Решение по делу № 2-3758/2021 от 04.06.2021

32RS0012-01-2021-000342-45

Дело № 2-3758/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 октября 2021 года                                                                       г. Брянск

Советский районный суд гор. Брянска в составе

председательствующего судьи                                              Сочень Т.Ю.

при секретаре                                                                           Нехаевой Ю.А.,

с участием помощника прокурора Карачевского района Брянской области, действующего на основании доверенности № 46-2021 от 28.10.2021 г., Плешка Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Карачевского района Брянской области о признании оружия бесхозяйным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Карачевского района Брянской области обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об оружии, в ходе, которой было установлено, что С., <дата> г.р. было выдано разрешение РСОа №... от <дата>, сроком действия до 23.09.2017 г., на право хранения принадлежащего ему гладкоствольного ружья ТОЗ-34ЕР, калибра 12х70, №.... 05.12.2017 г. за нарушение законодательства принадлежащее С. ружье было изъято и сдано на временное хранение в ОМВД России по Карачевскому району. С. <дата> умер. В настоящее время указанное огнестрельное оружие находится на складе вооружения УМВД России по Брянской области на временном хранении. За получением лицензии на право приобретения данного оружия никто не обращался, хранится данное оружие в УМВД России по Брянской области больше года. Бремя содержания оружия легло на УМВД России по Брянской области, при этом хранение оружия требует определенных затрат, в частности по учету, поддержанию специального температурного режима и влажности помещения, регулярному техническому уходу. На основании изложенного, истец просил суд признать гражданское охотничье огнестрельное гладкоствольное одноствольное ружье модели ТОЗ-34ЕР, калибра 12х70, №... бесхозяйным и обратить его в собственность Российской Федерации; разрешить УМВД России по Брянской области утилизацию гражданского охотничьего огнестрельного гладкоствольного одноствольного ружья модели ТОЗ-34ЕР, калибра 12х70, №... в установленном законом порядке.

В ходе рассмотрения дела, в качестве заинтересованных лиц по делу, были привлечены Серегин А.А., Серегин А.А., Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях.

Представитель УМВД России по Брянской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве на заявление об удовлетворении заявленных требований не возражал, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители Управления Росгвардии по Брянской области, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, Серегин А.А., Серегин А.А., уведомленные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании представитель заявителя Плешка Д.М. требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении, в полном объеме, просил их удовлетворить.

Выслушав представителя заявителя, изучив и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что С., <дата> г.р. было выдано разрешение РСОа №... от <дата>, сроком действия до 23.09.2017 г., на право хранения принадлежащего ему огнестрельного гладкоствольного одноствольного ружья модели ТОЗ-34ЕР, калибра 12х70, №....

05.12.2017 г. за нарушение законодательства принадлежащее С. ружье было изъято и сдано на временное хранение в ОМВД России по Карачевскому району.

Согласно свидетельству о смерти С. <дата> умер.

Как следует из протокола изъятия оружия, боеприпасов и патронов к оружию от 05.12.2017 г. принадлежавшее С. ружье было изъято по <адрес> и сдано на временное хранение в ОМВД России по Карачевскому району, по истечению срока было передано на склад вооружения ОСВ и МТИ ФКУ ЦХ и СО УМВД России по Брянской области на временное хранение и до настоящего времени находится там.

Согласно сведениям нотариуса Брянской областной нотариальной палаты А. от 02.08.2021 г., после смерти С. было открыто наследственное дело №..., наследниками по закону являются Серегин А.А. и Серегин А.А. – сыновья умершего.

Указанные лица за получением лицензии на право приобретения данного оружия не обращались.

Согласно части 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно части 1 и части 2 статьи 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

В силу части 1 статьи 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение.

Согласно пункту 2 статьи 129 ГК РФ виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе.

Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.

Пунктами 1, 3, 4 и 5 статьи 22 Федерального закона от 13.12.1996г. № 150-ФЗ «Об оружии» предусмотрено, что хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.

В соответствии с частью 14 статьи 13 Федерального закона «Об оружии» гражданину Российской Федерации органом внутренних дел по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

В соответствии с требованиями статей 9, 12, 13 Федерального закона «Об оружии» продление срока действия разрешения на право хранения и ношения гражданского оружия осуществляется на основании заявления, подаваемого гражданином.

Поскольку право собственности на указанное оружие наследниками С. не заявлено, его реализация не целесообразна, суд признает довод прокурора о том, что спорное оружие является бесхозяйной вещью.

Требование прокурора о признании движимой вещи бесхозяйной является обоснованным, как и обоснованным само обращение прокурора в суд, так как органы внутренних дел, в силу абз.2 ч.1 ст.290 ГК РФ (заявление подается в суд финансовым органом по месту нахождения вещи) полномочиями по данному вопросу не наделены.

Обсуждая вопрос о распоряжении бесхозяйной вещью, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона РФ «Об оружии», контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 27 ФЗ «Об оружии» изъятие оружия и патронов к нему производится: органами внутренних дел в случаях отсутствия разрешений на хранение и ношение оружия; нарушения гражданами установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации правил передачи, приобретения, коллекционирования, экспонирования, регистрации, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и применения оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 27 указанного закона предусмотрено, что порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему.

Согласно пункту 79 Правил оборота гражданского оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных названным Постановлением Правительства РФ (далее - Правил), изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в органы внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел РФ.

Изъятые, а также конфискованные гражданское и служебное оружие и патроны к нему, технически пригодные для эксплуатации, подлежат реализации в соответствии с законодательством РФ (статья 27 ФЗ «Об оружии»).

Перечень государственных военизированных организаций, которые могут осуществлять продажу гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, содержится в пункте 10 Правил. В этот перечень включено и Министерство внутренних дел РФ.

В силу указанных норм действия по реализации или утилизации в отношении спорного оружия надлежит осуществить органам внутренних дел.

Согласно п. 82 Правил, изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством культуры Российской Федерации, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия. По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации.

В силу пункта 83 Правил изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Спорное оружие является исправным, а потому прямых оснований для его уничтожения не имеется.

По смыслу вышеприведенного пункта 82 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, при уничтожении оружия, производство историко-культурной и искусствоведческой экспертизы в отношении оружия обязательно.

Производство экспертизы в целях соблюдения порядка уничтожения оружия, а также оценка оружия и его комиссия в целях реализации (продажи) оружия влекут материальные затраты.

При таких обстоятельствах доводы прокурора о нецелесообразности реализации спорного имущества в силу возможных убытков для государства заслуживают внимание.

В статье 1 ФЗ «Об оружии» определены основные понятия.Так, оружие, имеющее культурную ценность, - это оружие, включенное в состав Музейного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26.05.1996г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» либо подпадающее в соответствии с решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти под действие Закона Российской Федерации от 15.04.1993г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», в том числе старинное (антикварное) оружие.

Старинным (антикварным) оружием является огнестрельное, метательное и пневматическое оружие, изготовленное до конца 1899 года (за исключением огнестрельного оружия, изготовленного для стрельбы патронами), а также холодное оружие, изготовленное до конца 1945 года.

Реплика старинного (антикварного) оружия – это оружие, изготовленное по оригиналу, чертежам либо описанию образца старинного (антикварного) оружия с творческим варьированием конструкции, внешнего вида или художественной отделки, представляющее культурную ценность как образец художественного творчества и декоративно-прикладного искусства.

Исходя из данных понятий, учитывая год выпуска оружия, заводской способ его производства, а также личность бывшего собственника, принадлежавшее С. охотничье ружье заведомо не имеет признаки объекта, обладающего историко-культурной ценностью, либо предмета искусства.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что спорное оружие следует признать бесхозяйным и обратить его в собственность государства.

С учетом экономической целесообразности, суд считает необходимым в отношении конкретной спорной единицы оружия принять решение о разрешении на его утилизацию.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 293 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Карачевского района Брянской области о признании оружия бесхозяйным удовлетворить.

Признать гражданское охотничье огнестрельное гладкоствольное одноствольное ружье модели ТОЗ-34ЕР, калибра 12х70, №... бесхозяйным и обратить его в собственность Российской Федерации.

Разрешить УМВД России по Брянской области утилизацию гражданского охотничьего огнестрельного гладкоствольного одноствольного ружья модели ТОЗ-34ЕР, калибра 12х70, №... в установленном законом порядке.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Советского районного суда г. Брянска                                             Т.Ю. Сочень

Мотивированное решение суда изготовлено 09.11.2021 г.

2-3758/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Карачевского района
Другие
Серегин Александр Александрович
УМВД РФ по Брянской области
Управление Росгвардии по Брянской области
Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях
Суд
Советский районный суд г. Брянск
Судья
Сочень Татьяна Юрьевна
Дело на странице суда
sovetsky.brj.sudrf.ru
04.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
04.06.2021Передача материалов судье
19.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.09.2021Судебное заседание
29.10.2021Судебное заседание
29.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее