г.Сыктывкар Дело № 2-2549/2019 (33-824/2020г.)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
В составе председательствующего Ус Е.А.,
судей Захваткина И.В., Шерстневой А.А.,
при секретаре Буткиной А.В.,
рассмотрела в судебном заседании 10 февраля 2020 года дело по апелляционной жалобе законного представителя истца ФИО Каневой Е.В. на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 11 октября 2019 года, которым в удовлетворении исковых требований Каневой Е.В., действующей в интересах недееспособного ФИО, к администрации МОГО «Ухта», Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма отказано.
Заслушав доклад судьи Ус Е.А., объяснения Каневой Е.В., представителя истца Канева Б.Б.,судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Канева Е.В., действующая в интересах ФИО обратилась в суд с иском к администрации МОГО «Ухта», Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» (далее Комитет) о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, находящееся в пределах города Ухта, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека с учетом права на дополнительную жилую площадь. Сославшись, что является опекуном ФИО., который состоит на «...» учете по ..., является инвалидом с детства, решением ... городского суда от <Дата обезличена> признан недееспособным. С 2009 года основным местом жительства ФИО. является город Ухта, где он обучается, проходит медицинское лечение. В то же время по месту жительства ФИО. жильем не обеспечен. Поскольку ФИО страдает тяжелой формой хронического заболевания, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Определением Ухтинского городского суда РК от 14 августа 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального района «Ижемский».
В судебное заседание представитель истца Канева Е.В., представитель третьего лица не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Канев Б.Б., действующий по доверенности, на исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика администрации МОГО «Ухта» с иском не согласилась.
Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» с иском не согласилась.
Суд вынес указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца не согласен с решением суда, просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть поступившую жалобу в отсутствие представителя ответчика, соответчика, третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
Судом установлено, что ФИО. является инвалидом с детства, с 2017 установлена первая группа инвалидности.
Решением ... городского суда от <Дата обезличена> ФИО признан недееспособным. Распоряжением отдела опеки и попечительства по городу Ухте Управления по опеке и попечительству Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми № 14-0 от 01 июня 2017 года над ФИО установлена опека, опекуном назначена Канева Е.В.
Из материалов дела, пояснений представителя истца следует, что ФИО совместно с опекуном Каневой Е.В. с 2009 года постоянно проживает в городе ... Республики Коми, зарегистрирован по месту жительства <Адрес обезличен>.
На основании постановления администрации муниципального района «Ижемский» от 03 октября 2014 года № <Номер обезличен> Канева Е.В. состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «семьи, имеющие детей-инвалидов» в соответствии с Законом Республики Коми от 05 апреля 2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья».
ФИО страдает тяжелой формой хронического заболевания (...), включенным в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 года № 987н.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что семья истца на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в администрации МО ГО « Ухта», не состоит, данная семья малоимущей в установленном законом порядке не признана, в связи с чем оснований для возложения на ответчиков обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма ФИО не имеется.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда.
В ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п. 1 ч. 1 ст. 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения закреплены и в ч. 1 ст. 14 и п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Пунктом 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и которые указаны в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Данная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ) ( определение Конституционного Суда РФ от 26.03.2019 №726-О). Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне (определение ВС РФ от 25.09.2018 № 41-КГ18-37).
Судом правильно сделан вывод, что наличие заболевания, входящего в установленный Правительством Российской Федерации Перечень, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, как при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущим и нуждающимся в жилых помещениях, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Заявляя данные требования, истец не оспаривает в судебном порядке отказ ответчика в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, не лишена права обжаловать данные действия.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на правильно установленных по делу обстоятельствах и применении надлежащих норм права.
Таким образом, обстоятельства по делу установлены судом правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 11 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Каневой Е.В. – без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-