Решение по делу № 2-5893/2016 от 26.08.2016

Дело № 2-5893/16    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 октября 2016 года                                     г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Алексеева А.А., при секретаре Ершовой А.Е.,

с участием представителя прокурора Хасанова Э.О.,

истицы Дудиной Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <Адрес> в интересах несовершеннолетней Д. к Департаменту образования администрации г. Перми о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении,

установил:

прокурор <Адрес>, действующий в интересах несовершеннолетней Д. , обратился в суд с иском к Департаменту образования администрации г. Перми, отделу образования <Адрес> департамента образования администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить несовершеннолетней Д. , место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, указав, что в прокуратуру <Адрес> обратилась Дудина Ю.Н. с жалобой на отказ в представлении её несовершеннолетней дочери места в МДОУ. Д. состоит в регистре детей, нуждающихся в устройстве в муниципальное дошкольное образовательное учреждение, утвержденном Департаментом образовании г. Перми. Законный представитель обращалась к ответчику с заявлением о предоставлении дочери места в МДОУ <Адрес>, до настоящего времени место не предоставлено, в связи с отсутствием мест в МДОУ. Дудина Ю.Н. выполнены все требования, предъявляемые Положением о порядке комплектования детьми муниципальных образовательных учреждений г. Перми, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования, утвержденные Постановлением администрации г. Перми №112 от 01.03.2013 г. Д. соответствует возрастным критериям для посещения группы полного дня МДОУ. Ответчик, не обеспечивая несовершеннолетнюю свободным местом в МДОУ по месту жительства, отказывает ей в поступлении в МДОУ на основании отсутствия свободных мест, уклоняется от исполнения обязанностей, возложенных на него законодательством.

Истица Дудина Ю.Н., представитель прокурора в судебном заседании поддержали исковые требования.

Ответчик представителя в судебное заседание не направил. Заявлений об отложении дела, о рассмотрении дела в его отсутствие, отзыв по делу не представил.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд считает требования истца законными и обоснованными.

В ст. 43 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

Согласно ст. 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее - Закон об образовании) право на образование в РФ гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Исходя из положений, предусмотренных в ст. 67 названного Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения его вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств местного бюджета (ст. 9, 15, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Дудина Ю.Н. является матерью Д. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 10). Зарегистрированы по месту жительства по <Адрес>, т.е. на территории <Адрес> (свидетельство о регистрации по месту жительства л.д. 11).

Поскольку несовершеннолетняя Д. имеет право на получение бесплатного дошкольного образования, Дудина Ю.Н. обратилась в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении путевки в детский сад для получения бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении.

Из письма отдела образования <Адрес> департамента образования администрации г. Перми № СЭД-08-04-13-К-104 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Д. место в детском саду будет предоставлена с учетом движения детей в реестре по дате рождения, и права на внеочередное либо первоочередное предоставление места в МДОУ. Дано разъяснение относительно образовательной бюджетной четырехчасовой услуги дошкольного образования, а также оказания услуг частными образовательными учреждениями (л.д. 6-7). Конституцией РФ и ФЗ «Об образовании» прямо предусмотрено право граждан Российской Федерации на получение дошкольного образования. Действующее законодательство предусматривает, что государство гарантирует гражданам как саму возможность получения образования, так и общедоступность и бесплатность дошкольного образования.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 15.05.2006г. № 5-П, важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Равное право на получение бесплатного дошкольного образования предполагает отсутствие разграничения на внеочередное, первоочередное и очередное право. В противном случае будет нарушено право на дошкольное образование граждан, не имеющих оснований для обеспечения путевками в детские сады во внеочередном порядке.

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, судом установлено, что несовершеннолетняя Д. , имеющая право на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, по состоянию на дату вынесения решения местом в дошкольном образовательном учреждении не обеспечена, т.е. её право на посещение дошкольного образовательного учреждения и получение бесплатных образовательных услуг нарушено, в связи с чем требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Ссылка представителя ответчика на существующую очередность предоставления мест в детские сады не может быть принята судом во внимание. Федеральным законом не предусмотрено предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении в порядке очередности. Положение о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений города Перми, имеющих группы для детей дошкольного возраста, утвержденное Приказом начальника департамента образования администрации г.Перми от 10.05.2011г. № СЭД-08-01-09-296, устанавливает определенный порядок комплектования дошкольных образовательных учреждений. Данное положение разработано в целях упорядочения приема детей дошкольного возраста в дошкольные образовательные учреждения (устанавливает процедуру приема детей в ДОУ), и не может противоречить действующим федеральным законам в части установления очередности.

В соответствии с п. 11 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ и п. 13 ст. 8 Устава города Перми организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относятся к вопросам местного значения муниципального района.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1 организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

На ответчика, как на орган местного самоуправления, Федеральными законами РФ возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Перми, поскольку из положения о Департаменте образования администрации г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006г. № 224, следует, что Департамент образования администрации г. Перми является функциональным органом администрации г.Перми (п. 1.1).

Департамент образования администрации г. Перми не является самостоятельным органом местного самоуправления, однако Решением Пермской городской думы от 12.09.2006г. № 224 на него возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования (пункт 2.1 Положения). При этом для реализации целей и задач Департамент образования администрации г. Перми наделен широким кругом функций и прав (разделы 3 и 4 Положения).

Доказательств, подтверждающих принятие Департаментом образования администрации г. Перми исчерпывающих мер по обеспечению несовершеннолетнего возможностью получения дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, суду не представлено.

Также, суд считает необходимым установить срок для предоставления места несовершеннолетней – в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу, при этом, суд, принимает во внимание сроки, установленные для исполнения решений судов (в т.ч., добровольного) федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», считает, что данный срок является разумным, позволяющим исполнить судебный акт.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора <Адрес> в интересах несовершеннолетней Д. к Департаменту образования администрации г.Перми удовлетворить:

обязать Департамент образования администрации города Перми предоставить Д. ДД.ММ.ГГГГ года рождения место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:

2-5893/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Кировского района г. Перми в интересах н/л Дудиной Е.А., Дудиной Ю.Н.
Дудина Ю.Н.
Ответчики
Департамент образования администрации г. Перми
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
26.08.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.08.2016Передача материалов судье
30.08.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.08.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.10.2016Судебное заседание
06.10.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.10.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее