88-10805/2023
2-535/2023
УИД: 79RS0002-01-2023-000134-56
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 декабря 2023 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Старовойт Р.К.
судей Наконечной Е.В., Панфиловой Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Погосян Ларисы Селиверстовны к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» о возложении обязанности внести изменения в свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения,
по кассационной жалобе областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области»
на решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 13 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 7 июля 2023 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Погосян Л.С. обратилась в суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (далее - ОГБУ «МФЦ») о возложении обязанности внести изменения в свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указала, что 27.07.2022 ей, как пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории области в 2020 году, выдано свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения, площадью 35,20 кв.м, размер выплаты составляет 2 752 076 рублей 80 копеек, исходя из стоимости одного квадратного метра 78 184 рубля. Считает, размер выплаты установлен незаконно, поскольку стоимость одного квадратного метра должна определяться по состоянию на дату утверждения губернатором Еврейской автономной области перечня утраченных жилых помещений.
Просила возложить на ОГБУ «МФЦ» обязанность внести изменения в свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения № от 27.07.2022, в графе «стоимость 1 кв.м общей площади жилья» указать «89 617 рублей», в графе «размер выплаты» указать «3 154 518 рублей 40 копеек».
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на стороне ответчика, привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой РФ), Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), мэрия города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области (далее - мэрия г. Биробиджана), департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области (далее - департамент ЖКХ и строительства правительства ЕАО), департамент социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области.
Решением Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 13 марта 2023 года исковые требования Погосян Л.С. к удовлетворены.
На областное государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» возложена обязанность внести изменения в выданное 27.07.2022 ФИО6, свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения № в графе «Стоимость 1 кв.м общей площади жилья» указать «89 617», в графе «Размер выплаты» указать «3 154 518 рублей 40 копеек».
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Еврейской автономной области от 7 июля 2023 года решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 13 марта 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОГБУ «МФЦ» просит отменить постановления суда первой и апелляционной инстанции, указывая, что в соответствии с пп. «а» п. 11 постановления Правительства Российской Федерации то ДД.ММ.ГГГГ № Правил, в действующей с ДД.ММ.ГГГГ редакции, показатели средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения, для пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, определенны Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, на дату введения режима чрезвычайной ситуации (сентябрь 2020 года), и данном случае составляют 78 184 рубля на 1 кв.м. Дата включения утраченного жилого помещения в Перечень правового значения не имеет. Также ссылается на то, что судом не верно определен надлежащий ответчик по иску.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в письменном отзыве поддерживает доводы кассационной жалобы ОГБУ «МФЦ», просит отменить обжалуемые судебные постановления.
Стороны в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отменить апелляционное определение, с направлением гражданского дела на новое апелляционное рассмотрение.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Судом установлено, что с 14.09.2020 на территории Еврейской автономной области распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 14.09.2020 № 284-рг введён режим чрезвычайной ситуации.
Решением Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 27.07.2021, жилое помещение, расположенное по адресу:<адрес>, принадлежащее истице Погосян Л.С. и третьим лицам ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО12, ФИО11 на основании договора социального найма, признано утраченным в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления 2020 года. На мэрию г. Биробиджана возложена обязанность передать сведения о данном жилом помещении в департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО для включения его в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, вызванной подтоплением в августе-сентябре 2020 года на территории Еврейской автономной области (далее - Перечень утраченных жилых помещений).
Указанное помещение 10.09.2021 включено в Перечень утраченных жилых помещений.
06.12.2021 ОГБУ «МФЦ», не оспаривая право Погосян Л.С. на получение государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного, отказало в выдаче свидетельства о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения, со ссылкой на то, что в спорном жилом помещении зарегистрированы ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО12, ФИО11, однако, членами своей семьи Погосян Л.С. их не признала, что нарушает их права на получение указанной меры государственной поддержки как третьих лиц.
Решением Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 06.04.2022, вступившим в законную силу 14.05.2022, на ОГБУ «МФЦ» возложена обязанность включить указанных лиц в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, и выдать свидетельство, подтверждающее их право на предоставление выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного из расчёта общей площади жилого помещения в размере 35,2 кв.м.
27.07.2022 истице Погосян Л.С., как пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, с учётом всех членов семьи, выдано свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения № на сумму 2 752 076 рублей 80 копеек, исходя из общей площади жилого помещения 35,2 кв.м, стоимости одного кв.м78 184 рублей, установленной на дату чрезвычайной ситуации в соответствии с приказом Минстроя России от 29.06.2020 № 351/пр «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2020 года».
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», распоряжения Правительства Еврейской автономной области от 26.11.2020 № 525-рп, установив, что повреждённое в результате чрезвычайной ситуации жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, на основании решения Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 27 июля 2021 года было включено в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, вызванной подтоплением в августе-сентябре 2020 года на территории Еврейской автономной области утраченных жилых помещений 10.09.2021, пришёл к выводу, что размер выплаты подлежит определению в соответствии со средней рыночной стоимостью 1 квадратного метра общей площади жилого помещения на III квартал 2021 года в соответствии с приказом Минстроя России от 07.06.2021 № 358/пр (89,617 руб. за 1 кв.м).
Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области согласилась с выводами суда первой инстанции, указав, что приведенная в апелляционной жалобе ответчика редакция от 09.08.2021 пункта 11 Правил № 1327 (начало действия редакции - 01.01.2022) не распространяет своё действие на момент возникновения спорных правоотношений, поскольку жилое помещение истицы включено в утверждённый губернатором Еврейской автономной области 10.09.2021 Перечень утраченных жилых помещений, то есть в период действия данных Правил в редакции № 2 от 25.06.2020 и № 3 от 09.08.2021, согласно которым при расчёте размера трансферта учитывается рыночная стоимость утраченного жилого помещения на дату утверждения перечня утраченных жилых помещений.
Указанный вывод судов нельзя признать верным.
Согласно абзацу седьмому пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 данной статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту «а» пункта 11 Правил № 1327 (редакция от 09.08.2021 №1323, подпункт 10 пункта 3 которого вступил в силу 01.01.2022) при расчете трансфера учитываются:
на цели приобретения и строительства жилых помещений, предусмотренные подпунктом «а» Правил № 1327, для граждан, указанных в подпунтах «а» - «в» пункта 6 Правил №1327, а также на цели приобретения жилых помещений, предусмотренные подпунктами «в» и «г» пункта 5 Правил №1327, - показатели средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения, определенные Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на дату введения режима чрезвычайной ситуации, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями (с учетом положений пункта 12 Правил № 1327)
Вывод судов о том, что при расчете размера выплаты для приобретения жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации следует исходить из стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения на момент включения истцов в утвержденный губернатором Еврейской автономной области список-Перечень утраченных жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением в августе-сентябре 2020 года на территории ЕАО, а именно 10.09.2021, является ошибочным, сделанным при неправильном применении п. 11 Правил № 1327.
Поскольку с 01.01.2022 указанная редакция пункта 11 Правил утратила силу, она не подлежала применению к спорному правоотношению.
В соответствии с п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» судам необходимо учитывать, что по смыслу статьи 327 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Приведенные требования закона и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации судами при рассмотрении дела выполнены не были, ошибки, допущенные судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, суд апелляционной инстанции не исправил.
Принимая во внимание, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), а также учитывая необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства, судебная коллегия кассационной инстанции считает необходимым отменить определение суда апелляционной инстанции и направить дело на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть все приведенное выше и разрешить заявленные исковые требования на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 7 июля 2023 года отменить, направить гражданское дело на новое апелляционное рассмотрение.
Председательствующий
Судьи