Мировой судья судебного участка №79 в Первомайском судебном районе в городе Омске Кустова А.Н.
Дело №11-152/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Первомайский районный суд города Омска
в составе председательствующего Солодкевича И.М.
при секретаре Кирсановой И.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске 23 декабря 2014 года
гражданское дело по иску Ткачева С.В. к Открытому акционерному обществу «Государственная страховая компания «Югория» о возмещении ущерба с апелляционной жалобой Ткачева С.В. на решение мирового судьи судебного участка №79 в Первомайском судебном районе в городе Омске, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №76 в Первомайском судебном районе в городе Омске, от 20 октября 2014 года, которым постановлено:
«Ткачеву С.В. в удовлетворении исковых требований о взыскании величины утраты товарной стоимости с открытого акционерного общества «Государственная страховая компания «Югория» в сумме 22164 рубля 93 копейки; расходов по оплате услуг эксперта в размере 2500 рублей 00 копеек; расходы по оплате услуг представителя – 4000 рублей 00 копеек; расходы по оплате услуг нотариуса – 1150 рублей 00 копеек, отказать»,
У С Т А Н О В И Л :
Ткачев С.В. обратился к мировому судье с данным иском, указав, что ДД.ММ.ГГГГ около 16-00 часов в районе <адрес> произошло дорожно-транспортное происшествие с участием принадлежащего ему автомобиля марки «<данные изъяты>» государственный регистрационный знак № и автомобиля марки «<данные изъяты>» государственный регистрационный знак №, водитель которого скрылся с места происшествия.
Автомобиль марки «<данные изъяты>» государственный регистрационный знак № застрахован в ОАО «ГСК «Югория» по договору добровольного страхования транспортных средств № от ДД.ММ.ГГГГ по риску «Ущерб» со страховой суммой в 560000 рублей. По данному договору он уплатил страховую премию в 29736 рублей.
Согласно заключению ООО ЮК «Эдикт» № утрата товарной стоимости его автомобиля определена в 22164 рубля 93 копейки.
Ответчик отказал ему в выплате утраты товарной стоимости автомобиля.
Просил взыскать в его пользу с ОАО «ГСК «Югория» 22164 рубля 93 копейки утраты товарной стоимости автомобиля, 2500 расходов по оценке ущерба, 4000 рублей расходов по оплате услуг представителя и 1150 рублей расходов по оформлению доверенности представителя (л.д.2-4).
Для рассмотрения дела мировым судьей истец Ткачев С.В. в судебное заседание не явился, был извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.39).
Представитель истца по доверенности Кудряшов В.О. (л.д.22) поддержал доводы и требования иска. Дополнил, что утрата товарной стоимости автомобиля относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, так как уменьшение его потребительской стоимости нарушает права страхователя как владельца транспортного средства. Отсюда, величина утраты товарной стоимости автомобиля относится к страховому случаю и подлежит возмещению по договору КАСКО.
Представитель ответчика ОАО «ГСК «Югория» на основании доверенности Угарова Ю.С. (л.д.38) исковые требования не признала. Подтвердила заключение договора добровольного комплексного страхования транспортного средства между истцом и ОАО «ГСК «Югория». Поскольку согласно пункту 4.1.17 Правил добровольного комплексного страхования автотранспортных средств, являющихся неотъемлемой частью договора страхования, утрата (потеря) товарной стоимости (УТС) и/или товарного вида автомобиля не являются страховым случаем, поэтому, исковые требования удовлетворению не подлежат (л.д.53-54).
Мировой судья постановил обозначенное решение, которым установил, что договором добровольного страхования, заключенного Ткачевым С.В. и ОАО «ГСК «Югория» установлено, что при страховании транспортного средства и/или дополнительного оборудования страховыми случаями в соответствии с настоящими правилами ни при каких условиях не могут быть признаны события, если они наступили при следующих обстоятельствах: утрата (потеря) товарной стоимости (УТС) и/или товарного вида (пункт 4.1.17). С указанными Правилами истец при заключении договора добровольного имущественного страхования транспортного средства был ознакомлен, что подтверждается его подписью в страховом полисе. При таких обстоятельствах мировой суд признал, что страховщик ОАО «ГСК «Югория» исполнил свои обязанности по выплате страхового возмещения в соответствии с условиями заключенного сторонами договора страхования, и отказал в удовлетворении иска (л.д.61-62).
Истец Ткачев С.В. не согласился с решением мирового судьи и подал апелляционную жалобу. Указал, что с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2013 года №20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан», обзора Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики, связанным с добровольным страхованием имущества граждан, определения Верховного Суда Российской Федерации от 06.11.2007 года №КАС07-566, утрата товарной стоимости автомобиля относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства, и ее в ее возмещении страхователю не может быть отказано.
Просил решение мирового судьи отменить, принять по делу новое решение о взыскании 22164 рубля 93 копейки утраты товарной стоимости автомобиля (л.д.57-58).
Для рассмотрения дела с жалобой истец Ткачев С.В. в судебное заседание не явился, был извещен (л.д.69).
Представитель истца по доверенности Кудряшов В.О. (л.д.22) доводы и требования по иску поддержал, с решением мирового судьи не согласился по доводам своей жалобы.
Представитель ответчика ОАО «ГСК «Югория» на основании доверенности Митрофаненко О.М. (л.д.70) с решением мирового судьи согласилась, против удовлетворения апелляционной жалобы возражала.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему:
Пунктом 1 статьи 929 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
По договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы следующие имущественные интересы: риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (статья 930)… (подпункт 1 пункт 2 статьи 929 ГК РФ).
При заключении договора имущественного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение: …о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая); о размере страховой суммы… (подпункты 2, 3 пункта 1 статьи 942 ГК РФ).
Согласно статье 943 ГК РФ условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования) (пункт 1); условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре (пункт 2); при заключении договора страхования страхователь и страховщик могут договориться об изменении или исключении отдельных положений правил страхования и о дополнении правил (пункт 3).
Сумма, в пределах которой страховщик обязуется выплатить страховое возмещение по договору имущественного страхования или которую он обязуется выплатить по договору личного страхования (страховая сумма), определяется соглашением страхователя со страховщиком в соответствии с правилами, предусмотренными настоящей статьей (пункт 1 статьи 947 ГК РФ).
Аналогичные положения предусмотрены Законом Российской Федерации от 27.11.1992 года №4051-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 41 постановления от 27.06.2013 года №20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан»: «Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.
В связи с тем, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей транспортного средства, в ее возмещении страхователю не может быть отказано».
Согласно полису серии № от ДД.ММ.ГГГГ года, подтверждающему факт заключения страховщиком ОАО «ГСК «Югория» и страхователем Ткачевым С.В. договора страхования на основании Правил добровольного комплексного страхования средств автотранспорта, предметом страхования является автомобиль марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, VIN: №, по программе «Классик» при страховой сумме 560000 рублей. Размер ущерба определяется на основании калькуляции страховщика или направлении на ремонт на СТОА, с которой у страховщика заключен договор. ТС, находящиеся на гарантии завода-изготовителя, направляются на СТОА официального дилера, с которым у страховщика заключен договор. Правила страхования средств автотранспорта страхователь получил (л.д.40).
Обозначенными Правилами добровольного комплексного страхования средств автотранспорта, утвержденными приказом № от ДД.ММ.ГГГГ года, при страховании транспортного средства и/или дополнительного оборудования страховыми случаями, в соответствии с настоящими правилами, ни при каких условиях не могут быть признаны события, если они наступили при следующих обстоятельствах, в том числе: утрата (потеря) товарной стоимости (УТС) и/или товарного вида (пункт 4.1.17) (л.д.51).
Условия договора страхования между сторонами не противоречат положениям статей 420-422 ГК РФ о свободе договора и соответствии договора приведенным нормам действующего законодательства, а также разъяснениям обозначенного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Стороны изначально определили конкретные страховые риски, страховую сумму и порядок определения страхового возмещения. Именно утрату товарной стоимости автомобиля как страховой риск стороны непосредственно в договоре (полисе) не предусмотрели и прямо исключили из перечня возможных страховых случаев в принципе.
Истец не лишен был права требовать возмещения утраты товарной стоимости застрахованного автомобиля, если бы стороны не определили специально (отдельно) спорное условие в договоре страхование. Однако в рассматриваемом случае, как уже было отмечено, спорные моменты (условия) стороны определили изначально при заключении договора страхования.
Отсюда, ответчик-страховщик свои обязательства перед истцом-страхователем выполнил надлежащим образом и в соответствии с буквальными условиями заключенного договора страхования.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение мирового судьи по существу является правильным, оснований для его отмены и удовлетворения исковых требований нет.
Руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
Решение мирового судьи судебного участка №79 в Первомайском судебном районе в городе Омске, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №76 в Первомайском судебном районе в городе Омске, от 20 октября 2014 года, по иску Ткачева С.В. к Открытому акционерному обществу «Государственная страховая компания «Югория» о возмещении ущерба оставить без изменения, апелляционную жалобу Ткачева С.В. - без удовлетворения.
Судья Апелляционное определение вступило законную 23.12.2014 года.