64RS0<№>-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июня 2023 года город Саратов
Заводской районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Хохловой И.С.,
при секретаре судебного заседания Сериковой А.Д.,
с участием представителя истца – помощника прокурора <адрес> города Саратова Фоминой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> города Саратова к обществу с ограниченной ответственностью «Благоустройство» о возложении обязанности по согласованию программы производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в многоквартирных домах,
установил:
заместитель прокурора <адрес> города Саратова обратился в суд с исковыми требованиями к обществу с ограниченной ответственностью «Благоустройство» (далее – ООО «Благоустройство») о возложении обязанности по согласованию в Управлении Роспотребнадзора по <адрес> программы производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в многоквартирных домах по адресам: г. Саратов, <адрес>А; г. Саратов, Южно-<адрес>
В обоснование иска указано, что в рамках проведения проверки соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при предоставлении коммунальной услуги по водоснабжению установлено, что ООО «Благоустройство» осуществляет управление перечисленными выше многоквартирными домами и является исполнителем коммунальных услуг. Поскольку в состав общего имущества многоквартирных домов входят внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, ООО«Благоустройство» обязано разработать программу производственного контроля, на основании которой проводить лабораторные исследования качества холодной и горячей воды в распределительной сети обслуживаемых многоквартирных домов на границе балансовой (эксплуатационной) принадлежности. Учитывая, что такие программы производственного контроля качества воды не представлены ООО «Благоустройство» в Управление Роспотребнадзора по <адрес> для согласования, прокурор обратился с соответствующим иском в суд.
Представитель истца – помощник прокурора <адрес> города Саратова Фомина А.О., в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Ответчик ООО «Благоустройство» направил в суд письменное заявление о признании исковых требований, просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовала, о причинах неявки не сообщили.
Учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ч.ч. 1, 1.1, 2.3 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Одним из способов управления многоквартирным домом, предусмотренных жилищным законодательством, является управление управляющей организацией.
В силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в частности, собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным дому деятельность.
Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> <№>, исполнителем коммунальных услуг может быть юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В силу подп. «д» п. 3 указанных Правил качество предоставляемых коммунальных услуг, в частности состав и свойства холодной и горячей воды должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно преамбуле Федерального закона от <Дата> №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Статьей 8 Федерального закона от <Дата> №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ч. 3 ст. 18 Федеральный закон от <Дата> №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Согласно ст. 19 Федерального закона от <Дата> №52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от <Дата> <№> введены в действие Санитарные правила СанПиН 2.<Дата>-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», которые устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.
Согласно п. 2.2 СанПиН 2.<Дата>-01 качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил.
Пунктом 3.1 СанПиН 2.<Дата>-01 предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Согласно статье11 Федерального закона от <Дата> №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на юридических лиц возложена обязанность выполнения требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно п.п. 15, 16 ст. 2 Федерального закона от <Дата> №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая горячее, холодное водоснабжение и (или) водоотведение - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного (горячего) водоснабжения, отдельных объектов таких систем.
В силу положений статьи 25 Федерального закона от <Дата> №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.
Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных Законом о водоснабжении и водоотведении.
Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> <№> утверждены Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, которыми установлен порядок осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, организациями, осуществляющими холодное и горячее водоснабжение, в том числе гарантирующими организациями.
Производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды, которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 5 Правил).
На основании ст. 32 Федерального закона от <Дата> №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 77 Санитарных правил <Дата>-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от <Дата> <№>, хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> <№> и приложениями <№> к Санитарным правилам.
Согласно пунктам 2.3.1, 2.3.2, 2.3.4 Методических рекомендаций МР 2.1.4. 0176-20 «Организация мониторинга обеспечения населения качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ <Дата>, производственный контроль обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающим население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, по согласованной и утвержденной в установленном порядке программе производственного контроля качества и безопасности воды. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающие население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, в соответствии с программой производственного контроля должны постоянно контролировать качество и безопасность воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней распределительных сетей.
По смыслу приведенных норм, обязанность осуществления производственного контроля качества воды, подаваемой абонентам, возложена на организации, осуществляющие холодное и горячее водоснабжение (в том числе гарантирующие организации), которыми в соответствии со статьей 2 Федерального закона от <Дата> №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», являются юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, а также организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенные решением органа местного самоуправления, которые обязаны заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
При этом организация, осуществляющая управление многоквартирным домом и эксплуатацию систем водоснабжения, обязана представить документы, свидетельствующие о том, что поставляет конечным потребителям горячую, питьевую холодную воду надлежащего качества, отвечающего санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В судебном заседании установлено, что ООО «Благоустройство» осуществляет управление многоквартирными домами по адресам: <адрес>
При этом ООО «Благоустройство» является исполнителем коммунальных услуг в указанных выше многоквартирных домах.
В качестве управляющей организации ООО «Благоустройство» исполняет обязанности по содержанию общего имущества многоквартирных домов, в состав которого в числе прочего входят внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения.
В связи с изложенным на ООО «Благоустройство» лежит обязанность по разработке программы производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды и проверка качества холодной и горячей воды в распределительной сети обслуживаемых многоквартирных домов на границе балансовой (эксплуатационной) принадлежности.
В рамках проведения проверки соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при предоставлении коммунальной услуги по водоснабжению установлено, что ООО «Благоустройство» как организация, эксплуатирующая системы водоснабжения, обязанная осуществлять производственный контроль качества воды, на момент проведения проверки не представила программу производственного контроля качества воды в Управление Роспотребнадзора по <адрес> для согласования и указанная программа не согласована.
Несмотря на требования действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, ООО «Благоустройство», осуществляя управление указанными выше многоквартирными домами, нарушает требования федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при предоставлении коммунальной услуги по водоснабжению.
В силу требований ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Доказательств, опровергающих довода истца и установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств, ответчиком не представлено.
Более того, ответчик ООО «Благоустройство» признал исковые требования.
Учитывая, что до настоящего времени нарушения приведенных требований закона ответчиком не устранены, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, в связи с чем полагает необходимым возложить на ответчика обязанность по согласованию в Управлении Роспотребнадзора по <адрес> программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в многоквартирных домах.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает возможным установить срок для исполнения решения суда в части возложения на ООО «Благоустройство» обязанности по согласованию в Управлении Роспотребнадзора по <адрес> программы производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в многоквартирных домах в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования заместителя прокурора <адрес> города Саратова к обществу с ограниченной ответственностью «Благоустройство» о возложении обязанности по согласованию программы производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в многоквартирных домах удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Благоустройство» (ОГРН1146450009969) обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу согласовать в Управлении Роспотребнадзора по <адрес> программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в многоквартирных домах по адресам: г. <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Заводской районный суд города Саратова в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <Дата>.
Судья И.С. Хохлова