Дело № 2-2203/2019
04RS0007-01-2019-002508-09
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июня 2019 года г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Урбашкиевой Э.К., при секретаре Филипповой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимофеевой СА к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ о признании права собственности на жилой дом,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Тимофеева С.А. обратилась в суд с иском к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ о признании права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
В обоснование иска указала, истец в 1985 году построила частный жилой дом по адресу: <адрес>. В 2003 году истец получила заключение Управления Архитектуры и градостроительства Администрации г. Улан-Удэ о том, что строение жилое, одноэтажное, каркасно-засыпное, размещение строения не нарушает градостроительные и нормативные требования и правила застройки. 27.08.2004 г. истец получила выписку из протокола о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес> от Комиссии по рассмотрению заявлений граждан и юр.лиц о возможности предоставления земельных участков, с пометкой, что нужно признать право собственности на постройку. Заочным решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 22.02.2005 г. истцу отказано в признании права собственности на основании Постановления Администрации г. Улан-Удэ от 17.01.2002 г. №10, и Постановления Госстроя РФ от 20.02.2004 г. №10, которые отменены и в настоящее время не актуальны.
В судебном заседании истец Тимофеева С.А. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Прокопьева И.В. возражала против удовлетворения иска.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований на основании следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Из указанной нормы права следует, что к признанию постройки самовольной приводит либо частноправовое нарушение (строительство на земельном участке в отсутствие соответствующего гражданского права на землю), либо публично-правовые нарушения: формальное (отсутствие необходимых разрешений) или содержательное (нарушение градостроительных и строительных норм и правил).
В соответствии с ч. 3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Как усматривается из позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 19.03.2014 г., признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд, по какой-либо независящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь созданный или реконструированный объект недвижимости в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с градостроительной деятельностью, и отношения по использованию земель.
В соответствии со ст.1 п.1 пп. «д» Закона Республики Бурятия от 16.10.2002 г. № 115-III «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" бесплатно предоставляются в собственность земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности: гражданам, имеющим в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, созданными до 31 декабря 2010 года, права на которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, в одном из следующих случаев: - находящиеся в населенных пунктах вне зон с особыми условиями использования территорий и свободные от прав третьих лиц, при наличии документов, установленных статьей 1.2.1 настоящего Закона; - состоящие на государственном кадастровом учете на основании материалов инвентаризации, проведенной в соответствии с Программой инвентаризации земель населенных пунктов в Республике Бурятия, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 30 июня 1995 года N 227 "О Программе инвентаризации земель населенных пунктов в Республике Бурятия", и свободные от прав третьих лиц, при наличии документов, установленных статьей 1.2.1 настоящего Закона; - находящиеся в зоне сельскохозяйственного использования для ведения личного подсобного хозяйства и свободные от прав третьих лиц, при наличии документов, установленных статьей 1.2.1 настоящего Закона.
Из материалов дела следует, что земельный участок, на котором находится строение, не предоставлялся истцу на каком-либо праве и документы на занятие указанного земельного участка у истца отсутствуют. В судебном заседании сторона истца не оспаривала того, что спорный дом является самовольной постройкой.
Выписку из протокола Комиссии Администраци г. Улан-Удэ от 27.08.2004 г. нельзя признать как принятое в установленном порядке решение о предоставлении земельного участка под самовольно возведенную постройку.
Тимофеевой С.А. не представлено доказательств выделения в 1985 году в ее пользование земельного участка, на котором возведен спорный объект недвижимости (жилой дом), а также возведения истцом самовольной постройки до 2010 года.
При изложенных обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.
На основании вышеизложенного, и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Тимофеевой СА к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ о признании права собственности на жилой дом, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РБ в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 01.07.2019 г.
Судья: Урбашкиева Э.К.