане, имеющие либо имевшие судимость, а также граждане, уголовное преследование в отношении которых прекращено за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, за исключением уголовных дел частного обвинения, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием.

Согласно п. «м» ч. 1 ст. 58 «Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации», утвержденного Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 года № 4202-1, сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы в связи с осуждением за преступление после вступления в законную силу обвинительного приговора суда, а также прекращением уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, за исключением уголовных дел частного обвинения, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием.

Конституционный суд РФ в Постановлении от 8 декабря 2015 года № 31-П, пришел к выводу, что данная норма не противоречит Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагает безусловного увольнения сотрудников, судимость которых была снята или погашена до поступления на службу, замещающих должности пожарных в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, основными обязанностями которых являются тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, без учета факторов, позволяющих оценить риски наступления неблагоприятных последствий при продолжении такими сотрудниками службы, в том числе уголовно-правовых характеристик совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, а также с момента снятия или погашения судимости, поведения сотрудника в этот период, включая отношение к исполнению своих служебных обязанностей, и других значимых обстоятельств. Одновременно Конституционный Суд РФ указал, что применение Положения к правоотношениям по прохождению государственной службы в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий рассматривалось как временная мера, а специфику прохождения службы в ней предполагалось учесть в федеральном законе, который на тот момент не был принят.

Специальное правовое регулирование порядка прохождения службы в федеральной противопожарной охране положениями отдельного законодательного акта впервые осуществлено с принятием ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - 2016 г.

При таких обстоятельствах следует согласиться с вводом суда первой инстанции о том, что на дату принятия истца в противопожарную службу в 2007 году прекращение в отношении него уголовного преследования в связи с примирением стороны не могло явиться основанием для отказа в приеме его на работу, и как следствие, для его увольнения.

Согласно заключению по результатам проверки обращения гр. Парфенова от 11.02.2018 г., ст. 95 ФЗ-141, регламентирующая вопросы применения указанного ФЗ к правоотношениям, возникшим до вступления его в законную силу, не содержит упоминаний о возможности применения ст. 14 (ограничения, запреты и обязанности, связанные со службой в федеральной противопожарной службе) к правоотношениям, возникшим до его принятия.

Таким образом, судебная коллегия находит соответствующим закону вывод суда о том, что, учитывая срок, прошедший с момента прекращения уголовного дела в отношении Б.Д.А., обстоятельства, при которых оно было прекращено и поведение истца в тот период, его отношение к исполнению своих служебных обязанностей, послужной список истца, грамоты, награды, отсутствие нарушений трудового законодательства и Закона, регулирующего деятельность МЧС, истец не подлежал увольнению со службы, так как на дату принятия сотрудника на работу, оснований для увольнения (или для отказа в трудоустройстве), указанных в приказе об увольнении, не имелось.

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 36 ФЗ-141, зачисление сотрудника федеральной противопожарной службы в распоряжение федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения допускается в случае упразднение (ликвидация) подразделения или сокращение замещаемой сотрудником должности в федеральной противопожарной службе. Однако каких-либо данных о ликвидации подразделения или о сокращении должности истца в суд не представлено.

Принимая во внимание тот факт, что в ходе рассмотрения дела не установлено оснований для увольнения Б.Д.А. с занимаемой должности, суд обоснованно пришел к выводу, что требования истца о признании приказа начальника ГК МЧС России по Московской области от 10.09.2019 г. № 102 н/с об освобождении истца от должности начальника отдела надзорной деятельности по г. Долгопрудный управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Московской области и о зачислении в распоряжение ГУ МЧС России по Московской области, незаконным подлежат удовлетворению, с чем соглашается судебная коллегия.

В соответствии со ст. 394 ТК РФ, в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

Принимая во внимание тот факт, что истец восстановлен на службе, в его пользу с ответчика обоснованно взыскан средний заработок за время вынужденного прогула с 01 октября 2019 г. по 17 декабря 2019 г. в размере 193903 руб.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Суд первой инстанции, взыскивая с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., правильно учитывал объем причиненных истцу нравственных страданий, степень вины ответчика, а также требования разумности и справедливости.

Таким образом, судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, спор разрешен с соблюдением требований материального и процессуального законодательства и оснований для отмены решения суда не усматривается.

Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Долгопрудненского городского суда Московской области от 17 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-21086/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Борзов Денис Андреевич
Прокурор г. Долгопрудный
Ответчики
ГУ МЧС России по МО
Другие
Баенский Алексей Алексеевич
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
26.08.2020Судебное заседание
16.09.2020Судебное заседание
15.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.10.2020Передано в экспедицию
16.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее