Решение по делу № 2а-4076/2021 от 21.05.2021

Дело № 2 а-4076/2021

26 RS0001-01-2021-006160-08

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 августа 2021 года                                                            г. Ставрополя

Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе: председательствующего судьи Емельяновой Т.М., при секретаре Меркулове А.П., с участием административного истца Аполонского Н.В., представителя заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы России по <адрес>- Богомоловой Е.Н. действующей на основании доверенности от 06.10 2020 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Аполонского Н. В. к заместителю руководителя Федеральной налоговой службы России- Чекмышеву К. Н., Федеральной налоговой службе (ФНС России), (заинтересованные лица - Управление Федеральной налоговой службы России по <адрес>), о признании незаконными действий заместителя руководителя Федеральной налоговой службы России Чекмышева К. Н., Федеральной налоговой службе (ФНС России), вороженные в письме от дата № КЧ-3-9/256@,

                    УСТАНОВИЛ:

Аполонский Н.В. обратился в суд с исковым заявлением к заместителю руководителя Федеральной налоговой службы России -Чекмышеву К. Н., Федеральной налоговой службе России, (заинтересованные лица - Управление Федеральной налоговой службы России по <адрес>) о признании    незаконными действий заместителя руководителя Федеральной налоговой службы России Чекмышева К. Н., Федеральной налоговой службе (ФНС России), выраженные в письме от дата № КЧ-3-9/256@.

В обоснование заявленных требований Аполонский Н.В. указывает на то, что им руководителю ФНС России Егорову Д.В. подано заявление от 16.12.2020г. на ознакомление с информацией, содержащейся в документах и материалах относящихся к рассмотрению жалобы от 24.06.2019г., направленной в ФНС России.

Заместитель руководителя ФНС России Чекмышев К.Н. по жалобе Аполонского Н.В. письмом от 19.01.2021г. № КЧ-3-9/256@ отказал в ознакомлении с документами и материалами относящимися к рассмотрению жалобы и содержащейся в них информации.

Письмом от 19.01.2021г. № КЧ-3-9/256@ получено административным истцом 20.02.2021г. согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80087356336164.

Отказ мотивирован тем, что Управление письмом от дата @ предоставило в ФНС России заключение по жалобе заявителя от 24.06.2019г. с приложением копий документов, содержащихся в деле по рассмотрению его жалобы от дата и решения от дата @. Из жалобы следует, что Управлением заявитель 19.07.2019г. ознакомлен с материалами, содержащимися в деле по рассмотрению его жалобы от дата, за исключением документов, касающихся персональных данных должностного лица налогового органа и принятых в отношении него мер, что подтверждается распиской от 19.07.2019г. Таким образом, иных документов налоговых органов, затрагивающих права Аполонского Н.В. и отличных от тех, с которыми он ознакомлен или которые ему направлены налоговыми органами, в материалах, касающихся рассмотрения жалобы от 24.06.2019г., не содержится.

Т.е., отказ в ознакомлении с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права, свободы и законные интересы Аполонского Н.В. по жалобе от дата, направленной в ФНС России, рассмотренной должностным лицом ФНС России 08.10.2020г. совместно с документами и материалами, относящимися к указанной жалобе, основан на том, что Аполонский Н.В. ознакомлен с материалами другой жалобы от 25.02.2019г., направленной в другой орган – Управление ФНС России по <адрес> и рассмотренной другим должностным лицом – заместителем руководителя Управления Русановым И.В. 21.03.2019г.

Неправомерный отказ должностного лица Чекмышева К.Н. в ознакомлении с документами и материалами, относящимися к жалобе Аполонского Н.В. от 24.06.2019г. не позволяет заявителю установить достоверность и определить соответствие сведений, содержащихся в представленных в ФНС материалах Управления ФНС России по СК письмами от 02.07.2019г. , от дата @, от 17.09.2020г. @, заключениях Управления по жалобе Аполонского Н.В. от дата и иных документах и материалах, относящимся к жалобе, которые рассматривал заместитель руководителя ФНС России Чекмышев К.Н., доводам заявителя изложенным в жалобе от дата, а также ознакомиться с основаниями, содержащихся в этих документах и материалах и лично проверить обоснованность ответа которым Аполонскому Н.В. было отказано в удовлетворении жалобы от дата и о содействии в реализации его конституционных прав на государственную защиту.

Полагает, что неправомерный отказ должностного лица Чекмышева К.Н. ознакомить с документами и материалами, относящимися к рассмотрению жалобы от 24.06.2019г., по которой заместителем руководителя ФНС России принято решение от дата № КЧ-4-9/16494@, нарушает гарантированное Конституцией РФ право административного истца ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права, свободы и законные интересы.

Согласно ч.2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Ч.1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.

Ст. 33 Конституции РФ определено, что граждане имеют права обращаться лично, а также направлять индивидуальные обращения в государственные органы.

Органы государственной власти и их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающие его права и свободы, что установлено ч.2 ст. 24 Конституции РФ.

В соответствии с ч.4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно получать информацию любым законным способом.

Согласно ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Согласно п. 1 ст. 2 ФЗ от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные орган и их должностным лицам.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ, гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Ст. 4 Федерального закона № 59-ФЗ, определено, что заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц, жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 59-ФЗ, при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, а также обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со ст. 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать действия или бездействие должностных лиц налоговых органов, если по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Согласно п. 1 ст. 138 НК РФ, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством РФ.

Порядок обжалования решений и действий (бездействие) налоговых органов и их должностных лиц регламентируется «Административным регламентом Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах. порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)», утвержденным приказом ФНС от дата № ММВ-7-19/343@.

Согласно п. 215 Административного регламента, заявитель вправе получать информацию и документы, необходимые для обоснования и рассмотрения жалобы, предусмотренные Административным регламентом.

Незаконные действия должностного лица Чекмышева К.Н. и государственного органа ФНС России умалили конституционное право гражданина участвовать в предоставленных законом пределах в принятии и реализации решений, затрагивающих его интересы, и контроле за их исполнением субъектами, осуществляющими функции публичной власти, в целях отстаивания как индивидуального (частного), так и публичного интереса, связанного с поддержанием и обеспечением законности и конституционного правопорядка.

В ч.2 постановления Конституционного суда РФ от 18.06.2012г. -П2 отмечено, что согласно Конституции РФ в Российской Федерации как демократическом, правовом и социальном государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиты прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства; каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (ст. 1 ч.1; ст. 2; ст. 6 ч.2; ст. 7). Исходя из этого, в РФ права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются на основе принципа равенства согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ, они являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием; при этом государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется (ст. 17 ч.1; ст. 18 и 19; ст. 45 ч.1 Конституции РФ).

В единстве с закрепленной ст. 21 ч.1 Конституции РФ обязанностью государства охранять достоинство личности во всех сферах и тем самым утверждать приоритет личности и ее прав это означает, что во взаимоотношениях с государством личность выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект, который в силу ст. 45 ч.2 Конституции РФ может защищать свои права всеми не запрещенными законом способами и спорить с государством в лице любых его органов.

В соответствии с Законом РФ от 21.03.1991г. «О налоговых органах Российской Федерации», ст. 30 НК РФ, ст. 3 ФЗ от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», п.1 ст. 3 ФЗ от 27.05.2003г. № 58-ФЗ, Положением о федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от дата , налоговые органы осуществляют публично значимые функции при предоставлении государственных услуг, контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах физическими и юридическими лицами, действуют гласно и открыто.

Постановлением Конституционного суда РФ от 18.02.2000г. -П установлено, что в силу ст. 24, 29 и 55 ч.3 Конституции РФ, не допускается ограничение прав и свобод в сфере получения информации, в частности права свободно, любым законным способом искать и получать информацию, а также права знакомиться с собираемыми органами государственной власти и их должностными лицами сведениями, документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина, если иное не предусмотрено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Вся иная информация, в том числе полученная при осуществлении органами прокуратуры надзора за исполнением законов, которая исходя из Конституции РФ и федеральных законов, не может быть отнесена к сведениям ограниченного доступа, в силу непосредственного действия статьи 24 ч.2 Конституции РФ должна быть доступна гражданину; если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты.

То обстоятельство, что право гражданина знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения его обращения, увязано законодателем с периодом рассмотрения его обращения (ст. 5 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»), не исключает осуществления гражданином этого права после направления ему уполномоченным органом, должностным лицом соответствующего ответа. Ознакомление гражданина с названными документами и материалами после получения им официального ответа на свое обращение дает ему возможность лично проверить обоснованность такого ответа.

Учитывая, что должностное лицо Чекмышев К.Н. отказал в ознакомлении с документами и материалами, относящимися к рассмотрению жалобы, заявитель не имеет возможности обжаловать действия (бездействие) должностных лиц ФНС России и защищать свои нарушенные права не ознакомившись с документами и материалами, относящимися к рассмотрению обращения, направленного в ФНС России и лично проверить обоснованность ответа на жалобу.

Отказ в ознакомлении с документами и материалами препятствует административному истцу подавать обоснованные жалобы вышестоящему должностному лицу, в надзорные и правоохранительные органы, а также в судебные инстанции для защиты своих прав и законных интересов.

Полагает, что заместитель руководителя ФНС России Чекмышев К.Н. скрывает документы и материалы, относящиеся к рассмотрению жалобы от 24.06.2019г.

Заместитель руководителя ФНС России Чекмышев К.Н. нарушил права административного истца, установленные ст. 2, 17,18,19, ч.2 ст.24, ч.4 ст.29, ст. 45, ст. 52, 53 Конституции РФ, а также нормы, предусмотренные ст.5,10 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; ст. 15,56 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; п. 1ст. 3 ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»; п. 215 Административного регламента, в связи с чем, действие должностного лица – заместителя руководителя ФНС России Чекмышева К.Н. и действие государственного органа ФНС России являются незаконными.

Просит суд признать незаконным действие заместителя руководителя ФНС России Чекмышева К.Н., выраженное в письме от 19.01.2021г. № КЧ-3-9/256@ в нарушении конституционных прав Аполонского Н.В. на ознакомление с документами и материалами, относящимися к рассмотрению ФНС России жалобы от дата и непосредственно затрагивающие права, свободы и законные интересы от 16.12.2020г.

Обязать заместителя руководителя ФНС России Чекмышева К.Н. устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, и ознакомить с документами и материалами, относящимися к рассмотрению ФНС России жалобы от дата и непосредственно затрагивающими права и свободы Административного истца по заявлению от 16.12.2020г.;

Признать незаконным действие государственного органа ФНС России выраженное в письме от 19.01.2021    № КЧ-3-9/256@ в нарушении конституционных прав Аполонского Н.В. на ознакомление с документами и материалами относящимися к рассмотрению ФНС России жалобы от дата и непосредственно затрагивающими права, свободы и законные интересы Административного истца по заявлению от 16.12.2020г;

Обязать государственный орган ФНС России устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, и ознакомить с документами и материалами относящимися к рассмотрению ФНС России жалобы от дата и непосредственно затрагивающими права, свободы и законные интересы Административного истца по заявлению от 16.12.2020г.

В судебном заседании Аполонский Н.В. поддержал заявленные требования, по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Ответчик - заместитель руководителя Федеральной налоговой службы России Чекмышев К. Н., надлежаще уведомленный о дне и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Представитель ответчика Федеральной налоговой службы России, надлежаще извещенный о дне и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы России по <адрес>Лябухова Е.В. исковые требования Аполонского Н.В. не признала, по основаниям, указанным в возражениях на иск, из которых следует, что ранее в ФНС России поступила жалоба Аполонского Н.В. от 24.06.2019г. на решение Управления от 21.03.2019г., вынесенное по результатам рассмотрения его жалобы от 25.02.2019г. Решением ФНС России от 16.07.2019г. № КЧ-4-9/13855@ указанная жалоба Аполонского Н.В. оставлена без рассмотрения в связи с пропуском срока на обжалование решения Управления от 21.03.2019г. @. Решение ФНС России от 16.07.2019г. № КЧ-4-9/13855@ обжаловано в судебном порядке. Решением Промышленного районного суда <адрес> от 20.05.2020г. Аполонскому Н.. отказано в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Апелляционным определением <адрес>вого суда от 15.09.2020г., оставленным без изменения кассационным определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 17.03.2021г., решение Решением Промышленного районного суда <адрес> от 20.05.2020г. отменено, на ФНС России возложена обязанность рассмотреть жалобу Аполонского Н.В. от 24.06.2019г. по существу.

По результатам рассмотрения жалобы Аполонского Н.В. от 24.06.2019г. ФНС России принято решение от 08.10.2020г. № КЧ-4-9/16494@, которым указанная жалоба оставлена без удовлетворения. Решение направлено по адресу заявителя (почтовый идентификатор 10178250426745).

Решение ФНС России от 08.10.2019г. № КЧ-4-9/16494@ обжаловано Аполонским Н.В. в судебном порядке. Решением Промышленного районного суда <адрес> от 05.04.2021г. административное исковое заявление Аполонского Н.В. оставлено без удовлетворения.

В письме ФНС России от 19.01.2021г. № КЧ-3-9/256@ указано, что Управлением административный истец 19.07.2019г. ознакомлен с документами, содержащимися в деле по рассмотрению его жалобы от 25.02.2019г., за исключением документов, касающихся персональных данных должностного лица налогового органа и принятых в отношении него мер, что подтверждается распиской.

Кроме того, ФНС России отметила, что отношения, связанные с исполнением должностными лицами налоговых органов должностных обязанностей, и ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей регулируются нормами ФЗ от дата № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Поскольку административный истец не является стороной регулируемых ФЗ отношений, оснований сообщать ему сведения о мероприятиях, проводимых по фактам выявленных нарушений, допущенными должностными лицами налогового органа, и принятых в отношении них мер, не имеется.

Согласно положениям пп. 6 п.1 ст. 42 Закона № 79-ФЗ передача персональных данных гражданского служащего третьей стороне не допускается без письменного согласия гражданского служащего, за исключением случаев, установленных законодательством РФ в области персональных данных. Также, в письме от дата № КЧ-3-9/256@ ФНС России указала, что иных документов налоговых органов, затрагивающих права Аполонского Н.В. и отличных от тех, с которыми он ознакомлен или которые ему направлены налоговыми органами, в материалах, касающихся рассмотрения жалобы от 24.06.2019г., не имеется.

П. 1 ст. 1 Закона № 59-ФЗ предусмотрено, что указанным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

При этом, в соответствии с п. 2 ст. 1 Закона № 59-ФЗ порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

В силу п. 1 ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах. Т.е. Закон № 59-ФЗ не относится к законодательству РФ о налогах и сборах.

Ст. 137 НК РФ предусмотрено, что каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Из положений ст. 137 НК РФ следует. что в случае, если права заявителя были нарушены в результате принятия налоговым органом акта ненормативного характера, принятого в отношении такого лица, либо действий (бездействие) должностных лиц налогового органа, имевших место в связи с осуществлением налогового контроля, жалоба заявителя подлежит рассмотрению в порядке, установленном главой 19 НК РФ.

В Законе № 59-ФЗ отсутствует как определение принятия документов и материалов, касающихся рассмотрения обращения, так и их перечень.

Однако закрепленное в Конституции условие о непосредственной связи документов и материалов с правами и свободами запрашивающего их лица конкретно очерчивает рамки содержания информации, предоставление заявителю которой обязательно.

Таким документами и материалами, в частности, могут быть отнесены акты налоговых органов ненормативного характера, влекущие для налогоплательщика определенные юридические последствия, в том числе содержащие властно-распорядительные предписания, устанавливающие либо отменяющие определенные обязанности, восстанавливающие нарушенные права (решения, требования, протоколы, уведомления, решения по жалобам).

При этом, заключения территориальных налоговых органов по заявлениям (жалобам) налогоплательщиков, направляемые в ФНС России в установленном порядке, не затрагивают права и свободы заявителей, поскольку в отличие от вышеуказанных актов налоговых органов ненормативного характера не влекут возникновение, восстановление либо прекращение их прав или обязанностей.

ФНС России всесторонне рассмотрела заявление Аполонского Н.В. от 16.12.2020г. и направила мотивированное письмо от дата № КЧ-3-9/256@ в порядке, установленном законодательством РФ. В ответе на заявление Аполонского Н.В. от 16.12.2020г. ФНС России учтена информация, предоставленная УФНС России по СК, в том числе информация о результатах рассмотрения заявлений, жалоб Аполонского Н.В. в судебном порядке.

Из специфики структуры и организации деятельности налоговых органов, а также содержания письма ФНС России от 19.01.2021г. № КЧ-3-9/256@ следует, что в распоряжении ФНС России и УФНС России по <адрес> имеются одни и те же документы и материалы жалоб Аполонского Н.В., непосредственно затрагивающие его права и свободы. Поскольку заявления и жалобы Аполонского Н.В. связаны с деятельностью УФНС России по СК, иных территориальных налоговых органов <адрес>, входящих вместе с ФНС России в единую централизованную систему налоговых органов, дополнительные документы и материалы по жалобе Аполонского Н.В. от 24.06.2019г. в ФНС России отсутствуют.

Конституционный суд РФ подчеркнул, что ограничение права, вытекающего из ст. 24 ч.2 Конституции РФ, допустимо лишь в соответствии с федеральным законом, устанавливающим специальный правовой статус не подлежащий распространению информации, обусловленной ее содержанием, в том числе наличием в ней данных, составляющих государственную тайну, конфиденциальных сведений, связанных с частной жизнью, со служебной, коммерческой, профессиональной, изобретательской деятельностью. Вся иная информация не может быть отнесена к сведениям ограниченного доступа в силу непосредственного действия ст. 24 ч.2 Конституции РФ должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты (Определение Конституционного Суда РФ от 18.01.2005г. -О).

Так, в соответствии со ст. 7 ФЗ от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Выражая несогласие с ответом ФНС России по существу, административный истец не приводит информацию о конкретных документах и материалах, затрагивающих его права и свободы, с которыми он не ознакомлен. УФНС России по <адрес> полагает, что в нарушение ч.1 ст. 226 КАС РФ, административным истцом не доказано нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Административный истец необоснованно ссылается на положения ст. 215 Административного регламента ФНС России по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного Приказом ФНС России от дата №ММВ-7-19/343@.

Согласно п. 215 Административного регламента, заявитель вправе получать информацию и документы, необходимые для обоснования и рассмотрения жалобы, предусмотренные настоящим Административным регламентом.

Полагает, что положения Административного регламента устанавливают порядок исполнения налоговыми органами обязанности, предусмотренной пп. 4 п.1 ст. 32 НК РФ, и не распространяются на отношения, сложившиеся между административным истцом и административным ответчиком в отношении рассмотрения ФНС России заявления Аполонского Н.В. от 16.12.2020г. Считает, что письмо заместителя руководителя ФНС России Чекмышева К.Н. от 19.01.2021г. № КЧ-3-9/256@ является законным и не нарушает прав и законных интересов административного истца.

Просит суд отказать в удовлетворении административного искового заявления Аполонского Н.В. о признании незаконными действий заместителя руководителя ФНС России Чекмышева К.Н. и ФНС России, выраженных в письме от 19.01.2021г. № КЧ-3-9/256@, в полном объеме.

Суд, выслушав административного истца, представителя заинтересованной стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу п. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как установлено в судебном заседании, 16.12.2020г. Аполонский Н.В. обратился с жалобой на имя руководителя ФНС России Егорова Д.В. на решение заместителя руководителя Управления ФНС России по <адрес> Русанова И.В. по результатам рассмотрения жалобы истца на действия (бездействие) должностных лиц Межрайонной ИФНС по <адрес> от 21.03.2019г. , направленная письмом Управления от 17.09.2020г. @.

Заместителем руководителя ФНС России Чекмышевым К.Н. рассмотрена жалоба Аполонского Н.В.

Письмом от 19.01.2021г. № КЧ-3-9/256@, заявителю сообщено, что ранее в ФНС России поступила жалоба Аполонского Н.В. от 24.06.2019г. на решение Управления от 21.03.2019г., вынесенное по результатам рассмотрения его жалобы от 25.02.2019г. Управление письмом от 05.07.2019г. @ представило в ФНС заключение по жалобе заявителя от 24.06.2019г. с приложением копий документов, содержащихся в деле по рассмотрению его жалобы от дата, и решения от 21.03.2019г. @.

Решением ФНС России от 16.07.2019г. № КЧ-4-9/13855@ указанная жалоба Аполонского Н.В. оставлена без рассмотрения в связи с пропуском срока на обжалование решения Управления от 21.03.2019г. @. Решение ФНС России от 16.07.2019г. № КЧ-4-9/13855@ обжаловано в судебном порядке. Решением Промышленного районного суда <адрес> от 20.05.2020г. Аполонскому Н.. отказано в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Апелляционным определением <адрес>вого суда от 15.09.2020г., оставленным без изменения кассационным определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 17.03.2021г., решение Решением Промышленного районного суда <адрес> от 20.05.2020г. отменено, на ФНС России возложена обязанность рассмотреть жалобу Аполонского Н.В. от 24.06.2019г. по существу.

Информация о принятии <адрес>вым судом апелляционного определения от 15.09.2020г., а также копии жалобы Аполонского Н.В. от 24.06.2019г. направлены Управлением в ФНС письмом от 17.09.2020г. @. При этом в письме Управление сообщено о представленных ранее письмом от дата @ заключении по жалобе от дата и соответствующих документах.

По результатам рассмотрения жалобы заявителя от 24.06.2019г. ФНС принято решение от 08.10.2020г. № КЧ-4-9/16494@, которым указанная жалоба оставлена без удовлетворения. Из материалов жалобы следует, что Управлением заявитель 19.07.2019г. ознакомлен с документами, содержащимися в деле по рассмотрению его жалобы от дата, за исключением документов, касающихся персональных данных должностного лица налогового органа и принятых в отношении него мер, что подтверждается распиской от 19.07.2019г.

Отмечено, что отношения, связанные с исполнением должностными лицами налоговых органов должностных обязанностей и ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей регулируются нормами Федерального закона от дата № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Поскольку заявитель не является стороной регулируемых Законом № 79-ФЗ отношений, оснований сообщать ему сведения о мероприятиях, проводимых по фактам выявленных нарушений, допущенных должностным лицом налогового органа, и принятых в отношении них мер, не имеется.

Вместе с тем Федеральная налоговая служба отмечает, что согласно положениям подпункта 6 пункта 1 статьи 42 Федерального закона № 79-ФЗ передача персональных данных гражданского служащего третьей стороне не допускается без письменного согласия гражданского служащего, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

Обжалуя решение должностного лица налогового органа от 19.01.2021г. № КЧ-3-9/256@, Аполонский Н.В. указывает на то, что данным отказом нарушены его конституционные права предусмотренные ст. ст. 2, 17, 18, 19, ч. 2 ст. 24, ч. 4 ст. 29, ст. ст. 45, 52, 53 Конституции РФ, а также нормы действующего законодательства установленные: п. 1 ст. 3 ФЗ от дата № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»; ст. 15, ст. 56 ФЗ от дата № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; п. 215 «Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию налогоплательщиков» утвержденный приказом Минфина России от дата н; п. 6.7, п. 6.14, п. 6.22 «Положения об Управлении Федеральной налоговой службы по <адрес>» утвержденному ФНС России дата.

Однако суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24 Конституции РФ, сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Глава 14 Трудового кодекса РФ устанавливает определенные требования к сторонам трудовых правоотношений, направленные на защиту персональных данных работника.

В частности, согласно ст. 85 ТК РФ, персональные данные работника - информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника.

Статья 87 ТК РФ предусматривает, что порядок хранения и использования персональных данных работников устанавливается работодателем с соблюдением требований настоящего Кодекса и иных федеральных законов.

Порядок передачи персональных данных работника урегулирован в ст. 88 ТК РФ, в частности, при передаче персональных данных работника работодатель должен не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 89 ТК РФ, в целях обеспечения защиты персональных данных, хранящихся у работодателя, работники имеют право на обжалование в суд любых неправомерных действий или бездействия работодателя при обработке и защите его персональных данных.

Лица, виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами (ст. 90 ТК РФ).

В соответствии со ст. 11 ТК РФ, трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

А именно, статья 73 ФЗ от дата N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусматривает, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Вопросы персональных данных гражданского служащего и кадровой службы государственного органа регламентированы главой 7 указанного ФЗ от дата N 79-ФЗ.

Согласно ст. 44 ФЗ от дата N 79-ФЗ, положение о подразделении государственного органа по вопросам государственной службы и кадров утверждается руководителем государственного органа.

В соответствии со ст. 42 указанного ФЗ, в личное дело гражданского служащего вносятся его персональные данные и иные сведения, связанные с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением и увольнением с гражданской службы и необходимые для обеспечения деятельности государственного органа (п. 3).

При обработке, хранении и передаче персональных данных гражданского служащего кадровая служба государственного органа должна исходить из того, что передача персональных данных гражданского служащего третьей стороне не допускается без письменного согласия гражданского служащего, за исключением случаев, установленных федеральным законом. Условия передачи персональных данных гражданского служащего третьей стороне устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.п. 6 п. 1).

Положение о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела утверждается Президентом Российской Федерации (п. 4).

Указом Президента РФ от дата N 609 утверждено Положение о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела (далее - Положение о персональных данных), согласно которого, под персональными данными гражданского служащего понимаются сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданского служащего, позволяющие идентифицировать его личность и содержащиеся в личном деле гражданского служащего либо подлежащие включению в его личное дело в соответствии с настоящим Положением (п. 2).

Персональные данные, внесенные в личные дела гражданских служащих, иные сведения, содержащиеся в личных делах гражданских служащих, относятся к сведениям конфиденциального характера (за исключением сведений, которые в установленных федеральными законами случаях могут быть опубликованы в средствах массовой информации), а в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - к сведениям, составляющим государственную тайну (п. 11).

Правила, установленные Федеральным законом от дата № 152-ФЗ «О персональных данных» обязательны для всех работодателей. По смыслу выше указанного закона, персональные данные – любая информация, относящаяся к определенному физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Таким образом, каждый работодатель, заключая трудовой договор, получает информацию, относящуюся к персональным данным.

Таким образом, обладателем персональных данных своих сотрудников, является Федеральная налоговая служба России и ее подразделения, в данном конкретном случае Управление ФНС России по <адрес>.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Решение заместителя руководителя ФНС России Чекмышева К.Н. от дата, которым Аполонскому Н.В. отказано в ознакомлении с материалами и документами, касающихся рассмотрения его жалобы от 24.06.2019г. на решение Управления ФНС, является законным и обоснованным.

Таким образом, заявленные исковые требования Аполонского Н.В., удовлетворению не подлежат.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

                                           Р Е Ш И Л:

Отказать Аполонскому Н. В. в удовлетворении исковых требований к заместителю руководителя Федеральной налоговой службы России - Чекмышеву К. Н., Федеральной налоговой службе (ФНС России), (заинтересованные лица - Управление Федеральной налоговой службы России по <адрес>), о признании незаконными действий заместителя руководителя Федеральной налоговой службы России Чекмышева К. Н., Федеральной налоговой службе (ФНС России) о признании незаконным действие заместителя руководителя ФНС России Чекмышева К.Н. выраженное в письме от дата № КЧ-3-9/256@ в нарушении конституционных прав Аполонского Н.В. на ознакомление с документами и материалами, относящимися к рассмотрению ФНС России жалобы от дата и непосредственно затрагивающими права, свободы и законные интересы Административного истца по заявлению от дата.

Обязании заместителя руководителя ФНС России Чекмышева К.Н. устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, и ознакомить с документами и материалами, относящимися к рассмотрению ФНС России жалобы от дата и непосредственно затрагивающими права и свободы Административного истца по заявлению от дата, признании незаконным действие государственного органа ФНС России выраженное в письме от 19.01.2021    № КЧ-3-9/256@ в нарушении конституционных прав Аполонского Н.В. на ознакомление с документами и материалами относящимися к рассмотрению ФНС России жалобы от дата и непосредственно затрагивающими права, свободы и законные интересы Административного истца по заявлению от дата.

Обязании государственного органа ФНС России устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, и ознакомить с документами и материалами относящимися к рассмотрению ФНС России жалобы от дата и непосредственно затрагивающими права, свободы и законные интересы Административного истца по заявлению от дата.

                    Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

                    Мотивированное решение составлено дата.

    Судья                                                                         Т.М. Емельянова

2а-4076/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Аполонский Николай Васильевич
Ответчики
Федеральная налоговая служба
Зам.руководителя ФНС России Чекмышев Константин Николаевич
Суд
Промышленный районный суд г. Ставрополя
Судья
Емельянова Т.М.
Дело на сайте суда
promyshleny.stv.sudrf.ru
21.05.2021Регистрация административного искового заявления
21.05.2021Передача материалов судье
26.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
26.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.05.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.06.2021Предварительное судебное заседание
02.08.2021Судебное заседание
16.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее